Тяжелая музыка тогда и сейчас
От истоков до современности
1. Хеви-метал
Жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath, Iron Maiden и Judas Priest.
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом споров.
Хеви-метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом т.н. новой волны британского хеви-метала. Для современного хеви характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, высокий. Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы, встречаются песни про любовь.
Хард-н-хеви
Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы Kiss, Aerosmith, Guns'n'Roses, Bon Jovi. В Австралии сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа Scorpions, в Швеции — Europe,Yngwie Malmsteen.
Отечественный Хеви-Метал
В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось во второй половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы Ария, хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия.
Современный Хеви-Метал
Хэви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала.
2. Глэм-метал
Глэм-метал возник в конце 1970-х — начале 1980-х годов в США. Особенно сильное развитие он получил в Лос-Анджелесе на музыкальной сцене Sunset Strip под влиянием таких групп, как Kix, Night Ranger, Mötley Crüe и Quiet Riot. Глэм-метал был популярен в 80-х и начале 1990-х годов в результате деятельности многих групп, включая Poison, Cinderella и Bon Jovi.
С точки зрения музыки глэм-метал использует традиционные песни в жанрах хард-рок и хеви-метал, в которых также сочетались элементы панк-рока, сложные хуки и гитарные риффы. Как и во многих метал-песнях 80-х годов, в них часто фигурировали шред-соло. Для глэм-метала характерно также широкое использование гармоний, в частности в метал-балладах, медленных эмоциональных песнях, которыми обычно завершается альбом или концерт
Эстетически глэм-метал в значительной степени опирается на глэм-рок 1970-х годов, позаимствовав от этого жанра очень длинные начёсанные волосы, использование макияжа, яркие одежды и аксессуары (в основном хлопчатобумажные и кожаные джинсы, спандекс и повязки). Визуальные аспекты глэм-метала привлекли внимание музыкальных телевизионных программ, в частности MTV, появление которого совпало с подъемом жанра. Глэм-метал исполнители стали печально известными из-за своей развратной жизни в ночных вечеринках, которые широко освещались в бульварной прессе
Отечественный Глэм-Метал
Существовало множество групп которые играли музыку в таком стиле, совмещая с другими направлениями.
Например: Парк Горького, Рондо, Галактика
Современный Глэм-Метал
В конце 90-х и начале 2000-х глэм-метал начал постепенно возрождаться. Одни группы, которые сумели пережить падение, снова начали пользоваться популярностью, другие вновь воссоединились, а новоиспечённые коллективы начали подражать стилю глэм-метал.
Глэм-метал частично испытал возрождение на рубеже века, отчасти из-за повышенного интереса в Интернете, а также деятельности успешного музыкального фестиваля Glam Slam Metal Jam, который прошёл летом 2000 года
3. Трэш-Метал
музыкальное направление в метале, давшее начало всем его экстремальным разновидностям. В целом трэш характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и басово-гитарным тремоло.
Предпосылки к становлению трэш-метала появились ещё в начале 70-х: первой песней в этом жанре считается Stone Cold Crazy группы Queen, на которую впоследствии сделала кавер известная трэш-метал-группа Metallica. Элементы трэш-метала Queen также использовали в песне «Ogre Battle», вышедшей за несколько месяцев до «Stone Cold Crazy».
Истоки трэш-метала, по общему мнению, восходят к концу 1970-х годов — началу 1980-х годов, когда некоторые металические группы привнесли экстремальную скорость хардкор-панка в традиционную мелодику и ритмическую структуру метала. Venom и особенно Motörhead обычно рассматриваются в качестве групп, давших толчок развитию трэш-метала.
В конце 1970-х годов появляются такие хардкор-панк-группы, как The Misfits и Black Flag. Они немного отдалились по звучанию от своих предшественников, значительно увеличив скорость исполнения ритмических структур своих песен. Также в возникновении трэш-метала свою роль сыграли Discharge, The Ramones, Sex Pistols и The Dead Boys — классика панк-рока.
Пик популярности трэш-метала пришёлся на середину — конец 1980-х гг. Популярность трэш-метала возросла в 1984 году с выходом одноимённого мини-альбома Overkill, альбомов Metallica Ride the Lightning, Anthrax Fistful of Metal и Slayer Haunting the Chapel. Произошло утяжеление звучания, отразившееся в творчестве Exodus на альбоме Bonded by Blood и Slayer на альбоме Hell Awaits. В 1985 году германская группа Kreator выпустила свой дебютный альбом Endless Pain, а бразильцы Sepultura — свой мини-альбом Bestial Devastation. Группа Megadeth, основанная бывшим участником Metallica, гитаристом Дэйвом Мастейном, также в 1985 году выпустила свой первый альбом Killing Is My Business… And Business Is Good!.
Поздние 1980-е годы показали перемены, произошедшие в таком музыкальном жанре, как трэш-метал. Понемногу звучание стало более мелодичным и в некоторой степени не сочеталось с текстами песен. Хотя стиль уже был известен благодаря своей техничности, произошёл переход в другую крайность.
1990-е годы — время, когда коллективы, выступавшие в жанре классического трэш-метала стали рассматриваться как атавизмы, поскольку многие трэшеры экспериментировали с новыми направлениями жанра. Альбом 1992 года группы Iced Earth Night of the Stormrider объединил в себе черты пауэр-метала и трэш-метала. Лебединая песня группы Dark Angel, альбом Time Does Not Heal, представлял собой весьма техничный прогрессивный трэш-метал с огромным количеством технически трудных риффов — 246 риффов в альбоме!
В последнее время трэш-метал наравне с другими жанрами экстремального металла, которые прежде считались мёртвыми для мейнстримовых СМИ, но благополучно существовавшими в музыкальном андеграунде, демонстрирует тенденцию к возрождению, приобретая новую популярность. Отчасти этому может способствовать повышение доступности различных форм метала и классического рока благодаря исполнению кавер-версий старых классических метал-хитов молодыми исполнителями, интернет-радио и спутниковому радио, а также телевизионным каналам, таким как VH1 и MTV.
Отечественный трэш-метал
Первой группой, выпустившей в СССР альбом в жанре трэш-метал, была ленинградская группа «Фронт» («Металлизация», 1987 г.)
Среди первых же трэш-металлических групп по времени образования была «Коррозия Металла», чей первый концерт состоялся в 1985 году в подвале ЖЭКа и был разогнан милицией.
К началу нового тысячелетия большинство старых групп либо распалось, либо заиграло другую музыку («Фронт» ударились в индастриал, «Мастер» обратились к более классическому хард-н-хэви, «Коррозия Металла» и «Д. И. В.» заиграли националистический oi!), повторив, до определённого этапа, западный сценарий развития жанра. Однако, появляются и новые коллективы — «Arbitrator», «Manic Depression», «Stalwart», «DeadXHead», «Хархан», но они не смогли добиться популярности, сопутствовавшей трэш-группам конца 1980-х — начала 1990-х.
Современный Трэш-метал
Старые трэш-исполнители продолжают выпускать новый материал — последние альбомы: Metallica — Death Magnetic (2008), Kreator — Phantom Antichrist (2012), Testament — Dark Roots of Earth (2012), Sodom — Epitome of Torture (2013), Overkill — White Devil Armory (2014), Exodus — Blood In, Blood Out (2014), Slayer — Repentless (2015), Megadeth — Dystopia (2016), Anthrax — For All Kings (2016), Destruction — Under Attack (2016).
На фоне возросшего интереса к трэш-металу определённого успеха добились также и более молодые группы, "исповедующие" классический трэш-метал: Evile, Bonded By Blood, Gama Bomb, Diamond Plate, Warbringer, Lazarus.A.D., Violator, Suicidal Angels и другие.
4. Ню-метал
Ню-метал является формой альтернативного метала, в которой комбинируются элементы различных поджанров метала с такими жанрами, как хип-хоп, альтернативный рок, фанк и гранж. Ню-метал редко включает в себя гитарное соло, сильно синкопирован и базируется на гитарных риффах. Многие гитаристы ню-метала используют семиструнные гитары в пониженном строе для более тяжёлого звучания. Иногда в составе группы есть диджей, который отвечает за семплинг, скретчинг и звучание электронных инструментов. Вокальные стили включают в себя пение, рэп, скриминг и гроулинг.
Многие группы тяжёлого метала, альтернативного метала, альтернативного рока, гранжа, индастриал-метала, фанк-метала, рэп-метала и экспериментального метала 1980-х и 1990-х заложили основы для развития ню-метала, комбинируя тяжёлые гитарные риффы со структурами поп-музыки
Грув-метал и трэш-метал группы того же периода, как, например, Pantera, Slayer, Sepultura, Metallica и Anthrax, оказали существенное влияние на ню-метал.
Джоэл МакИвер признал группу Korn в качестве первой ню-метал-группы, с их демо-записью Neidermayer's Mind (1993)
Агрессивные риффы Korn, речетатив Limp Bizkit и акустические баллады Staind сформировали некий шаблон для ню-метала
1998, как правило, признается годом, когда ню-метал пробился в мейнстрим, с попаданием третьего альбома Follow the Leader (1998) группы Korn на первую строчку чарта Billboard 200, с получением мульти-платинового статуса,он проложил дорогу для многих ню-метал-групп.
В 1999 году появились Slipknot со своим экстремальным ню-метал-звучанием, их одноимённый дебютный альбом Slipknot (1999) становится 2x платиновым.
После периода широкого успеха групп Trapt, Linkin Park и Evanescence, ню-метал пришёл к упадку
Во второй половине 2000-х многие ню-метал-группы экспериментируют с другими жанрами.
ретий альбом Minutes to Midnight (2007) группы Linkin Park известен своим полным отклонением от ню-метал-звучания.Ню-метал-группы Disturbed и Drowning Pool направляются в сторону хард-рока или стандартного метал-звучания. Slipknot также отходят от ню-метала и включают элементы грув-метала, дэт-метала и трэш-метала.
Отечественный Ню-Метал
На волне популярности Ню-Метал в США, в странах СНГ начали образовываться группы, такие как: 5diez, 7000$, Amatory, AmneZia
5. Дэт-метал
Вобрав в себя скорость и сложность исполнения трэш-метала, дэт-метал выделился сначала в отдельный поджанр этого направления (его иногда называют прото-дэт), а потом и в самостоятельный жанр в середине 1980-х годов.
На его возникновение в значительной степени повлияли трэш-группы, среди которых наиболее известны Slayer, Kreator и Celtic Frost, которые сделали упор на агрессивность звучания и скорость игры на инструментах, а также на более искажённый, агрессивно звучащий вокал. Одной из наиболее влиятельных записей в стиле прото-дэт-метала является дебютный полноформатный альбом Seven Churches группы Possessed, выпущенный в 1985 году.
К 1989 году дэт-метал приобрёл значительную популярность среди различных направлений метала, во многих странах появились свои дэт-метал-сцены.
Одновременно с развитием традиционного дэт-метала, к концу 1980-х, стали развиваться новые поджанры. К примеру, известная британская грайндкор-группа Napalm Death выпустила новый (третий) студийный альбом Harmony Corruption, на котором она сменила звучание со сверхскоростного грайндкора на дэт-метал. Альбом Harmony Corruption был агрессивен и техничен, показывал частые и сложные смены ритма, и имел в качестве вокала гроулинг Марка „Барни“ Гринвея. Тематика этого альбома была очень вдумчивая, что сильно его отличало от тематики большинства традиционных релизов дэта.
В начале развития дэт-метал характеризовался простой композиционной структурой и небогатым мелодизмом, но в дальнейшем, в процессе развития стиля и слияния его с другими музыкальными жанрами, музыка усложнялась. В настоящее время у групп, играющих дэт-метал, нередко можно услышать сложные и для исполнения, и для восприятия композиции.
Группы, играющие в этом жанре, чаще всего имеют не менее двух гитаристов (изредка, в основном при студийной работе, бывает и один (как, например, было в ряде альбомов Hypocrisy), исполняющий несколько гитарных партий), басиста, вокалиста и барабанщика. Для данного стиля характерно наличие в составе барабанной установки одной бас-бочки для игры с использованием кардана или двух. Инструменты, используемые для игры в дэт-метале, не отличаются от используемых в хэви-метале, но структурная доля их использования несколько иная.
Пика своей популярности дэт-метал достиг в 1992—1993 годах благодаря творчеству групп Morbid Angel, Cannibal Corpse и Obituary. Однако проникнуть в поп-культуру и мейнстрим жанру не удалось, и он завоевал популярность преимущественно в андерграунде. На популярность жанра также повлияло, к примеру, сильное соперничество между норвежской блэк-металической сценой и шведской дэт-металической сценой. Так, Фенриз, один из основателей группы Darkthrone, которая начинала в стиле дэт-метал, но затем стала одним из пионеров тру-блэка заявил, что „норвежские блэк-музыканты по горло сыты дэт-металической сценой за всё её время существования
Отечественный Дэт-Метал
Доминирует мелодичный дэт-метал, а также дэткор. Формирование российской дэт-метал сцены началось вскоре после появления на свет жанра в начале 90-х годов, и продолжается по сей день. Многие дэт-метал-группы со временем сменили жанр на другой, и лишь немногочисленные группы издали несколько студийных альбомов. Одной из первых групп в начале 90-х годов в России была Mortem, музыку которой часто отождествляют с ранними Cannibal Corpse. Среди исполнителей — ранние Grenouer, Merlin, End Zone, Бони НЕМ, Hieronymus Bosch, Barbarity, Aborted Fetus, Verminous Mind, Sympuls-e, Бездна Анального Угнетения.
6. Металкор
обширный музыкальный жанр, объединяющий экстремальный метал и хардкор-панк. Название представляет собой словослияние названий двух образующих его жанров. Отличается акцентом на брейкдауны, то есть медленными проигрышами в песнях, подталкивающими к мошу*.
Мош* - танец, происходящий, в основном, на хардкор-панк концертах. Популярен также на концертах металкор, дэткор и других родственных жанров и поджанров. Танец является весьма агрессивным и имеет наивысший разгар во время брейкдаун-моментов в композиции.
Между 1989 и 1995 появилась новая волна хардкор-групп. Она включает группы Merauder, All Out War, Integrity, Biohazard, Earth Crisis, Converge, Shai Hulud, Starkweather, Judge, Strife, Rorschach, Vision of Disorder и Hatebreed. Путём внедрения этими исполнителями металлического, "пантеровского" звучания в хардкор-панк, появился Металкор, также известный как Metallic Hardcore и New School Hardcore. Некоторые исполнители уделяли больший акцент на внедрение элементов дэт-метала (например Earth Crisis и Converge), что способствовало раннему формированию и развитию дэткора.
В начале 2000-х начинает формироваться новая волна металкора. Данное направление, добившееся успеха среди масс, является скорее современной интерпретацией метала, направленной на более широкую публику, нежели хардкором. С появлением популярных групп, таких как As I Lay Dying, Bullet for My Valentine, Killswitch Engage, Avenged Sevenfold, Atreyu, Trivium, The Devil Wears Prada и мн. др., жанр пришёл к мейнстриму. Но также стоит отметить, что в плане музыки мелодичный металкор (именно так было названо течение) имеет мало общего как с ранним металкором, так и с хардкором, и является упрощённым мелодичным дэт-металом или иным альтернативным экстремальным металом с обильным использованием брейкдаунов и скриминга, а также акцентом на припевы, спетые чистым вокалом. Под словом "металкор" в подавляющем большинстве случаев подразумевают именно это направление. Также, в настоящее время этот термин тесно связан с мейнстримным пост-хардкором и электроникором
Как правило, в качестве основной манеры вокала используется скрим, особенно это было заметно среди групп 1990-х годов. Сейчас же большинство групп добавляет к скриму припевы или даже куплеты, спетые «чистым» вокалом.
Скоростные гитарные риффы и использование кардана или двойной бас-бочки являются основными параметрами в металкоре. Строй гитар обычно понижен, используются строи Drop D, Drop C, Drop B.
Отечественный Металкор.
На волне популярности течение Эмо, Металкор стал популярный в России и странах СНГ, точнее его поджанр - Мелодичный металкор.
Яркие представители: Stigmata, Тонкая красная нить, Jim Jams, Линия
Металкор сейчас
На данный момент Металкор полностью переродился в Пост хардкор, Чистый Металкор практически не встречается
7. Скримо
Это музыкальный жанр, вышедший из эмо, большей частью из хардкор-панка в начале 90-х. Для жанра характерны мученический кричащий вокал и быстрые, гармонизированные гитары. В скримо брэйкдауны чаще всего медленней и мелодичнее, нежели в других жанрах. Помимо всего прочего, стиль довольно сложно классифицировать (особенно, с тех пор, как вокалисты стали отклоняться от кричащих вокалов). Иногда скримо ошибочно принимают за эмо-вайоленс, который довольно тесно связан со скримо (несмотря на то, что группы обоих стилей заимствуют друг у друга идеи). Лирика в скримо чаще всего носит личный характер. В большинстве песен в скримо используются образы и метафоры для описания личного отношения к различным проблемам.
В Калифорнии в начале 90-х, Gravity Records из Сан Диего выпустили много примечательных записей этого стиля. Независимые Эмо группы того времени, такие как: Heroin, Angel Hair, Antioch Arrow, Universal Order of Armageddon, Swing Kids и Mohinder. В Нью-Йоркскую/Нью Джерсийскую эру, группы типа Nod, Merel, 1.6 Band, Rye Coalition и Rorschach переживали такой же импульс. Лейблы Gern Blandsten Records и Troubleman Records выпустили много весьма влиятельных записей того времени и региона. Многие из этих групп были вовлечены в клубную сцену ABC No Rio в Нью-Йорке, что было самоответом на жестокость и застой на сцене с группами игравшими в клубе CBGB, единственное маленькое место активного развития хардкора в Нью-Йорке в то время.
Произошёл «взрыв» команд, некоторыми из спровоцировавших его были: Indian Summer, Evergreen, Current, Shotmaker, Portraits of Past и Julia. В итоге эти группы стали играть то, что называется эмо, стиль, который укрепил драматические аспекты вокального исполнения для того, чтобы достичь наибольшего единения с публикой. Их музыкальные истоки различаются, Julia и Evergreen вместе произвели несколько из богатейших звучаний эмо, в то время, как Shotmaker отошли от хардкор-панка и нашли своё место в брутальной откровенности человеческого голоса. Результатом стал мощный эмоциональный всплеск, который часто оставлял эмо-группы и их публику или плачущими, или кричащими, или очень тихими после выступлений. Такие эффектные и открытые выражения эмоций часто провоцировали дискомфорт у многих фанатов хардкора и послужили причиной многих разногласий между двумя «лагерями».
В недавние годы термин «скримо» часто ошибочно использовался для описания пост-хардкор, альтернативных рок, металкор, или хардкор групп попавших под влияние псевдо-эмо бума.
В настоящее время наиболее яркими скримо-группами являются: Orchid, Ritual Mess, The Kodan Armada, Circle Takes The Square, Amygdala, Second Hand Charity, Blessmymadness, Saetia, Envy, La Quiete, good morning, ohio! и другие.
Отечественное Скримо
Опять же на волне популярности Эмо в СНГ, жанр Скримо нашел своего слушателя.
Яркие представители Скримо в России: Маршак, Optimus Prime
Спасибо за внимание, извиняюсь за возможные неточности.
433 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
могу ошибаться, но помоему не упомянули стиль индастриал.
Fear Factory например
Удалить комментарий?
Удалить Отмена