8 главных женщин «Союзмультфильма»
Сестры Брумберг
Бабушки советской анимации первую свою мультипликационную картину сняли аж в 1927 году. Но самые известные их работы пришлись уже на «Союзмультфильм», созданный в 1936 году. Собственно, Зинаида и Валентина Брумберги стояли у истоков работы студии, и именно в ней сняли знаменитые «Остров ошибок», «Пропавшая грамота», «Федя Зайцев», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса» и, конечно же, «Кентервильское привидение».
Брумберги родились на рубеже двадцатого века, вместе пришли в анимацию и отдали ей почти пятьдесят лет. Все это время работали в дуэте. Когда в 1975 году старшей из сестер, Валентины, не стало, Зинаида перестала снимать мультфильмы.
Известность они получили и как создатели канона советской анимации сороковых, когда в качестве сюжета брались классические сказки и исторические произведения («Пропавшая грамота»), и как одни из тех, кто не побоялся этот канон «сломать», предложив актуальную сказку, приближенную к реальности («Федя Зайцев», там, кстати, впервые появился нарисованный человечек, который стал эмблемой студии). Этим они немало поспособствовали расцвету «Союзмультфильма» в семидесятых.
Выделялись Брумберги и своим подходом к подготовке мультиков. Они предпочитали использовать настоящие виды, для чего ездили за свой счет по всей стране и зарисовывали понравившуюся натуру. Активно привлекали консультантов и экспертов. Например, танцы в «Пропавшей грамоте» им ставил балетмейстер Большого Игорь Моисеев.
Клара Румянова
Советские дети могли не узнать ее в лицо, но голос никогда бы не перепутали. Клара Румянова озвучивала персонажей самых популярных мультфильмов: Зайца из «Ну, погоди!», Чебурашку из «Крокодила Гены», Малыша из «Малыша и Карлсон», Тигренка из «По дороге с облаками». Словом, поучаствовала во всех главных хитах «Союзмультфильма», а ведь Клара Михайловна еще работала и для анимационной студии ТО «Экран», где, например, озвучивала Мамонтенка из «Мамы для Мамонтенка» и Крошку Енота из одноименного мультфильма.
Румянову приглашали в анимацию еще в институте, но она всегда мечтала стать драматической актрисой, «второй Орловой», и не хотела разбрасываться. Советской мультипликации повезло, что у нового руководства «Мосфильма» она попала в опалу и ее перестали приглашать в кино. Зато «Союзмультфильм» звать не переставал. Согласилась она только в шестидесятых, но успела озвучить 300 мультфильмов.
Самое интересное, что голос, который сделал Румянову известной – это результат ее личной трагедии. От природы у нее был альт, для поступления во ВГИК она даже подготовила мужские партии из опер. Но еще студенткой заболела воспалением легких, чуть не умерла и почти потеряла голос. Чтобы восстановить его, она полгода вообще не разговаривала, а потом вдруг заговорила высоким и почти детским голоском.
Инесса Ковалевская
Песни из советских мультфильмов сегодня одни из самых заказываемых в караоке, из них делают ремиксы, выпускают каверы, диски с ними и сейчас хорошо продаются. А спасибо надо сказать именно Ковалевской. В 1969 году она выпустила «Бременских музыкантов» – первый и один из самых популярных советских рисованных мюзиклов.
«Бременские музыканты» был во многом новаторским для отечественной мультипликации. Ковалевская не только сделала сказку музыкальной, она осовременила ее. Трубадур у нее стал похож на битла, принцесса была в модном мини-платье, а разбойники – один-в-один популярнейшая в то время комедийная троица Никулин-Вицин-Моргунов.
В широкий прокат мультфильм попал не сразу, но пластинка с песнями из него разошлась с безумным тиражом – 28 миллионов.
Останавливаться на этом она не стала. Уже через год появился «Катерок», из которого все наверняка помнят песню «Чунга-Чанга». Потом были еще «Как львенок и черепаха пели песни», «В порту», «Чучело-Мяучело». Всего двадцать пять работ. А вот продолжение «Бременских» Инесса Алексеевна снимать отказалась: не захотела повторяться.
Фаина Раневская
Можно только пожалеть, что Раневская по-настоящему взялась за мультипликацию только один раз. Она принимала участие в озвучке «Сказки о царе Салтане» сестер Брумберг еще в 1943 году. И, видимо, ей не очень понравился этот процесс. Когда режиссер Борис Степанцев пригласил ее озвучивать роль фрекен Бок во второй части «Малыша и Карлсона», Фаина Георгиевна категорически отказалась.
Пришлось долго уговаривать, ведь даже внешне «домомучительницу» сделали похожей на нее. Актриса все же согласилась, но в результате озвучила персонаж по-своему. Слушать режиссера и даже сценариста она отказалась. Первого она просто выгнала из студии, чтобы он не мешал записи, а второму «помогла», вставив в сценарий свои реплики.
Например, она придумала фразу «По телевизору показывают жуликов… Ну чем я хуже?», а в диалог, где обсуждается, почему Карлсона не возьмут на телевидение, добавила его реплику «Ну я же еще и талантливый!». Вполне возможно, что именно это вмешательство сделало советскую фрекен Бок настолько яркой и запоминающейся.
Больше Фаина Раневская в создании анимационных фильмов участия не принимала. Хотя можно сказать, что ее образ циничной и язвительной пожилой дамы парил над анимацией и кинематографом. Например, в «Бременских музыкантах», когда Ануфриев озвучивал атаманшу разбойников, его попросили петь именно «под Раневскую».
Мария Виноградова
Одна из самых востребованных актрис в советском кино и мультипликации. В ее фильмографии сто восемнадцать фильмом и более трех сотен работ в анимации. По этому показателю она вполне может поспорить с Румяновой. В «Союзмультфильм» Мария Сергеевна пришла еще в середине пятидесятых, позже ее даже называли «талисманом студии».
Больше всего зрителям запомнилась по маленькому Маугли из второй части сериала, Дяде Федору из «Простоквашино», Лягушонку Кваки из «Мария, Мирабела», Ивану из «Конька-Горбунка», Оловянному солдатику из сказки «Стойкий оловянный солдатик». А благодаря гениальному «Ежику в тумане», где Виноградова озвучивала самого Ежика, голос актрисы знают во всем мире.
Она была востребована, даже когда мультфильмы в России перестали снимать. Виноградова озвучивала дублировала диснеевские сериалы. Например, в «Чудесах на виражах» ее голосом говорит один из главных героев – помощник Балу мальчик Кит.
В отличие от Румяновой и Нарышкиной, Виноградову не надо было уговаривать работать в анимации. У нее было редкое амплуа для современного актера – травести – она играла детей, когда роль была слишком сложная и ребенок мог с ней не справиться. Мультипликация была для актрисы вполне естественным занятием, тем более то приглашать из-за этого в кино ее меньше не стали.
Мария Бабанова
Великая русская актриса первой половины двадцатого века больше известна по своим театральным ролям. Она участвовала почти во всех заметных постановках Тетра Революции (затем – имени Маяковского). А еще ее голос помнил каждый советский школьник, и даже знал в лицо, просто не подозревал, что это Бабанова. Она озвучивала несколько чрезвычайно популярных мультфильмов того времени и выступила прообразом Снежной королевы из экранизации сказки.
Бабанова работала всего в одиннадцати анимационных фильмах, тут ей никак не сравниться с Кларой Румяновой. Но почти все они вошли в золотой фонд русской мультипликации. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» ее голосом разговорила Царица и Волшебное зеркало, помните, «ты прекрасна, спору нет», в «Аленьком цветочке» – Любава, в «Сказке о рыбаке и рыбке» – Золотая рыбка, «В некотором царстве» – Волшебная Щука.
Ну а в анимационном фильме «Снежная королева» Бабанова не просто озвучивала роль Снежной Королевы, она ее сыграла. Этот персонаж рисовали методом «эклер» или ротоскопирование, когда актрису сначала снимали на пленку, а затем перерисовывали.
Зинаида Нарышкина
Еще один звездный голос «Союзмультфильма». Чрезвычайно звонкий, смешливый, он запомнился детям по Сове из «Винни-Пуха», Мартышке из «По дороге с облаками», Вороне из «Возвращения блудного попугая». Интонацию фразы «Кто там?», произнесенную Галчонком из Простоквашино, пытались повторить все, в независимости от возраста.
К сожалению, хотя анимационные фильмы с ее участием постоянно крутят по телевидению, о самой актрисе почти не вспоминают. Потомок древнего рода Нарышкиных, она почти всю жизнь скрывала свое дворянское происхождение, закончила ГИТИС, долгое время выступала в Театре рабочей молодежи. После ареста мужа, актера Николая Рытькова, была выслана в Ташкент, там работала в местном театре.
В Москву вернулась только после войны, но в середине шестидесятых снова пострадала из-за мужа: тот сбежал на Запад, и карьера Нарышкиной снова оказалась под угрозой. Тогда-то она и пришла на «Союзмультфильм». Пришла очень вовремя, как раз начинался расцвет студии, и ее голос пришелся к месту.
В семидесятых каждый год выходило от пяти до десяти мультфильмов с голосом Нарышкиной, в анимации она проработала до самого развала СССР и фактического закрытии студии. Снялась и в нескольких фильмах, а в «Чародеях» озвучивала бранящуюся скатерть-самобранку.
Источник:
26 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А ниже "оригинал".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена