Кто и зачем придумывал некоторых славянских богов?
Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Боги языческой Руси полнее всего представлены в источниках в связи с созданием Владимиром киевского пантеона в 980 году.
"И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь..." — Лаврентьевская летопись, л. 25
Несмотря на точное перечисление этих богов, представления о русском язычестве до сих пор обрывочны, чем привлекают и привлекали к себе различного рода мистификаторов, псевдоученых и новеллизаторов от науки.
История кабинетной мифологии
В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» — писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.
Так появилась русская «кабинетная мифология» — калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.
Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м — «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами». В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.
Услад
Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»
История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора«Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.
Зимцерла
Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.
В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».
С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого «на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного «Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она — «перстоалая», точь в точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799–1802). А поэт романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах — в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.
Симаргл (Семаргл) же, который и послужил причиной возникновения Зимцерлы по мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами (как и его предполагаемый иранский прообраз Симург).Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.
Лель
Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», встречается в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: на княжеском пиру «…славит сладостный певец / Людмилу-прелесть, и Руслана, / И Лелем свитый им венец». Но лучшая его роль сыграна в пьесе Александра Островского «Снегурочка», где златокудрый славянский Эрот проявляет всю свою дерзость.
Появился же Лель из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания, исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя» (например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV–XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.
Ярило
В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело-символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку, по мнению Института славяноведения РАН, Ярило таковым не является. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева.В ней Ярило — «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп».
Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещениях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году)
По мнению многих исследователей, Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику.
В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.
Радегаст
В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада». Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой.
Средневековые хронисты сохранили описание храма Радегеста в Ретре, главном городе племени ратарей. Гельмольд в "Славянской хронике" (1167-1168 гг.) называет богом земли бодричей Радегаста или Радого́ста. По данным Писториуса (von Pistorius), впервые описание идола Радигаста появляется лишь в 1492 году в первом печатном издании "Саксонской хроники" Конрада Бото. Именно, на гравюре, помещенной в 1133 году, изображен бог Радигаст и сделана подпись: «... В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове – птицу».
Несмотря на это, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра.
Источник:
123 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Ющенко принёс сюда РУН-виру - Родную Украинскую Национальную веру (руками своей госдеповки-жены Кэтрин Чумаченко). РУН-вера основана в США беглыми гестаповцами и бандеровцами.
Отнюдь не исключено, что русские РОДноверы - имеют тот же исходник.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Православных до сих пор в "культурных" странах называют (в религиозном смысле) варварами, потому как византийское христианство Павла на Руси так и не прижилось.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- вопрос к "написателю" о "выдуманных" Славянских Богов.
- ...а, кто выдумал еврейских богов о всем их окружением, причём исключительно еврейскими именами.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- проект "родноверие" в том виде, который преподносится дельцами - бизнес и не более, но, до еврейского проекта ®Христианство" ему далеко по масштабам и объёмам получаемой прибыли. "Родноверы" поскачут на луга и все довольны. У христиан бизнес солидный, в дорогущих автомобилях, яхтах, в золоте по самое не балуй....;)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А имя Велемудр?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А. Добровольский, Доброслав - один из основателей секты родноверов - подружился в лагерях с ... эсэсовцами.
Доброслав. Мои друзья эсэсовцы
http://via-midgard.info/news/article/14082-dobroslav-moi-druzya-yesyesovcy.htmlhttp://via-midgard.info/news/article/14082-dobroslav-moi-druzya-yesyesovcy.html
А.Наговицын, Велемудр - высказывался в защиту... Свидетелей Иеговы
Кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор АЛЕКСЕЙ НАГОВИЦЫН: "То, что в деле Свидетеля Иеговы Александра Калистратова называется правовой экспертизой, на самом деле таковой не является"
https://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1537https://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1537
===============================
Если желаете - я найду подобную информацию и о других ваших лидерах.
Может быть, вы и являетесь искренними в своих чувствах к религии древних славян. Но вот лидеры ведут вас вовсе не в ту сторону...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Я лучше посоветую вам вспомнить - для себя, не для меня или кого-либо другого - как именно вы стали родновером. Откуда в вас взялась вот эта тяга к неоязычеству.
О том, что вы обходитесь без лидеров, расскажите вашим жрецам и волхвам.
Ну, и напоследок - вопрос:
Как так получилось, что такие гордые, самодостаточные, воинственные и сильные язычники-славяне дали себя крестить в религию рабов и слабаков?
Почему просто не погнали пинками в зад всех этих крестителей?...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
О "святках" да "колядках"... Ну, в принципе, любая новая религия "садится" в старые капища, делая их храмами, да на старые обряды. Иначе ей просто не прижиться. Это всё - рутина...
Интересно другое.
Кому сегодня выгодно родноверие?
И почему родноверы так защищают испоганенную Гитлером свастику? Почему основатель секты так полюбил эсэсовцев?
Зачем родноверам враньё о том, что Гитлер-де вовсе не презирал славян?...
И как настоящая фамилия Истархова?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- о Вашем параноидальном синдроме я говорил выше. С какого перепугу Вы решили, что я де, стал, каким-то там "родновером".
- судя по безапелляционному тону: "что я обхожусь без лидеров" и это вызывает у вас сомнение. недоверие. Причина проста, Лица страдающие христо-шизофренией, не способны понять, как это обходиться без пастуха (пастыря) и не быть стадом овец пасомых. Но это Ваши трудности.
- Вам нравится показывать своё невежество? Славяне никогда небыли "язычниками". Ведическое миропонимание - Да. Понимаете разницу? нет?
- "язычество" термин менеджеров по продажам ритуал.услуг, торговцев еврейской мифологией и утварью. Элементарщина - устранение конкуренции.
- при крещении инициированным "владимиром-кровавым" (сын еврейки-ключницы малки), Русь залили кровью "айнзацкоманды" "крестителей" и так по всему миру. "Крест-господень" предвносился в морях крови. "Огнём и мечом".
- так понятно? Не слишком много букаff?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Что касается вопросов, которые Вам интересны - они ВАМ интересны. Поэтому ищите на них ответы, излагайте в виде тезисов и, при наличии взаимного интереса, мы их обсудим.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Видимо, задело за живое...
ВСЕ исторически сложившиеся религии призваны поддерживать рабовладельческую цивилизацию. И тот "глоток свободы", которым вам кажется ваша секта - из того же ряда.
В разновидности язычества - ведизме (те же тестикулы, только вид сбоку) - та же иерархия. Никуда вы от неё не денетесь.
Самое смешное в этом всём - ваш маленький, но очень воинственный "Я"-центризм. Ну, и желание назвать свою секту поблагозвучнее.
Между тем, действие принципа "разделяй, стравливай и властвуй" прослеживается и в вашем случае. Вы ведь не способны нормально общаться с людьми, которые не разделяют с той же яростной слепотой ваши (кажется, что ваши) предрассудки.
ЗЫ Этот ответ я адресую и человеку, взявшему к в качестве аватарки портрет Пиночета.
На простые, конкретные вопросы оба вы ответа дать не можете, сразу начинаете корчить из себя великих мудрецов, не желающих опускаться до разговора с неграмотным ничтожеством.
Потому что честный ваш ответ на один из них - та самая статья за пропаганду нацизма.
А на другой - заставит вас увидеть всё те же уши за кулисами...
Бывайте, чада. :)))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- Вы с первого раза не поняли? "Родноверие" такой же бизнес-проект, как и еврейское христиансво.
- на места старых Капищ осели, как раз бизнес-центры христиан.
- за Свастику "шикльгрубер расплатился в 45 г. Сполна. Свастика не может быть замарана, как нельзя замарать Солнце.
- какой это "основатель" секты, Имя, где доказательство того, что означенное Вами лицо, полюбили "ССэсовцев?
- приведите дословно с указанием источника. что любители попрыгать на лугах, понраву гитлер и они его не осуждают?
- без доказательной базы ваши утверждения - трёп. Пустой, никчёмный трёп, тянущий на ст. 128 УК РФ
- ваши церковники, к Гитлеру, относились не то, что лояльно, они его прославляли
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- тонкий троллинг у Тебя, не получился. Ты сильно лбом ударилась. Теперь знаешь куда идти? Или дорогу указать?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- какой это "основатель" секты, Имя, где доказательство того, что означенное Вами лицо, полюбили "ССэсовцев?
============
Ссылку я предоставила в комментариях выше. Разуй глаза, Юпитер.
Вот именно любовь к испоганенной Гитлером свастике вас и подводит. Гитлер-то - расплатился. А неонацисты - продолжают её использовать в качестве главного символа. По всему миру, где есть неонацисты.
ЗЫ хамством и нахрапом меня не прошибёшь. Можешь не стараться. Твоё хамство говорит лишь о твоём неумении находить качественные контраргументы в споре.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
ОЙ КАК кстати.
Ссылочка моя ведёт на сайт, который именует себя
Ведическое Информационное Агентство
Именно там размещена статья
*Доброслав. Мои друзья эсэсовцы*
И именно на ВЕДИЧЕСКОМ сайте в этой статье есть вот эти слова:
**Единственной альтернативой евро-американской цивилизации, несущей в мир смерть, может быть только Языческий культ ЖИЗНИ, ЛЮБВИ, КРАСОТЫ, - мировоззрение высоконравственное, естественное и природосообразное. Быть Язычником - это не значит обувать лапти или сочинять "всеясветную" абракадабру. В Германии 20-х годов тоже были люди, писавшие на мифологические темы, проводившие фольклорные праздники и т. д. Они существовали долго и никак не влияли на большую политику. Это сделал Гитлер, гениальным образом сочетавший мистическую экзальтацию с трезвым расчетом. Гитлер создал массовую партию, и не просто партию, а ПАРТИЮ-ОРДЕН.
Для нас Язычество - это жизнеутверждающее мироощущение, а не догматическая боговщина. Не на зевак должны быть рассчитаны наши Обряды, а на успех, на Победу! Речь идет о возвращении нашей Родной Веры-Верности, но не в виде не оправдавшего себя идолопоклонства, а в более сокровенном смысле. Возрождение не идолов, а Идеи почитания ПРИРОДЫ - РОДИНЫ - НАРОДА и религиозного служения этой Великой Идее.**
http://via-midgard.info/news/article/14082-dobroslav-moi-druzya-yesyesovcy.htmlhttp://via-midgard.info/news/article/14082-dobroslav-moi-druzya-yesyesovcy.html
.... я не заметила никаких комментариев редакции, которые осуждали бы это.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
- направление движения тебе известны? Вперёд. Нагадишь в другом месте.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Бывай, Юпитер! :)))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена