Александр Аркадьевич Галич
Александр Галич родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в семье служащих. Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством — с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе Александр учился на «отлично» и был всеобщим любимцем — кроме прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи.
После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт имени А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию.
Он перешёл в Театр-студию Алексея Николаевича Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он также написал песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Л. Борщаговского.
Когда началась Великая отечественная война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Александр Аркадьевич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозный, он попал в местный драмтеатр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.
В послевоенное время Александр писал стихи, песни в стиле романсов — он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Семеновичем Высоцким и Булатом Шалвовичем Окуджавой).
В 1945 году Галич предпринял попытку получить высшее образование. До войны ему это сделать не удалось - в студии Станиславского диплома ему не выдали. На этот раз Галич решил получить не театральное образование, а какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное. И его выбор пал на Высшую дипломатическую школу. Однако когда Галич пришел в школу и спросил у секретарши, может ли он подать заявление, та ему сказала: "Нет, вы не можете подать заявление в наше заведение". - "Почему?" - искренне удивился Галич. "Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. Есть такое указание".
Отсутствие диплома о высшем образовании не помешало Галичу через пару лет после досадного инцидента в ВДШ обрести всесоюзную славу. Пришла она к нему как к талантливому драматургу. В Ленинграде состоялась премьера спектакля по его пьесе "Походный марш". Песня из этого спектакля, тоже написанная Галичем - "До свиданья, мама, не горюй", - стала очень известной. Чуть позже состоялась еще одна триумфальная премьера творения Галича (в содружестве с драматургом К. Исаевым) - комедии "Вас вызывает Таймыр".
В начале 1950-х годов Галич был преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны. Среди них были пьесы "За час до рассвета", "Пароход зовут "Орленок", "Много ли человеку надо" и другие произведения. В 1954 году фильм "Верные друзья", снятый по сценарию Галича и его постоянного соавтора К.Исаева, занял в прокате 7-е место, собрав почти 31 миллион зрителей.
Сценарии Галича, которые выходили в те годы из-под его пера, тут же разбирались режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными. Например, в военной драме "На семи ветрах", снятой в 1962 году Станиславом Ростоцким, повествовалось о любви, опаленной войной, в комедии "Дайте жалобную книгу" режиссера Эльдара Рязанова - о предприимчивой девушке - директоре ресторана, в детективе "Государственный преступник" режиссера Николая Розанцева - о поимке органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы Великой Отечественной войны (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ), в биографической драме "Третья молодость" режиссера Ж.Древиля - о великом русском балетмейстере Мариусе Петипа.
В начале 1960-х годов одна за другой появились песни, которые благодаря магнитофонным записям мгновенно стали популярными. Самой первой песней этого цикла была "Леночка" (о девушке-милиционере, в которую влюбляется некий заморский шах), написанная Галичем бессонной ночью в поезде Москва - Ленинград в 1962 году.
Хронологически цикл магнитиздатских песен Галича начался "Леночкой", после которой появились и другие его песни. Среди них были песни "Старательский вальсок", "У лошади была грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор", "Памяти Пастернака", "Баллада о Корчаке", "На сопках Маньчжурии", "Летят утки" и другие произведения. Однако его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны - лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой - пронзительная, гневная печаль в песнях. Эта раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии.
Между тем слава Галича-барда продолжала расти. В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском Академгородке "Праздник песни". Этот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен зал Дома ученых Академгородка, и этот зал был забит до отказа, люди стояли даже в проходах. На передних креслах сидели члены фестивального жюри.
В августе того же года, потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, он написал не менее "крамольную" вещь, чем "Памяти Пастернака", - "Петербургский романс". Но на этот раз "звонок" прозвучал гораздо ближе - под боком у Галича. Его вызвали на секретариат Союза писателей и сделали первое серьезное предупреждение. Ему порекомендовали внимательнее отнестись к своему репертуару. Кислород ему тогда еще не перекрывали. В те дни Галич был завален работой: вместе с Марком Донским писал сценарий о Шаляпине, с Яковом Сегелем выпускал в свет фильм "Самый последний выстрел", готовился к съемкам на телевидении мюзикла "Я умею делать чудеса". Однако параллельно с этим Галич продолжал писать песни. И хотя жена просила его быть благоразумнее, на какое-то время прекратить выступления, Галич не мог остановиться. Жена просила его не позволять записывать себя на магнитофон. Галич дал такое слово, но обещание не сдержал. Магнитофонные записи с домашних концертов Галича продолжали распространяться по стране.
Вскоре его песни становятся всё более глубокими и политически острыми, и это ведет к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. В 1969 году в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать.
15 декабря 1977 года Александр Галич погиб во Франции в результате несчастного случая. Существует версия, что это было убийство. Последним пристанищем Галича стала могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.
33 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена