Как русские турок на диету посадили
Каменский по болезни покинул войска, а на смену ему царь Александр первый послал князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. После разгрома под Аустерлицем Александр недолюбливал Кутузова, но дело надо было делать. Турки наглели, а поставить их на место мог только опытный и хитрый полководец и дипломат. Кутузов и был таким стратегом. Он имел богатый дипломатический опыт, в свое время договаривался с султанскими сановниками и даже знал лично великого визиря. Причем не просто хорошо знал, но и водил дружбу. Приятельство с визирем у Кутузова основывалась на тонкой лести и богатых взятках.
Войск у Михаила Илларионовича оказалось немного -- чуть больше сорока тысяч штыков и сабель. Против ста тысяч турок, не считая нерегулярных вспомогательных сил османов. И с такими войсками русские должны были наступать, чтобы выбить врага за Дунай. Кутузов по прибытии немедленно приказывает сравнять с землей бастионы крепостей в Силистрии и в Никополе. Главные силы он стал концентрировать между Рущуком и Бухарестом -- всего до 18 тысяч пехоты и конницы. На флангах остаются отряды генералов Засса, Тучкова, Волкова (Валахия и Нижний Дунай).
К июню 1811 года великий визирь сконцентрировал на реке Лом (южнее крепости Рущук) до 60 тысяч солдат. План турок был ясен князю Кутузову -- они собирались выдвинуться к Рушуку, чтобы отбить его, а потом развернуть масштабное наступление против русских превосходящими силами. Русские войска были бы выбиты из Валахии.Кутузов реагирует немедленно. Стремительная переправа через Дунай -- и русская армия прочно прикрывает Рущук. К 19 июня войска Кутузова уже стоят в 5 верстах от Рущука на позициях, выставив на высотах батареи. В шахматном порядке размещены девять каре пехоты, прикрытых пушками. Всего 15 тысяч штыков и сабель. Конница образовала третья вспомогательную линию. Гарнизон Рущука образовал отряд силой в 6 батальонов мушкетер.Турки атаковали позицию 22 июня 1811 года. Конница пыталась с налета смять каре, но была отбита картечью и ружейным огнем. 37-й Егерский полк, донские казаки и лифляндские драгуны отбросили турецких всадников , причинив им большой урон. Не помогла пехота и артиллерия визиря.
Такая участь постигла и анатолийскую конницу числом в 10 тысяч всадников. Их порубили русские гусары и казаки, перебила огнем артиллерия и пехота. Потери противника составили не менее 5 тысяч солдат, которые покрыли все поле боя своими телами.Казалось, русским следовало развивать успех и наступать. Но князь Кутузов велел бросить Рущук туркам, взорвав укрепления. Русские отошли на другой берег, отдав свои позиции войскам везиря.Турецкий полководец принял отход Кутузова за слабость. Он подкрепил свою армию 10-ю тысячами солдат. Из Видина должны были подойти еще турецкие войска Измаил Бея. Однако отряд генерала Засса не позволил им продвинуться на соединение с визирем.С ночи на 12 сентября солдаты князя Кутузова стали готовить ловушку туркам. Менее чем за неделю появились 9 редутов с пушками, которые охватили место дислокации армии визиря полукольцом.
11 сентября Кутузов получил в свое распоряжение полки 9-й и 15-й пехотных дивизий. Он был готов к контрнаступлению. и теперь главнокомандующий решил перейти в наступление.Корпус Маркова получил задачу перейти на другой берег Дуная, разбив турецкий отряд, вставший лагерем под Рущуком. Затем выдвинутая вперед артиллерия должна была ударить по туркам. Марков выполнил задачу блестяще. И турки оказались отрезаны от центров снабжения.Очень скоро в блокированном турецком лагере стало не хватать еды для солдат и фуража для лошадей. Видинский паша так и не сумел прорваться сквозь заслон генерала Засса. К тому же граф Воронцов произвел диверсию, уничтожив склады с провиантом для частей Измаил Бея. Было перебито несколько сотен турок из отряда охраны. Голод заставил пашу убраться в Софию, откуда он уже больше не показался.А визирь продолжал голодать в своем лагере. К концу ноября 1811 года он потерял умершими от голода до 60 процентов своей армии. Турки съели всех коней, принялись за траву. Были даже отмечены случаи людоедства. Дело дошло до того, что Кутузов приказал подкармливать оставшихся в живых турецких доходяг, чтобы окончательно не вымерли и те жалкие 12 тысяч солдат, которые еще продолжали быть в лагере.
К 25 ноября войско визиря капитулировало. Однако война на том не закончилась. Правительство султана не желало выполнять требования императора Александра Первого, надеясь на помощь Наполеона. Кутузов вновь пригрозил туркам силой русских штыков. Его полки в начале 1812 года двинулись по льду Дуная к турецким опорным пунктам -- Измаилу, Галацу, Силистрии. Такой поворот событий охладил пыл султана. К маю 1812 года переговоры о мире с турками дали свои плоды -- султан согласился уступить русским Бесарабию, а реку Прут османы признали за пограничную. Крепости Измаил и Килия больше не угрожали интересам России.
Ратификация договора с Османской империи произошла 11 июня 1812 года и была жестоким ударом для Наполеона, рассчитывавшего на турецкую помощь в новой войне. Император Александр именно поэтому заключенный договор назвал не менее как «богодарованным». Силы, которые принимали участие в турецкой войне, очень пригодились русской армии зимой 1812 года, когда Наполеон оказался прижат к ледяным берегам реки Березина.
16 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена