Религиозные пищевые запреты
Христианскую религию можно назвать самой терпимой к тому, что именно потребляют в качестве пищи ее адепты. Когда-то очень давно, еще до Всемирного потопа, согласно Ветхому Завету, все были вегетарианцами, а потому вопрос о потреблении мясных блюд на повестке дня не стоял. Но после потопа многое изменилось, и Новый Завет уже разрешает есть мясо практически любых животных.
И все-таки определенные ограничения в христианстве имеются. К примеру, нельзя употреблять в пищу животных, которые умерли своей смертью. Также запрещено употребление мяса с кровью. А еще больше половины (примерно 200 дней) времени в году приходится на посты - когда истинно верующим запрещено есть мясо и яйца, употреблять молочные продукты, и только в некоторых случаях разрешено подавать на стол рыбу.
Желание соблюдать пост и одновременно не отказывать себе в котлетах порождало разного рода курьезы. Например, миссионеры, отправившиеся в XVI веке в Южную Америку, так оголодали на местных харчах, что попросили папу римского объявить капибару - довольно упитанного местного зверька, ведущего полуводяной образ жизни, - рыбой, чтобы его можно было есть во время постов. Папа услышал голодные стоны миссионерских желудков, и млекопитающее, известное как капибара, превратилось в рыбу.
Современная Церковь, учитывая бешеный ритм жизни большинства своих прихожан, еще более терпимо относится к несоблюдению постов, справедливо полагая, что истинное благочестие заключается не столько во внешнем соблюдении канонов, сколько в духовной жизни человека.
Что такое «кошерный»?
В иудейской религии ограничения более жесткие. Например, нельзя употреблять в пищу яйца птиц с одинаковыми острым или тупым концами. Это может показаться странным, но на самом деле все очень просто. Такие яйца обычно принадлежат хищным птицам. А поедание хищных птиц может (согласно иудейским верованиям) передать людям их агрессивность.
Вообще евреям можно есть только кошерную пищу. Что это такое? Слово «кошерный» можно перевести как «подходящий». Так вот, подходящей для евреев пищей считается мясо только тех животных, которые являются одновременно парнокопытными и жвачными.
То есть овец, оленей и жирафов есть можно, а вот свиней и бегемотов - уже нельзя, так как они хотя и парнокопытные, но к жвачным не относятся. Зайцев тоже есть нельзя - согласно Ветхому Завету, они жвачные, но, как мы понимаем, не парнокопытные.
Очень важным делом в иудейской религии является приготовление кошерного мяса. Шохеты - профессиональные мясники - должны сначала проверить животное на отсутствие каких-либо болезней. Затем они должны уметь забивать скот так, чтобы животное умирало безболезненно.
Мясо ни в коем случае нельзя прокалывать ножом, сало и жилы обязательно нужно удалить, так как они не кошерные. Вся кровь тоже должна быть удалена - иудейская религия, как и христианская, запрещает употреблять кровь в пищу. Этот запрет связан в первую очередь с тем, что кровь - символ души всех Божьих созданий.
Кошерная и не кошерная пища
Не менее жесткие ограничения в иудейской религии распространяются и на морепродукты. Есть можно только то, что имеет чешую и плавники. То есть рыбу в чистом виде. Так что «фокус», проделанный католиками с капибарой, у иудеев уже не пройдет. Соответственно, из еврейского меню исключаются моллюски и ракообразные.
Есть в иудейской религии такая заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его». В буквальном смысле это означает, что одновременно употреблять молоко и мясо одного и того же животного нельзя. Объясняется этот запрет тем, что мясо - убиенная плоть, то есть символ смерти. А молоко - наоборот, символ зарождающейся жизни.
Ранее было еще запрещено кипятить молоко, так как оно имеет связь со своим источником - коровьим или козьим выменем. Считалось, что кипячение испортит скотину, снизит удои или вовсе лишит ее молока.
Халяль
У мусульман дозволенная к употреблению пища называется халяльной, а существующие ограничения - примерно такие же, как и в других религиях. Нельзя есть мясо животного, которое умерло своей смертью или же в результате воздействия таких внешних факторов, как, например, наводнение или пожар.
Запрещено убивать животных безо всякой цели и без упоминания имени Аллаха, употреблять в пищу больных животных и беременных самок. Желательно также, чтобы другие животные не видели, как пускают под нож их собратьев.
Строго запрещено употреблять в качестве пищи кровь, а потому для забоя скота нельзя использовать электрический ток, так как при этом происходит разрыв капилляров и возникает кровоизлияние в ткани. Другими словами, кровь не сливается, а пропитывает мясо, и оно перестает быть халяльным.
Также мусульманам запрещено употреблять свинину и продукты, созданные на ее основе, даже если той же свинины в них содержится совсем немного.
Кстати, точно сказать, почему запрещено есть свинину, никто не может. Но есть предположения. Некоторые считают, что свинья - грязное животное, а еще Гиппократ говорил: «Ты есть то, что ты ешь», и в мусульманскую и иудейскую религии это изречение вошло буквально.
Не исключено также, что запрет на свиней вытекает из следующего утверждения Корана: «Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свиней...» То есть поедание свинины равносильно потреблению в пищу людей, проклятых Богом.
Есть еще предположение (вытекающее из предыдущего), что потребление свинины запрещено по той причине, что организм этого животного более других (не считая обезьяны) похож на человеческий. К тому же свиньи подвержены тем же болезням, что и мы, люди. А некоторые паразиты, облюбовавшие свиней, не погибают при термообработке. Так что смысл в этом запрете определенно есть.
Сплошь вегетарианцы
А вот в Индии с продуктами питания все еще сложнее. Большинство индусов - вообще вегетарианцы, что, правда, вызвано в основном не их отвращением к мясу, а довольно низким уровнем жизни. У большинства индусов на столе обычно присутствуют рис, овощи и фрукты. Те, кто побогаче, могут позволить себе купить иногда курицу или совсем редко - баранину.
Мясо крупного рогатого скота - коров и быков - во многих штатах Индии запрещено употреблять на законодательном уровне. Это связано с тем, что корова здесь считается священным животным.
Хотя большей частью тут играют роль экономические причины. Дело в том, что корова в Индии долгое время не только являлась источником молока, но и использовалась в качестве транспорта, а ее навоз шел на отопление и строительство. Так что трепетное отношение индусов к корове вполне понятно.
Помимо говядины, индусам запрещено употреблять в пищу мясо летучих мышей, медвежатину, собачье мясо, мясо слона, а также амфибий и рептилий. Что касается морепродуктов, то индусам можно есть только рыбу.
325 комментариев
9 лет назад
Мясо поросят, боровов и свиней строго запрещено, как и мясо хищных животных — львов, тигров, гепардов, собак, кошек и им подобных; это относится и к хищным птицам, таким как орел, сокол, коршун, гриф и т. д.
Мясо домашних животных, например, жвачных с раздвоенным копытом (крупный рогатый скот, овцы и ягнята, козы) можно употреблять в пищу так же, как мясо верблюда и буйвола. Также разрешенным считается мясо птиц, не использующих когти для удержания добычи, таких как цыплята, индейка, утки, гуси, голуби, куропатки, перепела, воробьи, эму, страусы и т. д. Мясо некоторых животных и птиц разрешается использовать только при определенных обстоятельствах или при наличии определенных условий. Животные, которых кормили грязным кормом или кормом с наполнителями, в состав которых входили добавки из сточных вод пли белок из отстойников, должны пройти карантин, и переведены на чистый корм на период не менее 40 дней перед убоем для того, чтобы очистить все системы организма.
Пищевые продукты, полученные из моря, а именно рыба и морепродукты, являются наиболее спорными среди различных групп мусульман. Некоторые приемлют как халяль только рыбу с чешуей, в то время как другие считают халяль все, что живет в воде все время или часть времени.
Таким образом, креветки, омары, крабы и моллюски — это халяль, но могут вызывать отвращение (быть макрух) и, следовательно, не использоваться в пищу.
Не имеют никакого четкого статуса в Исламе и насекомые, за исключением того, что саранча определенно упомянута как халяль. Среди продуктов жизнедеятельности насекомых пророком Мухаммедом особенно рекомендуется мед. Другие продукты, например, желе-рояль, воск, шеллак и кармин приемлемы без ограничений для большинства мусульман, однако некоторые могут считать шеллак и кармин макрух или неприятными для себя продуктами. В России насекомые и продукция из них, в том числе кармин и шеллак, считаются харам. В большинстве наиболее серьезных мусульманских направлений, в том числе американских, насекомые и продукты из них также считаются харам.
Яйца и молоко от разрешенных животных также разрешены для потребления мусульманами. Молоко от коров, коз, овец и буйволиц — халяль. В отличие от кошерной пищи, в исламе нет никакого запрета на смешение мяса и молока.
Запрещение крови
Согласно стихам Корана, кровь, которая выливается, запрещена для использования. Это относится к крови как разрешенных, так и неразрешенных животных. Обычно жидкую кровь не предлагают для продажи и потребления даже немусульманам, но продажа продуктов, сделанных из крови или с ее использованием, считается допустимой. Имеется общее соглашение среди мусульманских ученых, что для использования в пищу неприемлемо все, сделанное из крови. Продукты типа кровяной колбасы и ингредиенты типа альбумина являются или харам, или в лучшем случае сомнительными, их использования следует избегать.
Правильный убой разрешенных животных
У мусульман имеются специальные требования к убою животных:
животное должно быть халяль;
убой должен проводить взрослый и находящийся в здравом рассудке мусульманин;
во время убоя должно быть произнесено имя Аллаха;
убой должен быть выполнен путем перерезания горла способом, который вызывает быстрое и полное обескровливание, приводя к быстрой смерти; по общепринятому методу должны быть перерезаны по крайней мере три из четырех проходов (сонная артерия, яремная вена, трахея и пищевод).
Мясо животных, забитых таким образом, называется забиха пли джабиха.
Ислам уделяет большое внимание внимательному и гуманному уходу за животными, особенно в предубойный период и в процессе убоя. Рекомендуемые условия включают в себя предоставление животному достаточного времени для отдыха и постоянный доступ к воде, отсутствие стрессов, заточка ножей в отсутствие животного, применение для убоя только очень острых ножей и т. д. Лишь после полного удаления крови из животного и наступления смерти разрешается приступать к разделке, удалению рогов, ушей, копыт и др.
В отличие от кошерной пищи халяль не разрешает вымачивание и посол туш. Следовательно, способы обработки мяса халяль совпадают с используемыми в промышленности. Для того чтобы ингредиенты животного происхождения, например, эмульгаторы, жир и ферменты, были признаны халяль, они должны быть получены от животных, забитых по мусульманскому закону.
Охота на разрешенных диких животных, например, оленей и птиц (голубей, фазанов и перепелов), разрешается для получения пищи, но не для удовольствия от уничтожения животного. Охота во время паломничества в Мекку, а также в пределах определенных границ святого города Мекки, строго запрещена. Охота любым способом с использованием различных устройств, например, ружей, стрел, копий или капканов, разрешается. Для захвата или отслеживания дичи на охоте также могут использоваться обученные собаки. Имя Аллаха может быть произнесено на охоте лишь во время выстрела, но не поимки. Животное должно быть обескровлено сразу же после поимки. Если благословение сделано во время нажатия на курок или пуска стрелы и животное умерло прежде, чем охотник достиг его, это животное остается халяль если произведен убой и часть крови вышла. На рыбу и морепродукты можно охотиться или собирать их любым приемлемым способом, если он гуманен.
Необходимые условия правильного убоя и обескровливания приемлемы для наземных животных и птицы. Рыба и другие создания, которые живут в воде, не должны забиваться с соблюдением ритуала. Аналогично не имеется никакого специального метода умерщвления саранчи.
Мясо животных, умерших от естественных причин, болезней, от рогов других животных, задушенных, упавших с высоты, погибших от побоев или убитых дикими животными, нельзя есть, если убой не произвели до наступления фактической смерти. Рыба, умершая сама по себе, плавая в воде или находясь вне воды, остается халяль, пока нет симптомов распада или порчи.
Животное ни при каких обстоятельствах не должно быть забито в посвящение кому то, кроме аллаха, или жертвоваться любому, кроме аллаха. Это — очень большой грех.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена