Московский юрист выбрал жизнь на обочине Ярославского шоссе
Местные жители уже четвертый год спорят на форуме: кто же хозяин всего этого великолепия. Одни говорят, что это жилище московского дауншифтера, другие уверяют, что там продают воздушных змеев: "Они их каждое лето для рекламы в небо запускают", третьи не сомневаются: "Да это колдун ярославский на природе бабло рубит". И только самые смелые останавливаются и узнают, что на поляне обосновался 42-летний бывший юрист Юрий Алексеев.
— Так сложились жизненные обстоятельства,— объясняет Юрий.— А на них потом наложилась философия.
У входа на территорию установлен красный телефон: "Не стесняйтесь уведомлять о своем явлении, дабы избежать недоразумений". Второй аппарат находится в землянке у хозяина. В индейской палатке — библиотека. Юрий занимается буккроссингом — любой желающий может совершенно бесплатно взять у него книгу, навсегда. Или оставить свою.
— Я помогаю книгам путешествовать,— не без гордости говорит Алексеев.
Сам он не путешествует давно — устал. Да и работать надоело.
— Мои работодатели были хорошие люди. Сначала они мне говорили: ну не хочешь каждый день ходить в офис, так ходи хотя бы три дня в неделю. Потом предложили день, потом — несколько часов. Но я подумал: зачем мне сидеть в этой Москве, платить за аренду жилья? И что дальше? Взять ипотеку на какую-то клетушку в спальном районе? И это жизнь?
Юрий купил палатку, загрузил свои вещи в машину и отправился искать новое место жительства. Поляну на 106-м километре выбрал, потому что здесь нет отбойников, можно съехать на обочину. Да и населенные пункты далеко: "Никакие калдыри не будут мешать". И хотя многие называют Юрия отшельником, сам он днями напролет общается в интернете, разговаривает с любопытными путниками и в глуши прятаться не намерен:
— Почему всех так удивляет мое проживание рядом с трассой? Люди всегда селились у транспортных артерий. Просто раньше это были реки. А сейчас — дороги. Вполне естественно, что более или менее прагматичный человек селится у дороги. Спрашивать его, зачем, бессмысленно. Скорее, такой вопрос надо задавать тому, кто селится не у дороги — он может дать более интересный ответ.
О себе рассказывать бывший юрист вообще не любит. На вопрос: где вы родились? Отвечает: "В роддоме". От остальных расспросов отмахивается:
— Помните, как в "Вишневом саде" Любовь Андреевна говорит: "Как вы все серо живете, как много говорите ненужного"?
Юрий хочет рассуждать о влиянии Чехова на творчество Пелевина, а когда мы пытаемся выяснить, откуда у него, безработного, деньги на интернет, с недоумением взирает на нас: тут творятся великие дела, а эти журналисты с какой-то ерундой.
— Кофе или чай? — спрашивает он и несет чашки на улицу.
Мы рассаживаемся за столом — огромной катушкой от кабеля. Из кустов тут же тихо появляется мужчина, будто персонаж какой-то пьесы:
— Здравствуйте.
Юрий и бровью не ведет:
— Добрый день, присаживайтесь. Кофе?
Мужчина снимает кепку:
— Можно! — Отхлебывает из чашки, откашливается: — Ну, введите в курс дела.
Эрик — житель Переславля-Залесского, часто проезжает мимо "этого вигвама", удивляется, но только сегодня вот рискнул остановиться. Теперь он, наконец, может задать вопросы, которые давно его мучают:
— Вы здесь живете?
Но Юрия просто так не возьмешь:
— Это смотря как подойти. Если я жив, значит я живу.
— Не холодно? Вода, огородик здесь у вас есть?
— Представьте, что вы приехали поговорить к Канту. И вы вот Канту начинаете задавать такие вопросы. Кант вам что-то про нравственный закон внутри и звездное небо над головой, а вы ему: "Слушай, а картошку ты тут сажаешь?"
— А какова цель вашего пребывания здесь? — перебивает Эрик.
— А какова цель вашего пребывания?
— Я хочу воспитать детей, передать им свои жизненные ценности, построить дом, оставить свой след. У каждого человека есть предназначение, призвание. Даже у Иисуса,— вскидывает Эрик взгляд вверх,— и у того была миссия. Вот мне и интересно, какова ваша миссия.
— Я в этом сезоне буккроссил,— миролюбиво говорит Юрий.
— А в прошлом? — отметает гость непонятное слово.
Юрий улыбается. Начинает объяснять, что сезон — это понятие относительное и буккориссинговый сезон может длиться бесконечно.
— У меня был сосед, который тоже считал себя пришельцем с другой планеты,— вздыхает Эрик.— Он был уверен, что мир держится благодаря ему, его энергии. Я у него спрашиваю: как ты узнал о своем предназначении? А он: "Мне эсэмэска пришла, что я избранный". Вам тоже позвонили или сообщение прислали? Зачем вы здесь? Почему просто сидите, ничего не делаете, не воспитываете детей, не пишете книги, не сеете и не жнете? В чем смысл?
Юрий улыбается еще шире:
— Смысл — это продукт нашего мышления. Значит, смысл — это то, что мы придумываем. А мы не можем придумать то, чего мы не можем придумать.
Эрик мрачно смотрит на Юрия. Тот с сияющим, просветленным лицом возвышается над катушкой. У босых ног его дремлет кролик, за спиной белеет бюст Сократа, из 400-ваттной старой колонки, заглушая шум трассы, хрипит "Симфония N3" Шнитке.
— Ну хорошо,— сдается Эрик.— Поеду я...
— Я понял, что в стране, где сальдо торгового баланса — 150 миллиардов долларов, работать не надо,— произносит Юрий, попивая не самый дешевый кофе.— Если вы хотите чего-то больше получить, то работайте. А у меня все есть.
Миссия журналистов — задавать неудобные вопросы, поэтому мы снова уточняем: так кто платит за интернет? Юрий, наконец, устало капитулирует:
— Клара платит.
Так мы узнаем о 32-летней подруге нашего отшельника, которая продолжает вести в Москве столь ненавистную ему самому жизнь: снимает жилье, выплачивает кредит, работает в отделе документооборота. А в выходные Клара Саева набивает сумки продуктами и едет на поляну. Именно благодаря ее стараниям здесь появились солнечные батареи, генератор, газовый баллон. Эта добрая фея купила утеплитель для землянки, пилу, топор и даже насос для воды. Насос, жаль, украли.
— Я его поставил на реке качать воду. Мимо шел, наверное, охотник какой-нибудь и подумал: а почему бы не взять...
Сначала Юрий жил в обычной палатке:
— Но в ней можно только переночевать — для постоянного жилья она совсем не подходит.
Затем поставил типи — коническое покрытое брезентом строение на основе шестов: "По выкройкам индейцев". А на зиму, как Ниф-Ниф, соорудил домик из прессованных соломенных блоков.
Отапливался домик буржуйкой — и загорелся. На Ярославском форуме автомобилисты живо обсуждали это происшествие: "Придорожный наш сгорел на Рождество. Горел знатно, пять пожарных бригад тушили, зарево от границы Московской области видно было". После этого погорелец вырыл себе просторную землянку. В ней есть кухня, туалетная комната с унитазом и даже небольшая банька, которую можно топить по-черному: "Такой пар! Прям, ух! Великолепный!"
Юрий считает, что для жизни ему не так уж много нужно: генератор, сто литров бензина и два мешка гороха — этого хватит на год. "Поел гороховой каши — и на кровать, книжку читать". Но у него есть и ноутбук, и принтер, и шоколад. Излишеств на полянке полно: мягкие игрушки, бюсты Пушкина и Сократа — их Юрий сам себе добыл:
— Созвонился с продавцом, встретились. Пушкина он мне отдал за 500 рублей, а Сократа меньше чем за 800 не уступал. Так мы с ним стояли на платформе в Бутово и яростно торговались за древнегреческого философа, учение которого знаменует поворот в философии.
В свет бывший юрист давно не выезжал. Гости к нему сами добираются — Юрий открыл в интернете страничку "Поляна 106", где предлагает путешественникам останавливаться на ночлег в его землянке.
И останавливаются. Автостопщики, байкеры, бродячие музыканты и просто уставшие от городской жизни граждане. Как-то прибыли китайцы с томиком Чехова, почти два дня тут прожили, повесили на длинный шест свой флаг и отправились дальше, в Америку — учиться на ядерных физиков. Выпускник МГУ Андрей даже землянку себе вырыл по соседству, жил на поляне целый месяц, потом уехал в Крым на электровелосипеде. Недавно приезжал пенсионер Коля, привез в подарок пионерский галстук и рассказал, что закончил строительство громадного двухэтажного плота: "На втором этаже стоит ударная установка, барабаны! Будем с друзьями этим летом по реке спускаться, дадим России жару!" После Коли приезжал Иван, который в собственном гараже построил мини-вертолет: кресло с пропеллером.
Как-то владелица земли пожаловала. "Милая женщина. Видимо, земля ей пока не нужна. Покачала головой и уехала". Регулярно наведывается на поляну начальник районной полиции, просто так, для порядка, даже регистрацию уже не спрашивает.
— Я ему объяснил, что являюсь гражданином Российской Федерации, у которого есть паспорт, но нет документа о праве собственности на жилье,— говорит Юрий.— Что он может со мной сделать? Да, есть закон о свободе передвижения и места жительства, в котором указано, что по прибытии гражданин обязан в течение двух или трех месяцев зарегистрироваться. Я заявление напишу, а зарегистрировать он меня не имеет права, потому что некуда, нужен перечень документов, право на землю и всякая такая история. Противоречие, да? В России право — это лево.
Заезжает и участковый, советует: "Смотри, чтоб тут это... Ну ты понял!"
Гости привозят дары. Какой-то мужчина подарил пять литров спирта.
— Не знаю, что с ним делать,— удивляется Юрий.— Я же совершенно не пью.
Из соседней деревни приходит с печеньем мужичок — как с женой поссорится, так приходит.
— Я ему говорю: вон землянка эколога Андрея, живи, сколько хочешь. Он подумает-подумает — и возвращается к жене.
Однажды у поляны притормозила "Газель" с "лицами южной национальности". Юрий любит лозунги, тогда на большом листе фанеры он написал "Все будет хорошо", а пассажиры "Газели", увидев эту многообещающую надпись, решили, что тут бордель, и долго требовали девочек.
После этого Юрий нашел еще пять больших катушек и написал на них "Чайка" — эта придорожная инсталляция совсем сбила с толку автомобилистов.
— Здесь десятки тысяч автомобилей проезжает, я практически со всеми, кто останавливается, разговариваю о юриспруденции, занимаюсь популяризацией права. Они ведь считают, что это я ушел от цивилизации. А я им: вы видели фильм "Чайка" о расследовании деятельности детей генпрокурора? Как не видели, если его уже пять миллионов посмотрели? Какой же вы тогда гражданин? Как это вы говорите, что я от цивилизации ушел, если civilis на латыни — это гражданский, государственный. Это я — цивилизация, гражданское общество, а вы там ездите, непонятно где, от офиса в свою бетонную коробку.
Сегодня Юрий решил сменить надпись "Чайка" на "Офшор". Теперь такое название будет носить его поляна.
— Раз я отшельник, значит поляну стоит назвать "Офшор", ибо это все элементы одного множества, ежели взглянуть под определенным углом. Ну и нужно еще в цветах панамского флага все это сделать...
Он пишет свои новые пять букв:
— Сначала красным, потом белым обведу. И — на синем фоне.
Улыбается весеннему солнышку. Рядом останавливается очередной автомобиль. Водитель долго и внимательно изучает пейзаж, потом спрашивает:
— Вы продаете солнечные батареи?
И так каждый день. Долгие разговоры о смысле жизни:
— Планета — это наше общее. А границы — это все условно.
О коррупции, вредных автомобильных выхлопах:
— Что, никто в России больше не живет возле трассы, я один?
На традиционное: а что вы тут едите? Юрий традиционно отвечает: "Еду". А на: вы вообще работаете, что вы умеете делать? Терпеливо объясняет:
— Я могу противоречие отличить от непротиворечия.
Вокруг него все вертятся: Клара, автостопщики, китайцы, американцы, чудики всех мастей, любопытствующие лезут в землянку, девушки какие-то выбегают из автобуса, всплескивают руками: "Следуй за белым кроликом! Выберись из Матрицы!" Машины снуют туда-сюда.
— Не я двигаюсь мимо всего, а все движется мимо меня,— улыбается Юрий и машет рукой автомобилям, которые в восторге сигналят ему.— Я стою на месте, но — путешествую. Классно я придумал, да?
Источник:
261 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Боюсь что то говорить о бездельнике сидящем у бабе на шее!)))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена