Древние якуты принимали торчащие из земли бивни мамонта за рога мифического Быка холода
Его продолжают упоминать при крепких морозах и создавать разные версии специальных календарей "ломки рогов" — о так называемом периоде, когда сильные морозы отступают. Отметим, что жаркие споры о точных датах ломки ведутся по сей день. У Быка холода даже есть свой персональный блог в сети, где он делится морозными новостями и фотографиями. Однако его прототипом является вовсе не бык, а мамонт, останки которого древние якуты и принимали за рога мифического животного. ИА YakutiaMedia представляет фотографии Евгении Арбугаевой, свидетельствующие о том, как реальность породила мифы.
По мере изучения мифов и легенд якутов и других народов Сибири родилось предположение, что прототипом Быка Холода был мамонт. К тому же, внушительный облик быка мог сформироваться у народа Саха после обнаружения останков мамонтов, чьи бивни они принимали за рога исполинских быков.
Якуты и другие сибирские народы верили, что в нижнем мире водится гигантский зверь — сэлии. Выбравшись на поверхность, он гибнет от солнечных лучей, и остаются торчать только рога, которыми он рыл землю и сокрушал лед. К сэлии коренные сибиряки относились с суеверным ужасом (увидеть его — к смерти), но, преодолевая страх, столетиями собирали "рога" для обмена. Из Сибири слух о подземных великанах распространился по всей Евразии. А поскольку в финно-угорских языках словом, звучащим как "мамут", называли "земляные рога", то есть ископаемые бивни, сэлии обрел имя "мамонт". Например, в средневековой Европе бивни мамонта приписывали единорогу или почитали как святые реликвии.
Первая мумия мамонта, о которой сохранились достоверные сведения, была обнаружена в августе 1799 года в дельте реки Лены эвенками из общины Осипа Шумахова, "тунгузского князца", как он именовался в тогдашних грамотах. В 1803 году, когда мамонт полностью вытаял из обрыва, Шумахов вырубил бивни и продал их за 50 рублей якутскому купцу Роману Болтунову. Купец оказался любознательным — добрался до обрыва, зарисовал тушу и описал зверя: "…Был так тучен, что брюхо у него отвисало ниже коленных загибов. Этот мамонт был самец… но без хвоста и хобота". Еще через три года о мамонте прознал Михаил Адамс, адъюнкт по зоологии российской Императорской академии наук, который возвращался через Якутск из Китая. Когда зоолог оказался на месте, от мумии еще оставался скелет с большими кусками шкуры, две ноги, даже усохшие мозг и глаз и целый пуд выпавших волос — прочее уничтожили песцы, волки и собаки. Тем не менее этот остов, выставленный впоследствии в Кунсткамере (ныне — в Зоологическом музее Санкт-Петербурга) и известный как "мамонт Адамса", является одним из наиболее полных скелетов Mammuthus primigenius. Академия сразу объявила о солидном денежном вознаграждении за каждую новую находку. Ждать пришлось почти целый век.
Вот что писал журнал "Научное обозрение" за 1901 год: "Как сообщают газеты, найден прекрасно сохранившийся труп мамонта. В желудке оказался мох, трава. По распоряжению Императорской академии наук местные власти должны позаботиться о сохранении драгоценной находки вплоть до прибытия специалистов, посланных для изучения условий нахождения туши в залежах льда и доставки ее в Петербург. Мамонт найден в местности, находящейся в 300 верстах от Среднеколымска…". Частично вытаявшую мумию заметил в береговом откосе реки эвенк Семен Тарабикин, преследовавший лося. Он извлек единственный бивень и продал его казакам. Те, зная об объявленном вознаграждении, выкупили у охотника и право на владение находкой. В сентябре 1901 года на реку Берёзовку, приток Колымы, прибыла экспедиция под руководством консерватора Зоологического музея Отто Герца. Чтобы извлечь мамонта, над ним возвели деревянный сруб, в котором круглосуточно топили печи. Обратный путь занял четыре месяца: фрагменты мумии везли на десяти подводах, запряженных то лошадьми, то оленями, а от Иркутска — в вагоне-холодильнике. В 1903 году уникальный экспонат — берёзовского мамонта, и ныне представляющего собой самую целую мумию взрослого животного, — выставили в музее.
Вскоре довольно полные остатки мамонта один из якутских братьев-промышленников Гороховых высмотрел на дне ручья на острове Большом Ляховском. Весть об открытии дошла до Санкт-Петербурга, но в академии решили, что теперь подобных находок будет в избытке, и отказали в выделении средств на дальнюю экспедицию. В итоге изрядно потрепанные фрагменты ляховского мамонта оказались в Париже, а следующую мумию пришлось ждать еще 70 лет.
В 1977 году, на ручье Диме, в верховьях Колымы, при подготовке площадки для промывки золота бульдозерист Анатолий Логачёв из старательской артели "Знамя" зацепил ножом своей машины мамонтенка, названного по месту раскопа — Дима. Спустя еще 11 лет почти целую тушку мамонтенка на берегу речки Юрибечеяхи на полуострове Ямале обнаружили моряки теплохода "Порог". А самую целую на сегодня мумию мамонтенка, которого назвали Любой, там же, на Ямале, нашел оленевод Юрий Худи в 2007 году — у Любы не хватает только хвостика. На следующий год двухмесячный мамонтенок вытаял из обрыва на реке Хроме в Северо-Восточной Якутии (его так и зовут — Хрома). Дальше, видимо из-за таяния мерзлоты мумии стали появляться почти каждый год.
Очень необычная находка поджидала палеонтологов на берегу моря Лаптевых в 2010 году: новую самку назвали Юка, поскольку обнаружили и сберегли мумию члены кочевой родовой общины "Юкагир". Путь мамонта от берегового обрыва до лаборатории в Якутске занял полтора года. А там, чтобы уточнить возраст животного, была сделана компьютерная томография черепа, результат которой оказался совершенно неожиданным: в черепе сохранился головной мозг. Прежде выводы о строении этого органа у мамонта основывались лишь на слепках внутренней полости черепной коробки и знаниях о мозге современных слонов. Поэтому важной задачей стало сохранение редкой находки для дальнейших исследований. "Мозг Юки, хотя и сохранил внешние признаки и форму, стал очень хрупким вследствие длительной мумификации. Три недели ушло на его консервацию — пропитку формалином — в Якутске, а затем черепную коробку вскрыли и извлекли его, — рассказывает Евгений Мащенко, известный специалист по мамонтовой фауне из Палеонтологического института РАН. — Важно было не повредить череп и при этом аккуратно достать мозг в твердой оболочке: трепанация продолжалась почти шесть часов. Череп мамонта имеет особые воздушные полости, облегчающие эту массивную конструкцию, вот и пришлось распиливать пятисантиметровую костяную толщу". В итоге удалось увидеть остатки проводящей системы переднего мозга и мозжечка мамонта, различить мозговые желудочки, гипофиз.
Удивительно, что, несмотря на все эти находки, и ныне бытует мнение о гигантских кладбищах мамонтов, мгновенно образовавшихся под волнами Всемирного потопа и застывших во льдах.
Источник:
15 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена