Еврейские женщины
Нечего доказывать – их ведь не спасёшь
''Рабыни и проститутки Египта''
Исходя из положения евреев в Египте, легко представить, что на этой картине еврейки рядом с сирийками, египтянками и т.д.
''Великий исход евреев из Египта''
Бытует версия, что изначально традиция праздновать Пасху пошла от еврейского народа и была связана с освобождением евреев из египетского рабства пророком Моисеем. Тогда название этого праздника звучало как Песах – ''проходить'', в значении ''избавлять'', ''щадить''. Празднование Пасхи у евреев проходило 7 дней, которые каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. В память об исходе из Египта, в день Пасхи у евреев практиковалось ритуальное заклание в Храме однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого потом запекали на огне, и съедали полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным хлебом – мацой) и горькими травами в семейном кругу в пасхальный вечер. Этот агнец так и назывался – Пасха – и служил прообразом Спасителя и напоминанием о его грядущем приходе. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства. Также в пасхальный вечер семья употребляла в пищу кашицу из фруктов и орехов и четыре бокала вина, а отец семейства рассказывал за праздничным столом историю об исходе евреев из египетского рабства. Хлеб, как уже было сказано, употреблялся только пресный – в память о том, что евреи с большой спешкой выходили из Египта и не успели заквасить хлеб. После Пасха была приобрела совсем иное значение. Теперь Пасха являла собой прообраз смерти и Воскресения Христа
''Эсфирь''
Есфирь, или Эсфирь (ивр. אסתר, Эстер) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий связанных с праздником Пурим. Одна из знаменитых библейских женщин.
Эсфирь (прежде Гадасса) , дочь еврейского народа, была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Она очаровала своим обаянием персидского царя, но не сказала, что она еврейка. Возвышение иудейки возбудило злобу у некоторых придворных персов и особенно у Амана — амаликитянина. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Эсфирь явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Эсфирь так хорошо охмурила царя Персии, что он ей отдал печать и позволил выпустить указ, что евреям в качестве самозащиты можно убивать персов. И вот в день ''Х'', когда намечалось нападение персов на евреев, евреи, согласно Указу, напали первыми. Они истребили 80 000 персов. Амана, конечно, сразу убили (или раньше) . Но в одном округе убили только 500 персов и Эсфирь попросила царя дать еще один день. Тогда они наверстали упущенное и еще повесили на деревьях 10 сыновей Амана, правда мертвых, убитых накануне. С тех пор Евреи празднуют праздник - ''День Отмщения''. В тот год, когда Цеткин решила учредить женский день, Пурим приходился на 8 марта. Так что, фактически мы все празднуем Пурим, посвященный героине еврейского народа Эсфири и надо заметить, что крымский Референдум выпадал (по случайному, или нет, стечению обстоятельств), как - раз, на Пурим (по плавающему календарю), а некогда группа влиятельных евреев мечтали создать ''Крымскую Калифорнию'' за счет Крыма, Сочи и некоторых российских и иных городов (сообщает ряд историков)
Пальма Джованни, 16 век. ''Иаиль''
Возможно, вы никогда не слышали об Иаили (горная коза): её единственной ролью в Библии было добиться доверия человека и убить его. Иаиль, жена Хевера, была из племени кенеев, родственных иудеям, они тоже были кочевыми пастухами. В битве между израильской и ханаанской армиями в Святой войне победа осталась за израильтянами, перебившими всех воинов противника. Сбежать удалось только Сисаре — военачальнику армии. Спасаясь от преследователей, в пустыне он наткнулюся на палатку союзника — Хевера Кенеянина. Жена Хевера, Иаиль, выбежала навстречу Сисаре, проводила в палатку и заверила, что он в безопасности. Затем Иаиль дождалась пока гость уснёт, подкралась к спящему и вогнала кол от шатра ему в висок, пригвоздив голову к земле. Эффектную сцену прославившего ее деяния (забивания кола в висок спящему мужику) очень полюбили художники, особенно периода маньеризма, впрочем, как и других периодов
Микола Пимоненко, 1899 г. ''Жертва фанатизма''
Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.
Сюжет картины
Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде — помимо кипы на нём тфилин и талит. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.
Картина выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в экспозиции Национального художественного музея Украины
Жена Климента Ворошилова Голда Горбман
Голда ради брака с Климентом пошла на полный разрыв всех отношений с семьей – она приняла крещение и стала Екатериной. Когда об этом стало известно в ее родном поселке Мардаровка, то раввин местной синагоги, собрав всех жителей поселка, предал Голду ритуальному ''херему'' - проклятию на веки вечные, а на местном кладбище появилась условная могилка девушки, к которой безутешная мать приходила помянуть «умершую» дочь.
Жены многих известных революционеров и будущих советских вождей были еврейками.
В конце 1948 года Сталин приказал арестовать всех жен-евреек ближайших своих соратников. В заключении оказались Жемчужина, жена члена политбюро Андрея Андреева Дора Хазан, жена Александра Поскребышева Бронислава Соломоновна. Жемчужину выпустили только после смерти Сталина. Жены-еврейки были у Николая Бухарина, Сергея Кирова, Николая Ежова, Алексея Рыкова и даже у сына Сталина Якова Джугашвили
Жена Николая Ежова Суламифь Соломоновна Хаютина (Файгенберг)
Некоторые историки пишут, что Николай Ежов был предельно жестоким, но на редкость трусоватым. Он отправлял в лагеря и ставил к стенке тысячи людей, но не мог ничего противопоставить тем, к кому его ''хозяин'' был неравнодушен. Так, в 1938 году Михаил Шолохов совершенно безнаказанно сожительствовал с законной супругой Ежова Суламифью Соломоновной Хаютиной (Файгенберг).
Любовные встречи проходили в номерах московских гостиниц и прослушивались спец-аппаратурой. Распечатки записей интимных подробностей регулярно ложились на стол наркома. Ежов не вытерпел и велел отравить супругу. С Шолоховым же предпочел не связываться
Национальные костюмы
Еврейский национальный костюм разнится от страны к стране. Особенно женский. Почти не удалось найти современных фото, большинство с выставки
Иудейки Магриба на снимках Жана Безансено, первая половина XX века
Фотограф Жан Безансено очень интересовался костюмами и нарядами иудеев, проживающих на территории Магриба (регион в северной Африке к западу от Египта, куда входят Марокко, Тунис, Алжир и другие страны), и оставил после своей смерти в 1992 году большое количество фотографий одежды и украшений евреек и берберок
Костюм ашкеназской еврейки
Полный комплект женской одежды ашкеназской еврейки. Описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века: Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук - важная деталь. Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия! Поверх блузки – корсаж на шнуровке. Поверх корсажа – галебанд (раньше это был шейный платок, закрывавший грудь, а со временем трансформировавшийся в своеобразный нагрудник), а поверх галебанда – нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком – шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты – бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок – тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Вместо подушечек на бинды могли быть пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением.
Имелся и особо праздничный головной убор – штернтихл ( звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO (фото ниже). Справа от него – шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.
Харкктерным головным убором был также чепчик – купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или – в некоторых областях – штукой под названием "харбинд" – волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.
На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь – что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.
В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые – богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже – из синтетических нитей
387 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена