Очень серьёзный «Чиж»
К последней четверти прошлого столетия основные схемы короткоствольного оружия были уже многократно опробованы в самых различных вариантах. Конструкторы собрали на свои лбы всевозможные шишки и грабли, вдоволь наигрались с самыми разнообразными патронами, и практически про любой новый образец могли с чистой совестью заявить — это уже было, причём не один раз. Жаждущим чего-то нового приходилось экспериментировать либо с экзотикой вроде ракетных пуль, как создатели американского «Гироджета» (MBA Gyrojet), либо с нетрадиционными материалами. Так, в компании «Хеклер и Кох» при создании пистолета VP 70 широко применили пластик, однако здесь успех пришёл на 10 лет позже и совсем к другой марке — «Глоку».
Другими словами, особо ярких новинок никто не ждал — особенно от стран Варшавского договора. Холодная война была в самом разгаре. На Западе существовал обширный рынок гражданского оружия, у силовиков были тоже достаточно широкие возможности в выборе вооружения — в тех же США каждый полицейский департамент мог закупать «стволы» по своему усмотрению. Всё это давало производителям неплохой стимул для трудов над новыми моделями. В то же самое время, по другую сторону «железного занавеса» всё было просто и однообразно: если автомат — то Калашникова, если пистолет — то Макарова. Поэтому когда в 1975 году на оружейной выставке в Мадриде появился новый «пистолет, пришедший с холода», да ещё под «вражеский» для стран соцлагеря патрон 9×19 Парабеллум – это уже само по себе стало сенсацией.
Впрочем, чехи, имевшие к моменту окончания Второй мировой весьма развитую оружейную промышленность, постоянно норовили «идти не в ногу». Вместо того чтобы, «как все», принять на вооружение АК, они разработали свой Samopal vzor 58 — автомат образца 1958 года, пусть и под стандартный советский патрон. Свой был и пулемёт — Univerzální kulomet vzor 59. Созданный же чешскими конструкторами автоматический пистолет Škorpion vz 61 вообще не вписывался в советские рамки, зато полюбился сотрудникам полиции и спецслужб, а по «другую сторону фронта» – и террористам всех мастей. Даже внешне малоотличимый от пистолета Макарова CZ 82 представлял собой оригинальную конструкцию, при этом весьма удачную.
На фото: Базовая модель пистолета CZ 75, ёмкость магазина — 16 патронов 9×19 Парабеллум
«Чиж», преодолевший железный занавес
Было у чехов своё собственное мнение и о том, каким должен быть хороший военный пистолет. Братья Йозеф и Франтишек Коуцки (Joseph a František Koucký) в 1969 году занялись на предприятии «Ческа збройовка» в Угерски-Броде (Česká zbrojovka Uherský Brod) разработкой полноразмерного пистолета под патрон 9×19 Парабеллум. Каких-либо принципиальных инноваций в нём не было. Автоматика была выбрана по схеме Браунинга, с коротким ходом ствола, схема затвора с внутренними направляющими ранее с успехом использовалась в швейцарском SIG P210, ударно-спусковой механизм в отдельном блоке применялся ещё на советском ТТ. Удивительно, но из этих известных «нот» чешским конструкторам удалось сотворить настоящую симфонию – точный, удобный и надёжный пистолет.
Фото: Американский пистолет Bren Ten под патрон 10mm Auto разработан на основе CZ 75
«Семьдесят пятый» с самого начала разрабатывался с прицелом на экспорт, но вряд ли даже в очень смелых мечтах его создатели представляли, что их творение станет весьма популярным на рынке США, да ещё и удостоится хвалебных слов от американских оружейных корифеев. В частности, CZ 75 высоко оценил один из самых известных стрелков США Джефф Купер (John Dean «Jeff» Cooper), и это был не просто положительный отзыв – он использовал CZ 75 в качестве основы для собственной разработки, пистолета Bren Ten.
Разумеется, для западных силовых структур идея перевооружения на пистолет, пусть и хороший, но всё же производства потенциального противника, выглядела достаточно сомнительной. Собственное производство было гораздо предпочтительнее — в итоге, выпуск клонов чешского «Чижа» наладили итальянцы из «Танфолио» и швейцарцы. Итальянцы же «помогли» организовать в Израиле производство пистолета Jericho 941, сделанного «по мотивам» CZ 75.
Фото: Итальянский Tanfoglio Stock III под патрон 9×19 Парабеллум
Для самих чехов появление «Джерико» сыграло двоякую роль — с одной стороны, израильские пистолеты теперь конкурировали со своими чешскими прототипами, с другой — дали им хорошую косвенную рекламу. Государство Израиль, мягко говоря, не было самым спокойным на планете местом, и если уж вариант «семьдесят пятого» пришёлся по душе их военным и службам безопасности, наверное, этот пистолет и в самом деле был хорош!
Чехословакия и во времена Варшавского договора довольно бойко торговала оружием на внешних рынках. По мере же распада соцлагеря и оригинальные чешские пистолеты начали активно расходиться в тех же США, где их закупил ряд полицейских департаментов. Парадоксально, но на вооружение собственной чешской армии и полиции модификации CZ 75 попали только в 90-х годах.
Достаточно быстро и сами чехи, и их лицензионные партнёры выяснили, что «семьдесят пятый» весьма привлекателен не только для силовиков, но и для спортивных стрелков. Фактически, сейчас предлагаемая итальянцами из «Танфолио» линейка моделей чётко делится на полицейско-гражданскую (серия Force) и спортивную (серии Stock и Limited). Именно из этих пистолетов стреляет многократный чемпион мира по практической стрельбе француз Эрик Грауфель (Eric Grauffel), тесно сотрудничающий с итальянской фирмой. На «Ческа Збройовке» тоже не оставили спорт без внимания, выпустив модели CZ 75 Tactical Sport, CZ 75 SP-01 Shadow и ряд иных. Ежегодно проводимые в Чехии соревнования «Extreme Euro Open» в представительности мало чем уступают чемпионату мира по практической стрельбе.
По некоторым сведениям, именно массовый наплыв «семьдесят пятых» и их клонов во всемирную федерацию практической стрельбы IPSC, причём в дивизион Prioduction, вынудил руководство этой организации с 2010 года формальными мерами ограничить ёмкость магазинов 15 патронами. Это решение вызвало много различных эмоций, но резоны принимавших решение вполне понятны. Prioduction, он же «заводской пистолет», позиционировался как наименее «спортивный», дававший равные шансы и военному со служебной «Береттой» M9, и полицейскому с SIG P226. Однако когда на стрельбище выходили люди с 18–19 патронами в магазине, говорить про равные шансы становилось уже сложно.
Фото: Израильский IWI Jericho 941, модель под патрон .40 S&W
Звезда практической стрельбы
Впрочем, доминирования «чизетовцев» на пьедесталах Prioduction и это нововведение не убрало. И на «Ческа Збройовке», и на «Танфолио» отлично понимают, что каждая крона и евро, вложенные в стрелков уровня Эрика Грауффеля или Адама Тица (Adam Tyc), в конечном итоге вернутся к ним в карман сторицей – победы на соревнованиях служат для «Чижей» отличной рекламой. Впрочем, и без «спортивной» рекламы «семьдесят пятый» достаточно популярен у тех, кому приходится стрелять отнюдь не по бумажным мишеням. Кроме спецподразделений полиции и армии различных стран — от США и России до Египта и Таиланда — его часто приобретают сотрудники частных военных компаний.
Фото: Спортивная модель «Чижа» — CZ 75 SP-01 Shadow
Автору приходилось иметь дело как чисто спортивными вариантами CZ 75, так и со служебными — латвийская полиция использует их наряду с «Глоками». В обоих вариантах «Чиж» имеет как достоинства, так и недостатки.
Во-первых, вес. Разумеется, стальной «Чиж» тяжелее, хотя в последние годы и в чешской линейке появились варианты с полимерной рамкой CZ 75 P7 и P9 Duty, практически сравнявшиеся с «австрийцами» по массе. Отдельно здесь стоит упомянуть чешского малыша CZ 2075 RAMI. Он выпускается как со стальной рамой, так и с более лёгкой полимерной. Почти игрушечный с виду и умещающийся в мужской ладони, RAMI выпускается во вполне взрослых калибрах 9×19 и .40 S&W, и покупателей на него хватает.
Как показывает практика, большинство «обычных» людей, купив полноразмерный пистолет и потаскав его с полгода, убеждаются, что в повседневной жизни лишний килограмм угловатого железа или пластика куда чаще обуза, чем подмога. Выходом из ситуации становится приобретение компакта или субкомпакта – вес меньше, габариты меньше, а на дистанциях реального применения при самообороне 9×19 вполне опасен и при укороченном стволе. Охотно берут RAMI и полицейские – в качестве «запасного» или, как ещё принято говорить, «ствола последнего шанса».
Надёжность СZ и «Глока», в целом, сравнима. «Слабым звеном» у «чеха» являются пружины – особенно спускового крючка. Опытные спортсмены рекомендуют заменять их в профилактическом порядке примерно после 20 000 выстрелов. Впрочем, для многих данное замечание большого значения не имеет — если не расстреливать ресурс пистолета в ходе интенсивных тренировок, то надёжности заводских деталей хватит и внукам покупателя. Ещё одной проблемной деталью является затворная задержка. Как правило, «Глок» чуть менее чувствителен к загрязнению, чем CZ, так как имеет большие допуски. Обратной стороной является точность выстрела: оба пистолета достаточно точны для среднего стрелка, но всё же попадать из CZ заметно легче.
Фото: CZ 75 P-07 DUTY — компактная «пластмассовая» модель «Чижа»
Третий аспект – удобство применения. Здесь речь, скорее, пойдёт про общее сравнение курковой системы у CZ и ударниковой у «Глока». «Австриец» обеспечивает стрелку постоянную готовность к стрельбе и однообразное усилие на спуске. У CZ первый выстрел производится самовзводом, с большим усилием, последующие — с минимальным. Сложно сказать, считать ли это достоинством или недостатком — ведь если до выстрела стрелку приходится, например, бежать или преодолевать препятствия, то даже при снятом предохранителе усилие самовзвода даст ему большие шансы обойтись без случайного выстрела. Если же есть время и возможность, то на CZ можно просто взвести курок самому и стрелять «лёгким касанием». Некоторые спортивные варианты «Чижа» имеют спуск одинарного действия, хотя и у обычного CZ длина свободного хода и усилие регулируется в достаточно широком диапазоне.
Курковая схема также даёт преимущество при осечке от недонакола — у «Чижа» можно попробовать выстрелить ещё раз самовзводом, у «Глока» придётся передёрнуть затвор, выбрасывая осечный патрон. Также CZ имеет возможность безопасного сброса курка — функция отнюдь не лишняя, особенно для спортивного оружия. Автору известны случаи, когда стрелки были дисквалифицированы на соревнованиях именно после неудачной попытки спустить курок вручную.
Третий аспект – удобство применения. Здесь речь, скорее, пойдёт про общее сравнение курковой системы у CZ и ударниковой у «Глока». «Австриец» обеспечивает стрелку постоянную готовность к стрельбе и однообразное усилие на спуске. У CZ первый выстрел производится самовзводом, с большим усилием, последующие — с минимальным. Сложно сказать, считать ли это достоинством или недостатком — ведь если до выстрела стрелку приходится, например, бежать или преодолевать препятствия, то даже при снятом предохранителе усилие самовзвода даст ему большие шансы обойтись без случайного выстрела. Если же есть время и возможность, то на CZ можно просто взвести курок самому и стрелять «лёгким касанием». Некоторые спортивные варианты «Чижа» имеют спуск одинарного действия, хотя и у обычного CZ длина свободного хода и усилие регулируется в достаточно широком диапазоне.
Курковая схема также даёт преимущество при осечке от недонакола — у «Чижа» можно попробовать выстрелить ещё раз самовзводом, у «Глока» придётся передёрнуть затвор, выбрасывая осечный патрон. Также CZ имеет возможность безопасного сброса курка — функция отнюдь не лишняя, особенно для спортивного оружия. Автору известны случаи, когда стрелки были дисквалифицированы на соревнованиях именно после неудачной попытки спустить курок вручную.
Фото: Субкомпактная модель CZ 2075 RAMI при всей своей внешней непохожести на CZ 75 сохранила его качества
4 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена