Как «тагильский папа Карло» настругал три тысячи Буратино и нашёл своё счастье
— Я рано начал читать. Первые две книги, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, были "Коряги" одного известного художника и "Приключения Буратино". Когда я рассматривал картинки в книжке, твёрдо понял, что хочу стать мультипликатором, рисовать и делать кукол. Я мечтал оживить Буратино в реальном мире, — вспоминает Стас.
Фото: Стас Дерябин
Но до 30 лет будущий Карло не занимался любимым делом. Он закончил художественно-графический факультет Нижнетагильского социально-педагогического института, отслужил в армии, женился, пошли дети. Нужна была серьёзная работа.
Фото: Стас Дерябин
— Работ я сменил много. Оформителем на заводе работал, позже в охрану пошёл, но всё это было не то. В 90-е приехал мой одноклассник, окончивший Бобровку (училище в Тагиле) на столяра-краснодеревщика, подарил мне нож, пару стамесок, и я стал изучать азы резьбы по дереву, — продолжает разговор Стас.
Семья Стаса неоднозначно отнеслась к этому увлечению. Жена не хотела поддерживать мужа, Стасу было сложно. На обучение новому ремеслу уходило много времени, он не мог приноровиться к новым инструментам, материалам. Он долго не понимал, как из плоского изображения сделать объёмную фигурку и добиться естественности формы.
Денег не было, первые куколки стали появляться спустя полтора года. Но оказалось, что в России и за её пределами живёт очень много людей, которые мечтают о таком волшебном друге, о Бу-ра-ти-но!
Семья Стаса неоднозначно отнеслась к этому увлечению. Жена не хотела поддерживать мужа, Стасу было сложно. На обучение новому ремеслу уходило много времени, он не мог приноровиться к новым инструментам, материалам. Он долго не понимал, как из плоского изображения сделать объёмную фигурку и добиться естественности формы.
Денег не было, первые куколки стали появляться спустя полтора года. Но оказалось, что в России и за её пределами живёт очень много людей, которые мечтают о таком волшебном друге, о Бу-ра-ти-но!
— Продавать было очень сложно. Я старался продавать свои игрушки из рук в руки, чтобы человек мог пощупать и понять, что этот мальчишка — то, что ему нужно, — рассказывает Стас. — Потому что, когда Буратишки размещены на прилавках рядом с другими игрушками в магазинах, они теряются. Среди ярких зверушек и матрёшек сидит он такой маленький, грустненький. У меня аж сердце кровью обливается, как в интернате мой ребёнок.
Каждому из Буратино мастер придумывает удивительную историю, которой делится с поклонниками в соцсетях. У многих кукол есть особенное предназначение: некоторые из них используются как оберег. Однажды в 90-е приехал знакомый тагильский браток и попросил куклу, чтобы съездить на бандитскую разборку. Он спрятал её под курткой как талисман. В другой раз Буратинчик уехал с новым владельцем на лечение в реабилитационный центр. Каждый раз, когда "уральский папа Карло" отправляет своего очередного сыночка в новый дом, он очень волнуется. Стас просит хозяина выслать ему фотографию и коротенькое письмо о том, как Буратишка добрался и нравится ли ему новый дом.
Вообще Буратино уже давно стали чем-то большим, чем ремесло для семьи Стаса. Это и лучший друг, и волшебная пилюля от депрессии, и член семьи, и источник неисчерпаемого вдохновения. Его работа ежедневно дарит ему сказку.
— Например, есть один такой особый Буратинка, Питерский Станиславович. Его хозяйка в Питерском театре гримёром работает. Она его с собой и в театр, и везде носила. Было очень приятно, когда она сфотографировала своего Буратино на руках у Георгия Штиля, главного Лешего страны, — вспоминает с улыбкой Стас.
Буратишка на руках у актера Георгия Штиля.
Спустя 18 лет необычного "дела жизни" из семьи ушла супруга Наталья. Ушла не то от Стаса, не то от Буратино. Осталось два взрослых сына, они продолжают его дело. Когда его мастерская пустеет и в ней не остаётся ни одного Буратино, он чувствует себя одиноко.
— Мне очень тяжело без них. Они ведь мне как родные. Я вот даже недавно решил отдых себе устроить, вырваться куда-то, уехать, чтобы ничего не резать и не пилить. Я сидел в доме один далеко в глуши, и мне так тоскливо стало! Хорошо, что я взял с собой одного деревянного малыша, посадил его на стол перед собой, и всё переменилось. Так хорошо на душе стало. Я без них уже и не представляю свою жизнь.
Один Буратино стоит от четырёх до восьми тысяч рублей, заказов много, но из-за тонкой работы в месяц успевают выстругать примерно 15 штук (конечно, штуками Стас их не считает).
— Старшему сыну Никите 27 лет. Он получил техническое образование, образование очень помогает ему в расчёте правильных размеров деталей. У него многое получается даже лучше, чем у меня. Младший же сын Матвей, ему 18 лет, пока учится и не в полной мере подключился к нашему общему делу, — рассказывает "тагильский папа Карло".
В 50 лет процесс изготовления даётся мастеру очень тяжело. Старые травмы и боль в суставах постоянно напоминают о себе. И тогда Стас придумал специальную танцевальную гимнастику, без которой не обходится ни один день в мастерской. Получились "Буратиновские танцы".
— Самое главное в моём деле — это улыбка. Если Буратишка получится хорошо — это мечта многих и многих. И я вот, получается, могу чью-то мечту исполнить! А улыбка — это самое сложное в процессе. Она ведь отображает характер. Несколько лет у меня ушло для понимания, как её правильно резать. Делаю я это по ночам или в часы уединения и обязательно в хорошем настроении. Только так нужно делать любимое дело — с улыбкой!
7 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена