В ноябре 1988 года на ЦТ состоялась премьера фильма В. Бортко "Собачье сердце"
Известно, что на роль профессора Преображенского пробовались М. Ульянов, Л. Броневой, Юрий Яковлев и другие актёры. Однако выбор режиссёра остановился на Евгении Евстигнееве. Сын актера в одном из интервью рассказывал о съемках следующее: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в "Собачьем сердце", он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе В. Носик, А. Жарков и Н. Караченцов. Но после проб выбор пал на колоритного Владимира Толоконникова.
Другими замечательными актерами, снявшимися как в крупных, так и в эпизодических ролях, были Н. Русланова, Б. Плотников, С. Филиппов, Р. Карцев.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 претендентов). Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок у него на счету было 38 задержаний. В фильме раскрылся и "актёрский талант" пса - после «Собачьего сердца» Карай снялся ещё в четырёх картинах.
В фильме множество отсылок к другим произведениям Булгакова: профессор Персиков из произведения "Роковые яйца", рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа "Самоцветный быт", сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа "Спиритический сеанс" и т.д.
О съемках также известно, что режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке. Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты специально для "Собачьего сердца". Консультировал картину академик АМН СССР и руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР Ефимов А.С.
После премьеры на фильм обрушилась критика. В. Бортко вспоминает: "Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно... А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию".
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации "Игровое кино" и несколько раз получал призы за режиссуру.
402 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Второе: Борменталь был в состоянии аффекта, любой суд если бы не оправдал, то по крайней мере смягчил ему наказание
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
по борменталю - смягчение приговора это одно. но факт преступления на лицо.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Был ли Шариков в правовом смысле человеком, а также в какой момент он им стал и перестал быть - непонятно. В данном случае налицо правовая коллизия, которую законодатель не предусмотрел и не мог предусмотреть. Не знаю как в 1924 году, но сегодня такой Шариков не смог бы законно получить паспорт иначе как по специальному решению уровня президента. Существующие процедуры регистрации граждан просто не предусматривают такой ситуации. Шариков же по книге паспорт имел. Тут следует вспомнить, что в то время в стране царила бюрократическая вакханалия. Чего только стоит возможность любого гражданина произвольно поменять имя и фамилию и получить новый паспорт в течении трех дней за мизерную пошлину. Эти порядки также высмеивал в своих рассказах Зощенко. Помните, его герои сегодня знакомятся, завтра женятся, а послезавтра разводятся. Так что вполне возможно, что государство формально считала Шарикова человеком и вполне адекватно отреагировало на информацию о покушении на убийство советского гражданина: выслало представителей правоохранительных органов разобраться в ситуации. Что те и сделали. Если бы к Преображенскому или Борменталю оставались какие-либо вопросы правового свойства, то они бы так просто не отделались от советской милиции. Тем не менее стражи правопорядка разобравшись в ситуации ничего никому предъявить не смогли и сочли за лучшее свалить из квартиры профессора.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена