В ноябре 1988 года на ЦТ состоялась премьера фильма В. Бортко "Собачье сердце"
Известно, что на роль профессора Преображенского пробовались М. Ульянов, Л. Броневой, Юрий Яковлев и другие актёры. Однако выбор режиссёра остановился на Евгении Евстигнееве. Сын актера в одном из интервью рассказывал о съемках следующее: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в "Собачьем сердце", он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе В. Носик, А. Жарков и Н. Караченцов. Но после проб выбор пал на колоритного Владимира Толоконникова.
Другими замечательными актерами, снявшимися как в крупных, так и в эпизодических ролях, были Н. Русланова, Б. Плотников, С. Филиппов, Р. Карцев.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 претендентов). Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок у него на счету было 38 задержаний. В фильме раскрылся и "актёрский талант" пса - после «Собачьего сердца» Карай снялся ещё в четырёх картинах.
В фильме множество отсылок к другим произведениям Булгакова: профессор Персиков из произведения "Роковые яйца", рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа "Самоцветный быт", сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа "Спиритический сеанс" и т.д.
О съемках также известно, что режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке. Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты специально для "Собачьего сердца". Консультировал картину академик АМН СССР и руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР Ефимов А.С.
После премьеры на фильм обрушилась критика. В. Бортко вспоминает: "Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно... А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию".
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации "Игровое кино" и несколько раз получал призы за режиссуру.
402 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
А вот что меня тут огорчило, так это то, что компоновка кадра в итальянском фильме несколько удачнее, в ней больше экспрессии. Наш фильм снят в более спокойной манере. А такая манера операторской работы придает на мой взгляд неподходящую атмосферу всему фильму. Впрочем итальянскую версию не смотрел и ничего не могу сказать о режиссуре в целом и игре актеров.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
И Бортко в своей картине тоже окрасил персонажей в непохожий на оригинальный оттенок цвет. Он так увидел. И наверное ошибочно всех персонажей наделять плохими или хорошими качествами.
Меня при прочтении и просмотре не покидал вопрос о профессоре. В книге его образ раскрыт полнее. И меня удивляло, почему талантливый учёный не уехал творить и толкать вперед науку за границу? Не приглашали? Я вас умоляю.. Не выпустили? Да кто бы посмел? А потом мне пришла мысль: А зачем ему ехать? Заработком он не обижен. А вот наука... Да в науке всё и дело. Там ему дадут конечно и лабораторию и денег, но! Никто не под каким видом не позволит проводить настолько смелые изыскания да ещё и на живых людях! Шаг влево-вправо лишение лицензии и т.д. А в России в эпоху военного коммунизма его талант превозносит его на уровень божества! Властителя судеб человеческих. И профессор на это подсел. Отсюда и Аида и наигранное пренебрежение к пролетариям.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Остался он не из патриотизма, конечно. И я не согласна с вами, что профессор -мизантроп. Он про себя говорит : "Я - московский студент". Он часть научной среды, он хорошо уживается с коллегами, учениками, с обычными адекватными людьми. Возможно из-за среды он и остался. Потом еще оттепель, надежды, что все устроится... Вот пренебрежение к пролетариям не наигранное, но ведь не без оснований.
Далась вам эта "Аида"! Опера - одно из немногих культурных событий, которое еще было доступно. Кстати, есть люди (и их немало), которые любят оперу, платят большие деньги за возможность вживую насладиться (именно так!) классической музыкой. Да, не для всех это наказание))).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена