Маша и медведь - успех российского мультфильма
Видеоплатформа YouTube приводит список самых удачных видеороликов в своей истории. В топ-десятке господствуют девять роликов с танцевальными ритмами с участием таких звезд музыки, как Джастин Бибер (Justin Bieber) или Тейлор Свифт (Taylor Swift).
В этом тексте речь пойдет о другом.
Это рисованный мультфильм. Один фильм длится шесть минут, и в нем показывается, как девочка носится по дому добродушного медведя. Имя девочки — Маша, русское уменьшительное от «Мария». Маша настолько же мила, насколько и импульсивна. Медведя зовут Миша, он долгое время работал в цирке, а теперь хотел бы проводить свои дни в покое.
Русская версия видео набрала на YouTube свыше 1,5 миллиарда просмотров. По всему миру лишь 30 видео преодолели планку в миллиард просмотров. «Маша и медведь» из них — единственное «немузыкальное» видео. Создатели мультфильма сидят в студии на окраине столицы России — Москвы. На логотипе значится «Анимаккорд». С недавнего времени это название все чаще фигурирует в новостях западных СМИ: крупные американские концерны индустрии развлечений обратили внимание на создателей кратких мультфильмов из России. Гигант сериалов Netflix включил «Машу и медведя» в свой ассортимент. У Netflix — 70 миллионов абонентов.
В Москве три десятка аниматоров мультфильмов склоняются над экранами компьютеров (наша фотолента позволяет заглянуть в студию). Там рождается «Маша и медведь». Сериал впервые увидел свет в 2009 году, сначала на русском языке и первоначально лишь в интернете. Потом на сериал обратил внимание крупный российский телеканал. С тех пор «Маша и медведь» идут в вечерней программе для детей, русском аналоге программы «Песочный человечек» (Sandmännchen). На стене московской студии висит карта мира. На ней обозначены страны, в которых телеканалы показывают «Машу и медведя». Этих стран — сто, и это число растет. В Германии мультфильм идет на канале Kika, в Италии — пять раз в день на Rai Yoyo. В Индонезии серия настолько популярна, что индонезийские родители начали называть новорожденных девочек Машами.
Директор «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко (51 год) раньше работал в хорошо финансируемой в России авиапромышленности и даже когда-то руководил крупной пекарней. Теперь он занимается бизнес-сферой серии «Маша и медведь». Он предоставляет художникам полную свободу действий.
Когда Ловейко приходится рассказывать о секрете успеха, он говорит: «Мы начинали с нуля; возможно, поэтому мы столь успешны». В начале зарождения «Маши и медведя» не было никакого образца, никакой стратегии, с помощью которых можно было бы выйти на рынок, который давно поделили между собой такие компании, как Disney или20th Century Fox.
«Маша и медведь» — это необычная история успеха; это не вертикальный старт, а дорога со многими поворотами. От первой идеи к прорыву на международный рынок прошло добрых два десятилетия.
Художник Олег Кузовков держал в голове первые эскизы еще в 1996 году, когда в отпуске наблюдал за дочерью друзей. Девочка день за днем носилась по пляжу. Большинство взрослых неохотно играли с ней, прятались, ворча, когда издалека видели ее, или притворялись спящими. То же делает и медведь в сериале.
То, что Кузовков умеет рисовать, сомнений не вызывало. Он в конце 80-х годов работал в советской студии анимационного кино. Во время холодной войны и по ту сторону «железного занавеса» процветала индустрия мультфильмов. Телевидение и классическое кино подвергались сильной партийной цензуре, но создатели мультфильмов были свободны в своем творчестве. Данная сфера стала нишей для личностей с критическим взглядом.
Многие советские мультфильмы — маленькие шедевры. Студии создавали собственные версии известных классических сюжетов. Поэтому есть русский Винни Пух. Российская серия «Ну погоди» напоминает «Том и Джерри». В 1967 году вышла русская версия «Книги джунглей». Она больше ориентировалась на роман Редьярда Киплинга (Rudyard Kipling), чем на фильм компании Disney.
Насколько бы хороши российские художники ни были, они так и не научились утверждаться на рынке. После распада СССР российские каналы больше не выделяли денег на новые проекты. Они показывали старую классику, которая им ничего не стоила. Многие художники ушли в производство рекламы. Олег Кузовков уехал в Лос-Анджелес. Лишь в 2008 году он нашел спонсоров и команду для создания «Маши и медведя». С тех пор он в разъездах между Россией и США.
Бизнес-модель «Анимаккорд» непривычна для рынка. В то время как другие производители кинопродукции юридически борются с видеопиратами, Анимаккорд даже поддерживал пиратов в сети. Новые серии выходят на YouTube, прежде чем появиться на DVD. Фирма даже бесплатно предоставляла серии нелегальным интернет-платформам, чтобы как можно скорее сделать сериал более популярным.
И популярность растет. В интернете серии «Маши и медведя» уже просмотрены общим счетом 16,5 миллиардов раз. Сериал настолько успешен в интернете, что размещение рекламы в сериях на YouTube все еще является крупнейшим постом в рамках источника доходов.
Лишь 30% всего оборота студия получает при продаже сериала телеканалам. Остаток приходится на мерчендайзинг. На полках московских магазинов стоят пазлы, школьные ранцы, мюсли, компьютерные игры с изображением «Маши и медведя». В 2015 году по всему миру продукция с изображением Маши оценивалась в 200 миллионов долларов.
Анамаккорд пытается совместить и то, и другое: адекватный маркетинг и слегка отстающую российскую школу производства мультфильмов. Рядом с отделом по лицензированию расположилась звукозаписывающая студия с дорогим оборудованием. Там Василий Богатырев творит музыку к сериалу. Раньше он был признанным композитором классической музыки. Между тем, у него собственный фан-клуб в интернете. Его песня из новогодней серии «Маши и медведя» стала в России хитом.
Над одной шестиминутной серией студия работает три-четыре месяца. В год Анимаккорд создает не более десяти серий. В дверь уже стучатся готовые выделить средства спонсоры, люди с планами дальнейшего завоевания мирового рынка. Они хотят вкладываться в фирму, чтобы та приняла на работу больше художников, производила больше серий, разрабатывала новые сериалы. Каждый год в мире производится 20 тысяч часов мультфильмов, — легко перевариваемый материал для постоянно растущего числа детских телеканалов.
Но директор Дмитрий Ловейко отвергает все предложения.
«Иначе Маша потеряет свою душу», — говорит он.
Источник:
208 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Всегда можно найти время, 10-20 мин. в день , более чем достаточно, самое главное, не нудеть...
Да, ещё не плохо бы знать, о чём говорить, т.е., как бы подготовиться...:)
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена