Эхо войны. Погибшая штурмовая группа
P.S. Спасибо Вам, Поисковики!
Все они – гвардейцы. Мы называем их – боевые. То есть, не сброшенные трофейными командами или местным населением в воронки да траншеи , а так и оставшиеся лежать застигнутые смертью. В своем последнем бою.
Все этапы работы тщательно фиксируются. Это необходимо для последующего анализа того, как погибли солдаты, составления протоколов эксгумации, представления общей картины боя. Установленное имя хотя бы одного из бойцов, может вернуть имена остальным обнаруженным солдатам.
Зачистка – дело медленное. Пока мы чистим, в двух метрах рядом раскапывается продолжение траншеи. Там тоже обнаруживаются останки. Остаются двое. С ножами и кисточками. Остальные продолжают раскопы.
Тела обоих бойцов разорваны взрывами. То, что было выше пояса, мы находим в полутора метрах.
Солдат успел разжиться. Он в трофейных немецких сапогах. Эта его последняя траншея – была не первой захваченной им в бою.
Но нет. Нет ничего на солдатской бритве. Продолжаем расчистку. Надежда есть – под солдатом его вещмешок. Точнее – его содержимое. Но и там ничего, что могло бы дать солдату имя. Железная сгнившая ложка, котелок, запасные диски к автомату. Не успел он расстрелять их. Так и остались они, набитые смертью.
Азарт? Да. У нас есть азарт. Но – другой. Найти не пистолет или «шмайссер», не штык гитлерюгенда, а награду. Нашу. С номером. Или вот такую бритву. С фамилией, или хотя бы инициалами. И по этому, как пишут - сердце начинает биться учащенно. А вдруг? Кто поближе – стягиваются к раскопу. Ждут, пока очищается находка.
Ножом отковыриваю очередные комки земли. Там, где был левый карман галифе, зеленая пластмасса. Даже еще не извлекая вижу – что опасная бритва.
Автоматов два. Оба погнуты, разбиты осколками. Зажаты между ног солдата. Это первый. Изуродованный взрывом. Рядом и под ним – останки второго.
Характерный удар лопаты о железо. Миша разгребает комки земли. В небо смотрит покореженный взрывом ствол автомата ППШ. Начинаем очищать. В одном из отвалившихся комков земли, наш «сын полка» находит костный фрагмент. Кто на лопатах – расширяют раскоп вокруг, а группа зачистки с ножами – приступают к тонкой работе.
Окрестности поселка Горно-Веселый. Высота 167,4. Фермерское поле, на котором подсолнухи, как солдаты в равнении, каждый день дружно поворачиваются за солнцем. Под ними и лежат бойцы.
В этот год поле не засеяно, земля отдыхает, высушенная солнцем жаркого сентября. Зато нам – самая работа. Получено добро от фермера.
Только верхний слой разрыхлен бороной, чтобы не дать разгуляться сорной траве. Но она все равно лезет из высушенной земли. Чуть глубже – с почвой уже с трудом справляется лопата. Два месяца без дождей сделали свое дело. Даже на метровой глубине – земля почти камень. При зачистке раскопа гнутся рабочие ножи.
Солнце жарит семечки в подсолнухах, да наши спины и головы. Спасает ветер, гуляющий над сопками. Но в раскопах он чуть не враг. Летит пыль и песок, травяной сор, щедро покрывая нас.
Анатолий работает с глубинником. Профессионал. Прибор чувствует, как хороший скрипач свой инструмент. По оценке сигналов, их концентрации – определяется расположение траншеи. Пробиваются пробные шурфы. По разнице в слоях почвы - зацепили. Начинается работа.
Наш поисковый пес абсолютно равнодушен к железу. Видал он много, и всякого. Его больше интересует тень, которую пока не отрыта траншея, можно найти только за чьей либо спиной. Он ждет, пока мы раскопаем. А мы – чистим да копаем.
52 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Если вдруг во время раскопок обнаружите останки красноармейца 955 стрелкового полка 309 стрелковой дивизии 24-й армии Фронта резервных армий (Резервного фронта) Москалева Якова Петровича (родного брата моего деда), пропавшего без вести в октябре 1941 г. на Смоленщине, очень прошу дать мне знать! Я буду Вам очень благодарен!
Всё, что знаю о последних днях его жизни:
"309-я стрелковая дивизия (955-й, 957-й, 959-й стрелковые полки, 842-й артиллерийский полк) была сформирована в Орловском военном округе в июле 1941 года и первоначально насчитывала 11015 человек. После завершения формирования 309-я стрелковая дивизия была передана в состав 24-й армии Фронта резервных армий (Резервного фронта) и в конце августа переброшена под Ельню Смоленской области.
Участвовала в первой наступательной операции РККА - Ельнинской наступательной операции 1941 года. Наступая на Ельню с рубежа Взглядье, (иск.) Клемятино (12 км. сев.-вост. Ельня, ныне не существует) в полосе шириной 6 км дивизия прорвала подготовленную оборону на участке 3 км и нанесла поражение частям 292-й пехотной дивизии 20-го армейского корпуса группы армий «Центр». 6 сентября 1941 года она совместно с 100-й, 103-й и 19-й сд освободила город Ельню. Пяти фашистским дивизиям в районе Ельни был нанесен значительный урон. Потери их в живой силе составили до 45 тыс. человек.
В двадцатых числах сентября части дивизии продолжали вести небольшие наступательные бои, а в конце сентября перешли к обороне. В ходе наступления 309-я сд понесла серьезные потери. Из донесения о численном и боевом составе частей 24-й армии по состоянию на 20 сентября 1941 года в оперативный отдел Резервного фронта: «309-я стрелковая дивизия — личный состав: по штату — 11650 военнослужащих, по списку — 6609 военнослужащих» (ЦАМО, фонд 219, опись 679, дело 28).
По состоянию на 30 сентября 1941 года 309-я стрелковая дивизия вела бой на правом фланге 24-й армии и занимала рубеж по реке Устром в районе совхоза «Беззаботный» (поселок Беззаботы, 11 км сев.-зап. Ельня).
В течение «29-30 сентября противник подвез свою артиллерию на передний край обороны и 1 октября в 6 часов 30 минут начал внезапную, ожесточенную артподготовку по всему фронту 24 А, продолжавшуюся целые сутки с небольшими перерывами и захватившую тактическую глубину в 4-5 км. При этом артиллерия противника была подтянута к переднему краю настолько близко, что даже днем с нашей стороны были ясно видны вспышки от выстрелов орудий» (из доклада начальника политотдела 24-й А дивизионного комиссара К. Абрамова о боевых действиях 24-й армии в период 26 сентября – 14 октября 1941 года начальнику Генерального штаба Красной Армии от 10.03.1942 №647).
2 октября 1941 года 4-я армия германских войск всей своей мощью обрушилась на 957-й стрелковый полк 309-й стрелковой дивизии. Командир полка был тяжело ранен. Командование принял на себя Петр Щеренко.
Пять суток дивизия удерживала занимаемые позиции и отражала атаки превосходящих сил противника.Во второй половине 5 октября 309-я сд вынуждена была сменить КП, оттянуть артиллерию к железной дороге. Расположившись в совхозе «Отрадное» организовала огневой артналет на противника и за огневым валом контратаковала и отбросила немцев на исходные рубежи. 6 октября немецким батальонам пехоты с танками удалось вклиниться продвинулись между ее соседями дивизии и ее полками. К вечеру 6 октября полки 309-й сд все еще продолжали стоять на своих прежних рубежах, отбиваясь от окружавшего их противника.
Получив приказ, в ночь с 6 на 7 октября 1941 года дивизия начала отступление, как и вся 24-я армия Резервного фронта. Части дивизии отходили по дороге – Дорогобуж-Семлево-Вязьма. Дорогобуж к тому времени был уже частично занят немцами с восточной окраины, а другая его часть обстреливалась из минометов и группами автоматчиков.
К полудню 7 октября противник окончательно занял Дорогобуж и Волочек, к вечеру повел наступление на Семлево с юга, выходя на большак Семлево-Вязьма. 309-я сд. Она пыталась штурмом прорваться через Дорогобуж и провела несколько атак. Много бойцов и командиров 309-й сд полегло на окраинах Дорогобужа. К своим прорвались ночью только около 180 человек.
Под городом Вязьмой практически все соединения и воинские части армии попали в окружение. Уцелели немногие. 30 октября 1941 года целая армия была расформирована. Ни в городе Смоленске, ни в городе Ельне до сих пор нет мемориальной плиты с номером 309-й стрелковой дивизии, чьи воины храбро сражались в первой наступательной операции Красной Армии в Великой Отечественной войне.
По рассказам старожилов – жителей сел Садки, Ряды, Беззаботы и Рогулино, осенью 1941 года вся река Устрома была запружена трупами наших солдат. Они лежали снопами в полях, лесах и садах. По приказу немецкого командования тела убитых советских военнослужащих сбрасывали во рвы и карьеры."
"На 11 сентября 1941 года после окончания боев под Ельней в 309 стрелковой дивизии оставалось 5307 человек, потери с 16 по 11 составили 5505 человек. Штыков в дивизии на тот момент оставалось всего 697 (955 с.п. понес наибольшие потери, в нем оставался 81 активный боец). Дивизию пополняли, и на 27.09.41 в дивизии было 8029 чел., 955 с.п. из-за потерь остался двухбатальоным. После 27 до 1 числа дивизия вела бои местного значения. 02.10.41 немцы на участке 309 с.д. ограничились разведкой боем и артобстрелом. Наступление началось 03.10.41, совхоз Беззабот взяли к середине дня, в дальнейшем 309 вела тяжелые бои вплоть до 06.10.41. Вот рубежи 309 с.д. на 03.10.41"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена