Как ленинградский химик Александр Дмитриевич Петров погубил немецкий воздушный флот
Из пробитых баков самолета стекало топливо и профессор заинтересовался, на чем летают самолёты люфтваффе. Петров подставил под струю пустую бутылку и с полученной пробой в лаборатории поставил ряд опытов в своей лаборатории в опустевших корпусах Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института, персонал котрого к тому времени был уже эвакуирован в Казань, в то время как Петров был оставлен следить за ещё невывезенным имуществом.
В ходе исследований Петров обнаружил, что температура замерзания трофейного авиационного бензина была минус 14ºC, против минус 60ºC у нашего. Вот почему, понял он, немецкие самолёты не забираются на большие высоты. А как же они будут взлететь, когда температура воздуха в ленинградской области опустится ниже минус пятнадцати?
Химик оказался настырным и добился аудиенции у заместителя командующего ВВС Северо-Западного фронта. И так сразу с порога в лоб сообщил тому, что знает способ уничтожения всех вражеских флюгцойгов. У генерала возникли некоторого рода опасения, хотел даже людей в белых халатах вызвать. Но выслушав человека науки, он проявил к полученной информации интерес. Для полноты картины химику доставили образцы с аналогично приземленного Ю-87, потом еще разведчики из-за фронта притащили с аэродромов. В общих чертах результаты совпадали. Тут уж военные в обстановке строй секретности приготовили немцам уберрашунг и как рыбаки стали ждать с моря погоды. Все начальники, кто были в курсе дела, по несколько раз на дню задавались вопросом: «Вы не подскажете сколько сейчас градусов ниже нуля?» Ждали, ждали и наконец дождались: 30 октября на стол в штабе ВВС фронта легли дешифрованные воздушные фотоснимки аэродромов в Гатчине и Сиверской. Разведчики только в Сиверской обнаружили 40 Ю-88, 31 истребитель и четыре транспортных самолета. Утром 6 ноября в воздух поднялся 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова. С высоты 2550 метров наши Пе-2 обрушились на вражеские флюгплацы. Штурман ведущего бомбардировщика капитан В.Н.Михайлов сбросил бомбы точно на самолетную стоянку противника. Вражеские зенитчики свирепствовали, но ни одного истребителя в воздух немцы поднять не могли – мороз был ниже двадцати градусов. Через 15 минут Пешки сменила шестерка штурмовиков 174 шап, ведомая старшим лейтенантом Смышляевым. В это же время группа из девяти И-153 подавляла зенитную артиллерию, а затем пулеметным огнем обстреляла стоянки вражеских самолетов. Через два с половиной часа семерка бомбардировщиков 125 бап, ведомая капитаном Резвых, нанесла второй удар по аэродрому. Всего в налёте участвовало 14 бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя.
За этим налётом последовали налёты и на другие аэродромы, в результате которых с немецкий 1-й воздушный флот генерал-полковника Альфреда Келлера понёс существенные потери и на некоторое время фактически потерял боеспособность. Конечно, немцы вскоре доставили своим авиатором более качественный авиационный бензин, который выдерживал хотя и не 60-градусный мороз, но позволял запускать авиамоторы при минус 20 градусах. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года. Петров вскоре был эвакуирован в Москву, а в 1947 году возглавил там лабораторию института органической химии АН СССР. Дожил он до 1964 года.
Источник:
165 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
То вы взлетаете, а на высоте температура меньше, и топливо просто перестает поступать в двигатель и он глохнет.
Бензобаков с подогревом тогда не существовало.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Налёт на Сиверскую довольно известный эпизод и описан в литературе.
Вот как это Выглядит в книге И. Иноземцева «Под крылом – Ленинград» 1978 го года издания:
"Накануне 24-й годовщины Октября фашистские пилоты разбросали над Ленинградом листовки, в которых грозились подвергнуть город 6 и 7 ноября мощной бомбардировке. Эта угроза подтверждалась и данными нашей воздушной разведки о сосредоточении на ближайших к Ленинграду аэродромах большого количества самолетов противника. Фотоснимки показали, что только на аэродроме Сиверская находилось 40 Ю-88, 31 истребитель и 4 транспортных самолета. А. А. Жданов указал на необходимость предотвратить налеты неприятельской авиации на Ленинград в дни революционного праздника, подчеркнув, что это вопрос большой политической важности.
Штаб ВВС фронта разработал план ударов по аэродромам противника, летчики произвели доразведку цели, и 6 ноября были совершены налеты на аэродромы. В 11 час. 25 мин. 7 Пе-2 во главе с майором В. А. Сандаловым под прикрытием 10 МиГ-3 капитана М. В. Кузнецова бомбили с высоты 2500 м аэродром Сиверская. Почти сразу после них аэродром атаковала шестерка самолетов Ил-2 старшего лейтенанта Ф. А. Смышляева. В это время группа из 10 "чаек" подавляла зенитную артиллерию, после чего штурмовала стоянки самолетов. Через два с половиной часа группа из 7 Пе-2 капитана А. И. Резвых нанесла второй удар по аэродрому. Наши летчики сожгли на нем 20 самолетов и примерно столько же повредили{27}.
Во время выполнения боевого задания самолет Ил-2 младшего лейтенанта А. Я. Панфилова был подбит."
Т.е. к температуре налёт не имел никакого отношения.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
"Осенью 1941 г. одной из основных задач его полка было нанесение ударов по авиабазам 1-го воздушного флота Люфтваффе. Одной из них был аэродром около станции Сиверская, в 67 км южнее Ленинграда. Так, в 11.25 6 ноября семь Пе-2 из 125-го ББАП во главе с майором В. А. Сандаловым в сопровождении десяти МиГ-3 с высоты 2500 м сбросили бомбы на него. Затем Сиверскую с малой высоты атаковали шесть Ил-2 из 174-го ШАП во главе с капитаном Поляковым и десять бипланов И-153 «Чайка». После этого в 14.30 аэродром бомбили еще семь Пе-2 во главе с капитаном А. И. Резвых.
По докладам экипажей на земле были уничтожены одиннадцать самолетов, при этом большая часть из них приходилась на «горбатые» из полка Полякова. По сведениям же Люфтваффе, в ходе трех воздушных ударов по Сиверской были потеряны семь Ju-88A из KG77 и KGr.806, а также сгорела большая часть запасов горючего. Взлетевшие по тревоге Bf-109F из JG54 сбили десять самолетов, в том числе один Ил-2 из 174-го ШАП."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена