Мечи из Властелина колец
Мечами фильм просто усеян от отлитых и заточенных клюшек урук-хай и железяк орков, недостойных упоминания, до великолепных эльфийских клинков, возможно из самого мифрила. Всем этим великолепием мы обязаны в первую очередь Толкиену и Джексону, но во многом Питеру Лайону, создавшему эти клинки наяву, о нём подробнее ниже. Поскольку как в книге, так и в двух трилогиях создан целый мир, о нём можно поговорить немного подробнее, прежде чем перейти к самим мечам.
Толкиен брал за основу частично раннее средневековье, частично высокое, добавив щепотку истинного безумия и толику знакомого ему по классическому образованию времени поздних оседлых конных варваров. Это отразилось на оружии, коим владеют персонажи, для времени Толкиена даже описания одежды и вооружения давало однозначный маяк читателю, в то время как сейчас понятные любому тогдашнему школьнику нюансы нужно пояснять отдельно.
Во-первых Мордор однозначно ассоциировался с нацистской Германией, ибо Толкиен прошёл Первую и Вторую мировую. Поздние выпады в сторону СССР и ассоциация его с Мордором беспочвенны, Толкиен начал писать в 1938 году, закончил в 1948 году, опубликовал в Британии, а затем в 60-х годах в США, после чего у него, как у Конан Дойля и Джоан Роулинг начался период бешеной популярности. Его даже хотели номинировать на Нобелевскую премию, но там решили, что Обаме премия нужнее. Орки и гоблины в традиционном виде как раз похожи на германских солдат, в фильме их образ скорее традиционен для компьютерных игрушек.
Эльфы в эпопее выступают как некие мастера технологий, поэтому их вооружение соответствует пониманию Джексоном оружейного дела, плюс его новозеландское происхождение, а значит он думает, что вершина технологий и вооружений - Япония. Поэтому эльфы являют собой полный аналог самурая - основное оружие лук, лёгкие доспехи для стрельбы из лука, изогнутые саблеобразные мечи, спешенность и отсутствие щита.
Во многом в фильме смешаны, но не взболтаны целые не связанные эпохи. Гондор типичное позднесредневековое поселение, что-то вроде вольных европейских городов Ломбардии. Это же отражается на доспехах, мечах и щитах, во-вот должно появиться огнестрельное оружие. Рохан - времена Великого переселения народов, роксоланы, сорматы, гунны, если не ещё более ранняя эпоха ска (скифов). Им правда в фильме соответствует довольно несуразный комплекс наступательно-оборонительного вооружения, мечи вовсе из бронзового века, доспехи чешуйчатые сарматские, копья есть, но отряды действуют разрозненным строем, более характерным для позднего рыцарства и не имеют луков. Вот роханские всадники разудалые и немного "отсталые" как раз должны в классическом понимании ассоциироваться с жителями причерноморья - русскими казаками, которых Толкиен мог видеть живьём на войне,
Мечи Назгулов - в отличие от отлитых в Изенгарде и Мордоре - так сказать их личное оружие из прошлой жизни, характерное для высокорангового рыцаря, коим эти владыки некогда и являлись. Саурон тот вообще имеет для своего времени оружие победы, причём в варианте фламберга - пламенеющего меча - в данном случае в буквальном смысле. Фламберги были ужасающим оружием немецких ландскнехтов, оставляли незаживающие раны, за счёт своего волнообразного клинка, их даже вместе с арбалетами объявил вне закона Папа Римский, но оружие пользовалось популярностью, хотя таких ландскнехтов в плену могли казнить за одно владение таким мечом. Это ещё раз подчёркивает то, что силами зла выведены именно немцы.
Шир и окрестности являются лесной глухоманью, где используется всё что ни попадя, скорее скрамасаксы, то есть большие ножи. Большая редкость Жало - трофей, привезённый Бульбой Сумкиным и подаренный Фёдор Михалычу. В остальной местности, включая Мордор вооружаются всем чем ни попадя и режут друг друга почём зря.
Эльфийские мечи
Клинки в виде вытянутого листа подчеркивают возраст мечей - в истории листовидный клинок мы встречаем с 1500 до 450 года до нашей эры, когда они распространены повсеместно. Листовидность клинка вызвана желанием укрепить его в центральной части, поскольку клинки из бронзы и железа очень часто гнулись или ломались в этом месте.
"Жало" являет собой как раз реплику с одного из таких мечей (вероятно - греческого ксифоса) - короткий, 56 сантиметров в длину.
В данном случае мы видим более позднюю рукоять и крестовину, чем полагались бы. Меч предназначен в первую очередь для колющего удара.
Подобные клинки подходят пехоте, действующей со щитами в плотном строю, подобно греческой фаланге. Во времена, когда происходит действие фильма и книги, это оружие - чистый анахронизм для большинства воинов и подойдет разве что хоббиту, поскольку заменяет ему из-за роста полноценный меч. Но и в этом случае конструкция клинка ни чем не обоснована – сомнительно, что «Жало» было изготовлено из бронзы, а стальной клинок в подобном утолщении к середине не нуждается.
"Гламдринг" Гэндальфа по своим пропорциям - классический меч-бастард средней (121 см) длины.
Пожалуй, это самый необычный меч из всей киноэпопеи. При том, что его дизайн представляет собой дикую смесь элементов – крестовина с загнутыми дужками относится к небольшой группе «готических» мечей-бастардов XVI века, тяжелое удлиненное навершие-яблоко - к более ранним рубящим экземплярам с тяжелыми клинками, а листовидный клинок так и вовсе не имеет исторических аналогов, поскольку его утолщение смещено гораздо ближе к концу, «Гламдринг» являет собой полностью функциональное и правдоподобное оружие. Такому клинку вполне можно доверить свою жизнь.
Меч весит достаточно много из-за листовидного клинка, но большое навершие его отлично балансирует, поэтому он вполне подходит для фехтования и удержания одной рукой. Смещенное к концу расширение клинка наводит на мысль об отличных рубящих возможностях клинка, однако одновременно уменьшает пробивную силу колющих ударов. Глубокий дол, придающий клинку жесткость и прочность, лишь укрепляет в этом суждении.
Таким образом, перед нами меч, подходящий богатому рыцарю, способный неплохо проявить себя и в пешем, и в кавалерийском бою (хотя в большей степени в пешем, нежели в кавалерийском, из-за утяжеленного конца), достаточно эффективный в промежуток между 1300 и 1370 годами.
Позже появляется латный доспех, против которого данная форма клинка неэффективна. Гендальфу из фильма крайне везет в том, что ему не приходится сражаться своим мечом с именно так одетыми гондорцами и урук-хай.
Вторую группу эльфийских мечей составляют кривые клинки сабельного типа – по замыслу дизайнеров они должны передавать типичный для эльфов изящный стиль боя, состоящий из круговых движений. Изогнутые клинки были избраны дизайнерами для того, чтобы показать, что у эльфов были совершенно отличные от человеческих, более элегантные приёмы боя. Эльфийский боевой стиль состоит из круговых движений, для которых лучше всего подходят кривые клинки. Полное отсутствие гарды также подчеркивает, что эльфы предпочитают не принимать удар «на крестовину», а склонный скорее к парированию вражеских атак или уходу.
Меч Арвен "Хедхафанг" являет собой смесь типично японского профиля клинка и типично сабельной рукояти пистолетного типа, изогнутой в сторону, обратную от клинка. Такими бывают мечи из Юго-Восточной Азии (к примеру, Таиланда), хотя они, как правило, короче (длина «Хедхафанга» - 97 см). А вот длинное незаточенное рикассо (примерно в длину рукояти) у такого типа мечей аналогов не имеет. Это необычайно интересная деталь, судя по всему, сделана для захвата второй рукой за клинок. В результате оружие приобретает и хороший размер для кавалерийской схватки за счет длины рикассо, и имеет возможность двуручного хвата, которого лишены типичные кавалерийские сабли.
По предназначению «Хедхафанг», скорее всего, разделяет нишу с японской катаной и казачьей шашкой – достаточно универсальный клинок, имеющий неплохой рубящее-режущий потенциал.
Меч Халдира в общих чертах похож на «Хедхафанг», но имеет вдвое более длинную рукоять и у него отсутствует рикассо, поэтому он является достаточно историчным азиатским мечом, подходящим более пехотинцу, чем всаднику. В реалиях фильма этот меч не слишком востребован, так как орки одеты в сплошные кирасы и пластинчатые доспехи, с которыми этот меч справляется крайне посредственно. Однако он и не окончательно бессмысленнен – полных доспехов у них также не замечено, а режуще-подсекающие удары по конечностям орочье защитное снаряжение пропускает.
Леголас в мечах непостоянен, оно и понятно, стрелок и предпочитает лук. Его легкие парные мечи по длине являются короткими мечами, но отсутствие гарды и навершия-яблока делают их по внешнему виду схожими с ножами. Длина лезвия примерно 56 см при общей длине 77 см. Рукоять имеет изгиб, что выделяет клинок среди остальных. Лезвие имеет двойной изгиб на манер латинской буквы S, но второй изгиб малозаметен. Лезвие сведено и заполировано - благодаря этому клинок облегчён, что дало смещение баланса к рукояти.
В приквеле Леголас вовсе замечен с практически римской спатой - мечом являющимся предшественником меровингов (меча Тёмных веков) и каролингов (мечей викингов) и потомков кельтских мечей из Испании. Это не очень удобный меч для конного боя, скорее предназначен для рубки в щитовом пешем строю, хотя в этом варианте спата заточена и может колоть.
«Боевые мечи» эльфов Лориэна тоже смесь дальневосточного и ближневосточного стилей.
Точнее, это японское оружие «нагамаки» (меч, с увеличенной до длины клинка рукоятью, либо нагината с укороченным древком) - с клинком, обработанным под ранний ближневосточный профиль с широким долом, и изогнутой по-сабельному головкой рукояти. В реальности такое оружие не встречается, но, тем не менее, как и в случае с «Гламдрингом», оно вполне рабочее. Длинная – более 70 см, при общей длине оружия около 1.5 м – рукоять является замечательным рычагом, передающим на широкий клинок большое усилие. В результате меч (хотя скорее его можно отнести к своеобразным секирам) приспособлен к мощнейшим рубящим и режущим ударам, эффективен и на ближней, и на средней дистанции, допускает сильные удары рукоятью, но не пригоден к уколам.
Также имеет серьезный недостаток – техника владения им крайне сложна и вся ширина возможностей доступна только при действительно профессиональном уровне владения.
Меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».
Меч явно был вдохновлен греческим кописом, знакомым нам по фильму 300 спартанцев. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката или махайра.
Мечи Гондора
В противоположность эльфийскому, представляющему собой смешение времен и стилей, оружие воинов Гондора – достаточно достоверно переданные клинки времен позднего средневековья. Таков, например, меч Боромира.
Пожалуй, некоторую историческую недостоверность ему придают лишь загнутые дужки крестовины. В остальном это типичный меч позднего Средневековья, который вполне органично смотрелся бы даже в витрине музея. Меч имеет длину 99 см, клинок, достаточно широкий у основания, переходит в тонкое колющее острие, вследствие чего прекрасно подходит и для рубящего удара, и для выпада.
Обычное оружие, идущее в паре со щитом и пригодное к использованию скорее пехотинцем, нежели конником, такие клинки были повсеместно распространены с XIII по XV век.
Если говорить о фильме, то именно такие мечи более всего соответствуют классу показанного защитного вооружения большинства народов – мордорских орков, урук-хай, самих гондорцев, и эльфов.
Сюда же относится и меч Фарамира, хотя он и ближе к бастарду – более узкий и несколько длиннее.
В целом, он похож на меч Боромира, но больше подходит коннику. Он тоже достаточно историчен, хотя его и портит форма навершия, свойственная больше ранним мечам XI-XII века, и дужек крестовины.
Меч Арагорна (меч Бродяжника), с которым он начинал поход, пока не получил Нарсил – лишенный украшений меч-бастард, длиной 120 см, абсолютно целевое оружие, которое мог бы носить простой рыцарь или предводитель наемников. 91-сантиметровый клинок достаточно узкий, укрепленный широким долом и снабженный усиленным острием, вытянутая грушевидная головка, усилительное кольцо на обтянутой кожей рукояти, слегка загнутые и утолщающиеся к концам дужки. Меч достаточно легкий, чтобы действовать им одной рукой. Историческим аналогам соответствует абсолютно полностью.
Любопытной чертой является также дополнительный нож в чехле, прикрепленный к ножнам меча – обычай, который был в моде у ландскнехтов и других наемников.
Меч «Нарсил»/«Андрил», по-видимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.
В «древние времена» люди и эльфы соединились в последний союз против чудовищного Саурона. Король Элендил из Гондора во время битвы у горы Ородруин был убит Сауроном, его меч «Нарсил» разломился на куски. Но одним из этих кусков Исилдуру – сыну Элендила – удалось срезать кольцо с руки Саурона, чем была свергнута его власть… и началась настоящая история о «кольце».
Во время войны за кольцо «Нарсил» восстанавливают. Обломки клинка сковывают вместе, и он в некотором смысле возрождается под названием «Андрил» («Пламя Запада»).
Сам Толкин описывает «Андрил» следующим образом: «… на его клинке как символ были выгравированы семь звёзд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте «Андрил» (по сравнению с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия «Нарсила» (общая длинна 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурная головка имеет надпись на придуманном Толкином языке эльфов квенья, а также накладки из 24-каратного золота.
Вновь выкованный «Андрил», если не считать гравировки, точная копия «Нарсила». Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкина: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звёздами и заканчивающаяся символом месяца.
Надо отдать должное группе кузнецов, которые делали оружие для «Властелина колец» - они сделали все, чтобы оружие, откованное в «давние времена», таким и было. Нарзил/Андрил (далее для простоты – Андрил) – «боевой меч» (нем. Kampfschwert) XIII века, который по отношению к «современным» клинкам гондорцев действительно кажется старым. Термин «боевой меч» применяют немецкие хронисты для описания больших мечей-бастардов и ранних двуручных мечей для пехотного боя. Сам Андрил имеет длину 134 см, возится Арагорном (что совершенно исторически верно) у седла и, на мой взгляд, ближе все же к двуручному мечу, несмотря на довольно характерный для бастарда клинок. Меч тяжелый, рубящий, хоть и имеющий усиленное острие, приспособленное для сильного укола. Соответственно, головка меча тоже весьма утяжелена и занимает своей вытянутой частью половину рукояти (что опять-таки характерно скорее для бастардов). А вот очень широкие дужки крестовины с расширениями – уже скорее от двуручного меча.
Роханские мечи
Меч Теодена – Херугрим весьма характерен для всадника франка или более раннего кельта. Рохан весь стилизован под очень раннее Средневековье – франков и частично под ещё более ранее время сарматов, даже с элементами скифов. Для сарматов как раз характерны раздражающие многих кинокритиков «чешуйчатые доспехи» гридней-телохранителей короля, характерные для катафрактариев (катафрактов).
Это типичная спата, достаточно тяжелое для одноручного оружие всадника, предназначенное для рубящего удара, с характерными для европейской спаты двумя долами и конечно совершенно нехарактерным, стилизованным под древние бронзовые мечи науэ гардой. Сходство с бронзовыми науэ (с 1700 г. до н.э., регион Причерноморья и Эгейского моря), лишь подтверждает ассоциацию роханцев с русскими.
Меч Эовин несколько выделяется.
Это типичный кавалерийский бронзовый науэ, но с навершием, характерным для меровингского меча, науэ опережали время на тысячу лет, вообще профиль клинка у него ближе к позднесредневековому.
Черные мечи Назгулов
Черные мечи Назгулов тоже принадлежат к типу «боевых мечей».
Длина около 130 см, широкие дужки, усилительное кольцо на рукояти. Головка достаточно странного, граненого типа. Клинки мечей явно времен позднего средневековья – у них не дол, а ребро, усиленный для укола конец. Самой интересной частью является ассиметричный клинок – исторического прототипа для него не существует, но тем не менее он достаточно реален. Утолщение меча у рукояти заставляет задуматься о том, что он не заточен и назгулам можно использовать приемы «полумеча», когда одна рука лежит на клинке. Утолщение обеспечивает и некоторую опору, и позволяет безбоязненно подставлять участок меча между руками под удары, не боясь что клинок не выдержит. И вместе с тем удобно орудовать более легкой передней частью.
Отличается от остальных восьми меч Короля-Чародея.
По своей компоновке он – классический датский меч-бастард эпохи позднего средневековья. Тут и загнутые дужки крестовины, и усиливающая трубка на рукояти, и незаточенное рикассо перед ней, и расширение клинка над рикассо, и характерные пропорции – меч имеет общую длину 139 см, из которых 38 приходятся на рукоять. Клинок с ребром, подходит и для укола и для мощного рубящего удара за счет длинного рычага рукояти. Возможны и действия в пешем строю как своеобразным коротким копьем, тогда одна рука перемещается на рикассо, а другая – на конец рукояти.
Хотя меч не имеет характерных волнообразных изгибов клинка, делающего его фламбергом - помесью сабли и меча, предназначенного для пробивания мощного доспеха, но создатели фильма сделали его буквально пламенеющим, то есть фламбергом. Фламберги были в основном двуручными, этот меч полутораручный, что тоже бывало, но стоило очень дорого, Размер меча как показано в фильме - выше высокого человека совершенно реален для двуручного фламберга.
Изготовлением всех этих замечательных мечей занимался кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.
«Какой бы ни была придумка дизайнеров, — рассказал он, — какие бы «навороты» не родила их фантазия, я всегда пытаюсь сделать меч максимально достоверным именно в качестве оружия. И главный критерий здесь — пропорции оружия, его детали.
Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.
Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».
Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.
Работа велась так. Сперва дизайнеры придумывали эскизы и делали картонные макеты оружия в натуральную величину. Затем передавали их Питеру Лайону, а тот обсуждал их с Хоу и остальной группой. Затем Питер приступал к их изготовлению.
«Все клинки, которые показывали зрителю крупным планом, изготовлялись из рессорной стали, так что будь они заточенными, я бы доверил им свою жизнь, — рассказывал Лайон и добавлял. что оружие специально «старили», дабы оно выглядело естественно. Это вполне соотносится с задумкой режиссера «Хоббита» Питера Джексона:
«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».
28 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
однозначно +..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена