Русские поговорки и их значение
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?
112 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
1. ЧЕЛОМ В ПРОРУБЬ – НОГАМИ В ИСТИНУ.
2. ПО ПРИМЕТАМ ЧАРУ СЛАВЯТ.
3. ПО ЧАРЕ ИСТИНА, А В ПРОСТОДУШЬЕ – МУДРОСТЬ.
4. НЕ В ВЕЗЕНЬЕ ПРИБЫЛЬ. А В ПРЕИЗБЫТКЕ ВЛАС.
5. ОДИН ВОЛОСОК РОД ДЕРЖИТ.
6. ЧАРА ВОССИЯЕТ – СЛАВА СБУДЕТЬСЯ.
( «Чара» есть вино, употребимое и солнцем и людьми, подразумевается только чара с сурьей).
7. У ВСЕХ ДЕЛ ГОЛОВА ОДНА – РОД.
8. РОДИВШИСЬ В УЗРЕ, НЕ ПРОПАДЁШЬ В УЗДЕ.
9. ПО НАРЕЧИЮ – НАЧАЛО.
10. НАРЕЧЕННЫЕ СХОДЯТСЯ – КОЛИ БРОД РАСХОДИТЬСЯ.
11. ПО БРОДУ НАЧАЛА НЕТ.
12. КАБЫ РЕЧЕЮ НЕ БАЛОВАЛИСЬ – ИЗ ЯИЦ ЦЫПЛЯТА НЕ ВЫЛУПЛЯЛИСЬ.
13. КАЖДОЙ ЦЫПЕ ПО ЦЫПУХЕ, ПО КОЖУТИ И НАВАРУХЕ.
14. СИНЕЙ ПТИЦЕЙ ВЗЛЕТИШЬ – В КОРОМЫСЛО УГОДИШЬ.
15. В КОРОМЫСЛЕ МУДРОСТЬ РОДА.
16. КОРОМЫСЛО КОСМОС ЗНАЕТ.
17. КОРОМЫСЛО – МОСТЫ В КОСМОС.
18. ВСЯКА НЕЧИСТЬ КОРОМЫСЛА УБОИТСЯ, ВСЯК РОЖДЕНИЕМ ОБЯЗАН КОРОМЫСЛУ.
19. ЗАПЛЕЧНАЯ НОША ТЯЖЕЛА, А С КОРОМЫСЛОМ ПРЕОДОЛИМА.
20. ДОЛЯ – НЕДОЛЯ, А КОРОМЫСЛО УВЕСИТ.
21. ПО ПРЯДИ СОХА ПЕРЕНОЩНАЯ, ПО РЯДУ – НОГА ПЕРЕСТУПНАЯ.
22. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ВЫСЕВИ СЕВУ - ПО КРАДЕ И ПРЕЙДЁТСЯ.
23. ВОЗВЕЛИТШИ РОД И САЖЕНЬ ПРИЙДЁТ.
24. РОД РОДИТСЯ И ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
25. У КРЕНЯ ЕСТЬ ЗАБОР, У КРЫНЯ – ВЕСЬ ЧЕРТОГ, А ВОЗВЕЛИТШЕНОЕ СТОЙМЯ СТОИТ («креня» – кривда, «крыня» – правда)
26. ВОЗЛЮБИ, ЛЮБИ ЗАПРЕТ.
27. ВО РАДУГЕ БОГ РОДИТЬСЯ – ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
28. ПРАВДА С КРИВДОЮ РОЗНЯТЬСЯ – ЛИШЬ КОРОМЫСЛА УБОЯТЬСЯ.
29. ЛЮТЫЙ ВОРОГ – СТАРУХА БЕЗЗУБА.
30. НЕТ КРИВДЫ ЗЛЕЕ – ЧЕМ ЗУБЫ СТЁРТЫ.
31. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ПЕРЕСЕЙ ТРАВУ, СВЯТА КРИНИЦА, ПО ЖИТУ – И ХЛЕБ.
32. ИЗ УСТАЛИ ПОРОСЛЬ СЕЕТСЯ.
33. ПО ПРИЧИНЕ И ОХВАТ УМА.
34. ПО ЛЮБУ И МИР.
35. ВО СЛАВИ – ДЕД, НА ЗЕМЛЕ – РАЙ, ПОД ЗЕМЛЁЙ – РОЙ, А В НЕБЕ – ИСТИНА.
36. ВО СЛАВУ РОДА ВОСПОЁТ МЛАДО. МЛАДО, СТАРО – ВСЁ ОДНО.
37. ВОЗСИЯЕТ РОД – ОЖИВЁТ НАРОД.
38. НАРОД ВО СЛАВЕ МОГУЧ.
39. ОБРЯЗШИЕ СЕВЕР – ПОЛУЧАЮТ РАЙ.
40. НА СЕВЕРЕ – МОГУЧ НАРОД, А ВО ХЛЕВЕ – ЗЫБЬ-ЗЕМУН.
41. БОРУ ЧАДИШЬ – СВЕТ ХВАЛИШЬ.
42. ИЗ ТРИЗНЫ ВОЗРОДИВШИСЬ – БОРУ НЕ ОДОЛЕТЬ.
43. УБОР – БОРЕЮ, А СЫТЬ – ЗЕМЛЕ.
44. СЫТНО БОРЕЮ – ХВАЛА БОГАМ.
45. УБОР НА СВЯТА – ВОЗЫМЕЕШЬ СИЛУ.
46. НЕТ ПРЕГРАД БОРЕЮ, КОЛИ СВЕТО ЧТИШЬ.
47. ИЗУМСТВО – СВЕТ БОРЕЯ.
48. ПРИЛЕПИШЬ КРАДУ – РОД ОБОСНЁШЬ.
49. ИЗ-ЗА МОРЯ -ОКИЯНА ВЕТЕР ВСЕГДА ПО БУЯНУ.
50. БРЕЕШЬ БОРОДУ – СЕМЯ ПУСТЕЕТ.
51. ПОБРИТОМУ ЛЮБО ЗНАТЬ – ДЕТЕЙ НЕ РОЖАТЬ.
52. УЛЕПНОЕ ОТРОДЬЕ В ХВОСТЕ ЗАКРУЧЕНО.
53. У РОЖЕНИЦЫ СВЕТЕЛ УМ.
54. И ЗМЕЮ ПАСКУДНО ЖИТЬ, КОЛЬ В ХЛЕВУ ОДНО ЗОЛОТО.
55. УЗРИШЬ МНОГО, КОЛИ СЕЛО ОГРОМНО.
56.О ПРАВДЕ КРИВДА СКАЖЕТ.
57. ПО НЕДОМЫСЛИЮ И УМ.
58. НЕ ЛЕЗЬ В СОР - НЕ ПОЛУЧИШЬ РАЗДОР.
59. У ИНОЙ МЫСЛИ И ВЕТЕР НАЧАЛО.
60. ОБ ИСТИНЕ СПОРИТЬ – ПРАВДУ ЗАБЫТЬ.
61. ПО ЛЖИ И УМЕНИЕ БЕГАТЬ.
62. ПО РАЗУ КАК ПО ТРИ, ПО ТРИ РАВНО КАК ПО РАЗУ, КОЛИ ОПЫТА НЕТ.
63. В КАЖДОЙ СВЕТЁЛКЕ СВОЁ КОРОМЫСЛО.
( «Коромысло» - созвездие Большой Медведицы у славян)
64. НЕПОЮЩЕМУ НА ТЫНЕ – СМЕРТЬ ОТ ДОСТАЛИ (переизбыток).
65. ПО ТЫНУ И РАССВЕТ.
66. У РОДА ПОЮЩИХ РАССВЕТ – НЕТ ЗАКАТА.
67. У КАЖДОГО ПРАЗДНИКА СВОЙ ГЛАС.
68. ЖИВОТ РОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОЧИ.
69. ОЧИ В НЕБО – ДИТЯ К РОДУ.
70. РОД ВЕЛИК – ЗУБЫ БЕЛЫ.
71. ЛЮБА И ПРИБОЙ ОДОЛЕЕТ.
72. СЕЙ В ВОДЕ – ГРЕМУЧИМ СМЕРТЬ!
73. ВОДА ВОДОЙ, А ХЛЫНЕТ – НЕ ОПОМНИШЬСЯ, В СВОЙ ЧЕРЁД – ВОДА СВОЯ.
( дано пояснение: на тыне пели рассвет и кто рождался обязан был петь на тыне, иначе – смерть. Встречная просьба – дать пословицу о муже.)
74. ПО МУЖУ (ЧАРЕ) БРОВИ СХОДЯТСЯ, ВОТ ТЕБЕ И ПОСЛОВИЦА.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена