Первые шаги цветного ТВ в СССР или еще раз про отсталый “совок”
15 июня 1960-го года радиолюбителем Чуевым был предложен способ получения цветного изображения на экране черно-белого телевизора без внесения в него каких-либо изменений. Результат достигался на основе эффекта Бенхема-Фехнера за счет чередования с определенной частотой оттенков серого в телевизионной картинке. Ленинградским опытным телерадиоцентром в 62-м году проводились эксперименты по передаче статических картинок этим способом и были получены устойчивые результаты. К сожалению цвета были тускловаты, картинка мерцала и перспектив задумка не имела, но тем не менее полет мысли удивителен даже по нынешним меркам. Напомню, что в 60-м году официально цветное телевидение существовало только в США, цветной телевизор стоил дороже последнего Кадиллака, цветные кинескопы начали выпускаться ограниченными партиями всего несколько лет назад, а до появления советско-французской системы цветного телевидения оставалось еще 7 лет. Достижения западной мысли в этом направлении исчерпывались двумя проведенными в Великобритании в 1956-м году опытами, во время которых экран ТВ приемников засвечивался поочерёдно субъективно голубым и субъективно розовым фоном. Ни о какой передаче картинок речи не шло.
Хотя “официально” до 1960-го года цветное телевидение существовало только в США, на Шаболовке (вторая в мире) опытная станция цветного телевидения (ОСЦТ-1) с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года вела регулярные цветные телевизионные трансляции по американской системе NTSC. Отставание от США в то время равнялось 10 месяцам. Японию мы на тот момент обгоняли на 7 лет, Канаду на 9, Великобританию и Германию на 13. Очень быстро выяснилось, что американская система предъявляет слишком высокие и зачастую невыполнимые требования к каналам связи и по инициативе комсомольской организации телерадиоцентра, была разработана модернизированная “совместимая система цветного телевидения”. К ноябрю 1959 года там же, на Шаболовке, была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960-го начала регулярное вещание. Инженерам Шаболовки удалось значительно понизить избыточные требования к качеству каналов связи и сохранить основное преимущество системы NTSC – в 2 раза более высокую вертикальную цветовую четкость по сравнению с системами PAL и SECAM (которые тогда еще даже не существовали). К этому времени советская промышленность уже выпускала 3 типа цветных телевизоров “Темп-22”, “Радуга”, проекционный “Изумруд” и 4 разновидности масочных цветных кинескопов. Хотя, конечно, объемы производства никак не могли удовлетворить спрос огромной страны и в журнале “Радио” за последующие несколько лет были опубликованы 4 радиолюбительских телевизионных конструкции, которые позволяли наблюдать настоящее цветное изображение. Типов конструкций было два – проекционная и с вращающимся светофильтром.
Самая первая, опубликованная в 1961-м году конструкция телевизора “Цвет-1” (разработчики Соколов и Судравский) была проекционной. Схема не сильно отличалась от современных проекционных ТВ, но за счет общей простоты, радиолюбителями были собраны несколько сотен аппаратов. Один из них, установленный в Краснопресненском кружке юных техников проработал до 1974-го года, в свое время был переделан под отечественный SECAM и доказал собственную высокую надежность и продуманность. Кстати одним из авторов в 1965-м году был сконструирован, собран и показан на ежегодной выставке радиолюбительского творчества первый в СССР портативный полупроводниковый телевизор. Уже в 66-м году его схема была опубликована в журнале “Радио”, а советская промышленность освоила выпуск кинескопов специально для миниатюрных телевизоров. Несмотря на отставание на 7 лет от фирмы Sony, наша “Юность” была легче, надежней, технологичней и на то время имела самый плоский и квадратный в мире кинескоп. В конце концов японцы купили эту разработку, перевели ее на собственную элементную базу, уменьшили вес на 180 грамм и массово выпускали вплоть до 1972-го года.
В основе второго типа конструкций радиолюбительских цветных телевизоров лежала идея вращающегося перед черно-белым экраном прозрачного диска с тремя секторами окрашенными в красный, синий и зеленый цвета. За счет синхронизации изображения и вращения диска, в момент когда перед глазами был зеленый сектор, на экране показывалась “зеленая” картинка, когда глаза смотрели через синий сектор – “синяя” картинка и т.д.
В результате получалось красочное и четкое изображение. Единственным недостатком было повышенное мерцание, но в условиях полной недоступности цветных кинескопов (а импортные к тому же стоили под тысячу долларов), с этим недостатком легко мирились. Конструкция получилась настолько простой и доступной что даже через 3 года после официального начала цветного вещания в СССР и массового выпуска цветных телевизоров, в журнале все еще публиковали все новые и новые ее модификации.
В 1965-м году, в основном по политическим соображениям, все собственные разработки систем цветного телевидения в СССР приостановили и мы присоединились к французской системе SECAM, которая с небольшими модернизациями была принята в качестве стандарта в 1967-м году и работает до сих пор.
Ну и напоследок коротко об истории радиолюбительских конструкций цветных телевизоров на западе. Судя по всему их никогда не было.
93 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена