Лучшие здания 2015 года
Жилой комплекс Sugar Hill, Нью-Йорк, США
Это, конечно, архитектура не для всех, но в смелости и нежелании идти на поводу у публики отказать ей сложно. Для малообеспеченных семей в нью-йоркском Гарлеме, когда-то имевшем плохую репутацию, а теперь стремительно джентрифицирующемся, студия Adjaye Associates спроектировала 13-этажку из двух положенных друг на друга параллелепипедов.
Удивляют и фактура панелей, меняющая колористику комплекса в зависимости от его освещенности, и непривычный цвет графита, и созданная при возведении инфраструктура. К услугам арендаторов квартир — подземный паркинг, террасы, прекрасный вид и объекты общественной инфраструктуры, занявшие два нижних этажа, например детский сад. Созданное по стандартам бизнес-класса социальное жилье — опыт, непривычный для нас, но за которым будущее.
Магазин Dior, Сеул, Южная Корея
Этот объект — полная противоположность предыдущему как по целевой аудитории, так и с точки зрения выбранной эстетики. Для головного сеульского бутика известного лакшери-бренда выдающийся французский архитектор и лауреат Притцкеровской премии Кристиан де Портзампарк предложил сложный криволинейный образ, напоминающий бутон цветка.
Впрочем, по задумке автора, 11 белоснежных изогнутых панелей, закрывающих фасад магазина, должны символизировать полотнища хлопковой ткани, с которой любил работать Кристиан Диор. Многометровые экраны на самом деле выполнены из легкого стеклопластика и просты в производстве, а созданный ими объем входной группы закрывает основной корпус уже в форме традиционного куба, облицованного анодированным алюминием.
Музей естественной истории, Шанхай, Китай
Еще один пример удачного использования контрастов в архитектуре был продемонстрирован в Китае. Американская компания Perkins+Will в 2015 году сдала заказчику новый крупный комплекс Музея естественной истории в Шанхае. Два из четырех фасадов здания подчеркнуто геометричны, перфорированы горизонтальными и квадратными окнами, создающими любопытную асимметричную ритмику. Завершает композицию сплошное вертикальное озеленение, символизирующее «природную» специализацию учреждения.
Тем удивительнее эффект, который создает музей, стоит только обойти его. За прямыми линиями скрывается спираль, самой собой и своей отделкой вызывающая ассоциации с клеточной структурой — непременной составляющей жизни на земле. Кроме того, тут имитируется и горный склон, а крыша здания также полностью озеленена и может быть трансформирована в рекреационную зону. Прекрасный пример того, когда назначение комплекса зашифровано в его архитектуре.
Golf House, Коста-Эсмеральда, Аргентина
Из всего многообразия индивидуальных домов, которые ежегодно строятся в мире, мы выбрали образец, наилучшим образом отражающий современные тенденции в проектировании такого рода объектов. «Дом для гольфа» в респектабельном пригороде Буэнос-Айреса является квинтэссенцией по-прежнему актуальных архитектурных трендов. Три блока расположились друг на друге, удачно обыгрывая перепад рельефа и функциональное зонирование особняка внутри.
В среднем блоке находится общее пространство с совмещенными гостиной, столовой и кухней, на верхнем, самом приватном, этаже расположена спальня хозяев, а внизу — еще две гостевые спальни. При этом в конструкции здания использовано непривычное для наших широт, но модное за рубежом сочетание грубого необработанного монолитного бетона и больших площадей панорамного остекления. Две большие деревянные террасы служат завершающим элементом проекта.
«Дом знаний», Эш-сюр-Альзетт, Люксембург
Занявший площадку бывшего металлургического завода, где сейчас создается новый технопарк «Город наук», «Дом знаний» представляет собой знакомое нам противопоставление двух контрастных объемов: 18-этажной высотки и длинного стилобата, пересекающегося с ней под прямым углом, но при этом «подвешенного» в воздухе. Весь комплекс облицован металлической решеткой, ставшей единственным «излишеством», использованным архитекторами. Окружили кампус столь же лаконичные здания отдельных институтов. Все вместе образовало то самое единство, в котором содержание преобладает над формой.
Центр инженерных исследований, Норт-Йорк, Канада
Впрочем, как показывает практика, далеко не всегда (и даже в большинстве случаев) западные архитекторы склонны к подобному минимализму. Например, в северном пригороде Торонто Норт-Йорке в этом году открылся новый корпус местного университета, спроектированный студией ZAS Architects. В данном случае авторы решили, что форма объекта имеет столь же принципиальное значение, сколь и его «начинка».
Из обычного вузовского факультета они решили сделать центр подготовки инженеров новой эпохи, названной ими по древней аналогии Ренессансом. Инженерное «Возрождение» в их представлении выглядит как здание неправильной формы, имеющее волнообразное остекление нижних этажей и серо-голубую ячеистую облицовку верхних уровней, где сосредоточены учебные аудитории и лаборатории. Больше всего получившийся результат напоминает облако — облако мыслей, облако идей, в котором и должны, видимо, рождаться новые технические и технологические решения, достойные XXI века.
. Международная штаб-квартира Euronews, Лион, Франция
В 2015 году известный панъевропейский телеканал наконец-то обрел свой новый дом, строительство которого продолжалось четыре года. Набережную Рамбо у слияния Соны и Роны во французском Лионе украсил зеленый куб телевизионной штаб-квартиры, спроектированный мастерской Jakob + MacFarlane.
Окрашенные в такой яркий, но приятный глазу цвет, перфорированные алюминиевые панели должны, по мнению авторов проекта, прекрасно сочетаться с речными водами. При этом в фасаде здания выделяются две утопленные внутрь полусферы. Конечно, это глаза, которыми журналисты Euronews смотрят на окружающие их город и мир. При этом весь этот образ, помимо эстетической, несет на себе еще и функциональную нагрузку. «Глаза» включены в два внутренних атриума (с их помощью туда попадает свежий воздух), а панельный экран защищает штаб-квартиру и ее содержимое от солнечных лучей.
Учебный центр Наньянского технологического университета, Сингапур
Сингапур давно стал Меккой качественной современной архитектуры, и весной прошлого года его украсил объект, которому под силу стать отдельной туристической достопримечательностью. Среди белоснежных корпусов Наньянского технологического университета появился новый бежевый учебный центр, похожий на слившиеся осиные гнезда.
Британский архитектор Томас Хезервик придумал конгломерат из 12 бетонных башен, каждая из которых имеет собственную горизонтальную узорную фактуру. Башни сформированы отдельными дисками, соединенными стеклянными перемычками. Всего их 56, и они представляют собой не что иное, как учебные классы. Круглая форма позволяет максимально эффективно организовать образовательный процесс для небольших групп студентов.
Музей The Broad, Лос-Анджелес, США
Семья Броудов является владельцем одной из крупнейших (и лучших) в США коллекций современного искусства. В 2010 году ее глава решил, что для его собрания нужна подходящая оболочка, пригласив для проектирования студию Diller Scofidio + Renfro. Спустя пять лет в самом центре Лос-Анджелеса, прямо напротив знаменитого концертного зала Уолта Диснея работы Фрэнка Гэри появилась белоснежная постройка, ставшая, по сути, не музеем как таковым, а лишь запасником для коллекции Броудов, выдающих свои экспонаты для показа самым разным мировым музеям.
Тем не менее выставочные залы имеются и в новом объекте — они занимают верхний (третий) этаж. Собственно хранилище расположено в центре постройки, а окружают ее административные и общественные помещения. Весь комплекс с его ценнейшей «начинкой» заключен в своеобразную «скорлупу» из фибробетона, регулярные отверстия в которой служат для регулировки инсоляции.
Культурный центр, Хетафе, Испания
Отдельный жанр архитектурной практики — реконструкция существующих сооружений с приданием им современного облика. Зачастую при этом авторам удается настолько кардинально изменить внешний вид объекта, что заподозрить в нем нечто существовавшее десятилетиями просто невозможно. Что-то подобное случилось в испанском Хетафе, где давно заброшенный городской рынок на главной площади решили трансформировать в культурный центр.
Специалисты мастерской A-cero «одели» старое здание в решетку из чередующихся белых и черных алюминиевых ребер-панелей, образовавших на фасадах эффектный ритмичный рисунок. Внутреннее пространство, где когда-то находились торговые ряды, теперь предназначено для проведения разнообразных культурных мероприятий от выставок до концертов. Бывший рынок в Хетафе — идеальный пример превращения никому не нужного здания в востребованный объект, актуально выглядящий и при этом созданный с минимальными инвестициями.
Новый стадион футбольного клуба «Бордо», Бордо, Франция
Швейцарское бюро Herzog & de Meuron — настоящие звезды современной архитектуры, в особенности спортивной. Их авторству принадлежат Олимпийский стадион в Пекине, прозванный «Птичьим гнездом», и «Алльянц-арена» мюнхенского футбольного клуба «Бавария». В скором будущем они начнут работу над новым «Стэмфорд-Бридж» для «Челси» Романа Абрамовича, а в 2015-м в эксплуатацию была принята их самая свежая работа — футбольный стадион в Бордо.
И вновь он получился запоминающимся. Прямоугольную кровлю-мембрану поддерживает «лес» из сотен тончайших колонн, придающих арене сходство с античным храмом. Получившийся фасад фактически оказался полупрозрачным, открывающим вид на внутреннюю чашу стадиона с ее ступенчатым рельефом. Дополняют по-настоящему скульптурный образ высаженные вокруг 664 дерева. Уже летом этого года новенькая арена примет матчи очередного чемпионата Европы по футболу.
432 Park Avenue, Нью-Йорк, США
В Нью-Йорке официально появился новый рекордсмен. Небоскреб под скучным названием 432 Park Avenue стал самым высоким жилым зданием города и всей страны. Автор проекта — одиозный уругвайский архитектор Рафаэль Виньоли — на этот раз решил отказаться от изогнутых фасадов, которые уже неоднократно становились источником не совсем обычных проблем. Здание квадратное в плане, однако при этом соотношение ширины к высоте составляет 19:1, что делает 432 Park Avenue одним из самых тонких зданий страны.
В башне всего 104 квартиры, больше половины из них уже раскуплено. Новых собственников не смущают цены от $7 млн за самые скромные апартаменты. Покупателя нашел даже пентхаус, проданный в конечном итоге за астрономическую сумму в $95 млн.
Оперный театр, Харбин, Китай
Китайская архитектурная мастерская MAD продолжает удивлять страну и остальной мир. В самом конце года был сдан в эксплуатацию очередной их футуристический объект — город Харбин на севере КНР получил новый оперный театр. Комплекс из двух зданий, где разместились основной и камерный зрительные залы, напоминает одновременно спрута, сугробы и загадочное инопланетное существо.
Здания от MAD всегда чрезвычайно фотогеничны, и новая харбинская опера не стала исключением. Текучие объемы, облицованные металлическими панелями, вдохновлены маньчжурскими природными ландшафтами и подчеркивают суровый климат региона. Внутри же театр выглядит фантастическим космическим кораблем, где белоснежное фойе контрастирует с отделанными деревом ценных пород зрительными залами.
Факультет исламских наук, Доха, Катар
Религиозная архитектура обычно ассоциируется с традиционными формами и подходами, но новый исламский центр в столице Катара полностью опровергает данный стереотип. Специалисты компании Mangera Yvars Architects смогли создать здание, которое, с одной стороны, выглядит ультрасовременно, а с другой — отдает должное богатым традициям ислама.
Внутри распластанного по пустыне объема находятся аудитории для занятий, административные помещения сотрудников факультета и молитвенные залы, но главным акцентом комплекса является пара гигантских 90-метровых минаретов, наклоненных в сторону Мекки и служащих своеобразным указателем направления для молитвы.
Всемирная выставка «Экспо-2015», Милан, Италия
С мая по октябрь 2015 года в итальянском Милане проходила очередная Всемирная выставка, которая, как и все мероприятия подобного рода, стала и выставкой архитектурных достижений последней пятилетки.
Сотни стран привлекли своих лучших архитекторов для создания национальных павильонов, а те, в свою очередь, дали разгуляться фантазии, насколько позволил им сделать это порой ограниченный бюджет. Взятые по отдельности, павильоны, может, и не заставят вас удивиться, но все вместе они складываются в грандиозную, планетарных масштабов мозаику, как ничто другое демонстрирующую, что такое мировая архитектура сегодня.
Источник:
21 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена