Иран: мочим ноги в Персидском заливе в Бушире
В Бушир мы прибыли на автобусе из другого иранского города, Шираза. Дорога оказалась долгой и вела по горным перевалам.
Даже на горных перевалах в Иране дорожное полотно хорошего качества и везде стоят фонари. Спустившись с гор, въехали в тёплый воздух и долго ехали вдоль многочисленных финиковых плантаций.
Наконец шикарный VIP-автобус (это не понты, а класс обслуживания в междугородних автобусах в Иране) высаживает нас на автовокзале.
Здесь произошла заминка: нас должен быть встречать парень с каучсёрфинга, но по факту никого не было. Мы набрали ему, он сказал, что его друг вот-вот заедет за нами, и началось ожидание. В течение часа мы несколько раз звонили хосту, его другу и даже его не говорящей по-английски маме и всё, что удалось узнать, что друг приехал уже за нами и ищет нас, ходя по вокзалу. Обойдя весь вокзал и окрестности рядом, учитывая, что мы были единственными «белыми» на несколько километров, и подождав ещё полчасика, мы решили добраться до города и найти гостиницу.
Бушир — небольшой город, но автовокзал в полном порядке. Есть несколько залов ожидания, магазин, кафе, бесплатный туалет, на всей территории работает кондиционер. Смотрите, как вокзал украшен по случаю какого-то исламского праздника.
Подошли к таксистам, попросили довезти нас до центра города. И тут начался совет в Филях: около 10 таксистов пытались любыми способами разгадать нашу сложную загадку — понять слово center. Ни латинское «центрум», ни турецкое «меркес» не помогали. В конце концов один из таксистов позвонил своему англоговорящему другу, тот побеседовал с нами, перевёл это редкоупотребимое английское слово и через пять минут мы уже мчались на такси в город. Кстати, в разговорниках слова «центр» тоже не было!
Найти гостиницу не составило труда. Первая из найденных была совсем трэшовая, и так как мы не очень жалуем тараканов и клопов, пришлось искать дальше. Вторая нас вполне устроила, нам дали номер на троих и снова включили завтрак в стоимость номера.
Вышли вечером прогуляться и поужинать. Весь центр превращается в это время в большой рынок.
Не ожидали здесь наше пиво встретить. В отличие от России, здесь Балтика 0 действительно таковой является (у нас содержит 0.6% алкоголя).
За такими столами покупатели раскладывают свежеприготовленный лаваш. Точнее, не лаваш, а иранский хлеб.
Дошли до Персидского залива и ужаснулись. Вода грязная и мутная, кругом плавает мусор, сам залив пованивает, цвет какой-то зеленоватый, как в болоте.
Вернувшись в номер, пролистали местные путеводители. Все книги изданы во имя Аллаха.
Со второй страницы нас встречает духовный лидер аятолла Хамейни и бывший президент страны.
С самого утра после стандартного иранского завтрака (во всех гостиницах завтрак одинаковый!) отправились гулять. За окном уже с 9 утра градусов 30, и это в конце октября. Летом тут и под 50 градусов бывает.
На фото ящик для пожертвований, так как в Коране написано, что нужно делиться с малоимущими. Все путешественники отмечают, что ни разу не видели, чтобы кто-то туда клал деньги. Мы тоже не видели.
Бушир — очень жаркий и не очень зелёный город, поэтому на улицах много навесов от жары, чтобы тротуар и лавка оказывались в спасительной тени.
В некоторых лавках держат певчих птиц.
На главной площади ведётся ремонт купола мечети. Как видите, город совсем небольшой (проживает 160 тысяч человек) и совсем нетуристический, разве только местные заезжают.
Во многих магазинчиках торгуют золотишком. В Бушире помимо иранцев много арабов из ближайших стран (Ирак, ОАЭ и другие), поэтому золото пользуется спросом.
Обычный иранский город, без купюр и украшательств.
Мужчинам не допускается носить шорты, даже на такой жаре. Зато поло и футболки разрешены, и от этого все счастливы.
Женщины даже в жару должны ходить в полном обмундировании, и из какого материала не был бы сделан платок, когда на солнце +35, под ним все +45. Прогулка утром и днём по жаре показалась мне очень томной.
А здесь делают лучший фалафель в городе. В Бушире у нас сложилось впечатление, что есть всего два нефастфудных ресторана, да и те на набережной и довольно далеко от центра. Голод застал в центре, поэтому пришлось снова есть сэндвичи.
У праздничной мечети.
Это миграционное бюро, но, судя по надписи, тут рады и пришельцам.
На набережной нас встречает огромный оранжевый феникс.
Справа от набережной порт, что, вероятно, не делает воду чище.
Мама и дочка ищут красивые камушки.
Около порта шкандаль! Мужчина посмел искупаться посреди бела дня и стыдливо-торопливо напяливает штаны сверху мокрых труселей.
Всё дело в том, что по нормам исламского благочестия купаться без одежды, покрывающей тело, запрещено. На общественном пляже запрещено купаться всем без исключения, женщины и мужчины могут купаться только на специализированных пляжах, разделённых по половому признаку. В Бушире нет таких пляжей, но они есть на курортах на юге страны.
Обнаружили на набережной огромный трёхколёсный велосипед.
А в этих палатках живут местные бездомные. Цыгане это или просто кочевники — нам неизвестно, но одежда у женщин этого кочевого племени полностью соответсвует канонам благочестия исламской республики.
Правда, мужики опять позволяют себе лишнего.
Кажется, что эта женщина что-то ищет, тогда как её прогулки в одежде по пояс в воде и есть водные процедуры по-ирански.
На набережной какой-то древний тарантас, мимо которого наш друг Иван не смог пройти мимо.
А ещё такой вот зверь морской.
Если поплавать невозможно, то можно прокатиться на моторной лодке.
Вдали видны вытянутые корпуса нефтяных танкеров. Такое активное судоходство негативно сказывается на чистоте водички :(
Сама набережная облагорожена, но больно уж мало тут деревьев и жарко днём. Днём, кстати, тут никто не гуляет, а вот после захода солнца народ от мала до велика вываливает гулять, пикниковать и курить кальяны.
Есть тренажёры под открытым небом. Зацените форму попы.
А этот дядюшка-иранец показывает британским колонизаторам, куда им нужно убираться.
Идём дальше по набережной и доходим до рыболовецкого порта. Здесь на земле лежат корзины для ловли крабов.
Стоят судёнышки и лодки, на которых выходят на ловлю.
Сами рыбаки, как и все иранцы, рады попозировать.
Красота.
Машинки заботливо спрятали в тени деревьев.
Лодки пока сохнут, а мы продолжаем путь по жаре в поисках места, где можно приятно помочить ножки.
Внезапно начинается велодорожка. Как ездить по такой жаре на велосипеде?!
Сохраните коралловые рифы.
Под этим навесом могли бы отдыхать машинки, но сейчас день и никого нет.
Разве что котик отдыхает под скульптурой. Котики в Иране очень запуганные, недоверчиво относятся к людям, сразу пытаются убежать куда подальше. Не любят здесь животных :(
Несколько километров прошли по адской жаре, никаких признаков цивилизованного симпатичного пляжа не встретили, после чего решили, что от добра добра не ищут, поймали такси и доехали до пляжа, с которого начали прогулку.
Здесь кипит своя пляжная жизнь, иранская.
Покупашки — это вот. Абсурд, конечно, полный.
Окунулись все вместе по колено в Персидский залив. Вода немного прохладная, эх, сейчас бы выкупаться.
От грязи не осталось и следа, видимо, мусор вечером выносит прибоем, а утром уносит отливом.
Не могли не написать на песке название родного города. Кажется, здесь такое ещё никто не писал. Ну какой русский поедет в жаркую страну, где нет пляжей, нельзя купаться и запрещён алкоголь?
Не пикниковать же незагорелым дамам в теньке?
Иранские вандалы расписали лавку.
Обедаем снова фаст-фудом, другой еды рядом нет. Мне достался самый вкусный фалафель в Иране. За неделю стала профессиональным фалафель-сомелье :)
Популярные цвета машин — белый и светло-серый, чёрных почти нет, угадайте сами, почему.
Здесь торгуют соленьями. Удивительно, насколько еда Ирана отличается от нашей, а вот соленья чем-то схожи, ну огурцы замариновали, ну помидоры, ну ещё цветной капусты для массы добавили :)
На одной из улиц красивая мечеть, около которой мы встретили англоговорящего старичка, который поведал нам, что это не мечеть, а католический храм. Что-то не верится, если честно.
Иранская мечеть, персидские узоры, иранские мужчины и мотоцикл.
Мотоциклов очень много на улицах, вечером все они приходят в движение, причём часто ездят и по тротуарам.
Днём многие лавки закрыты рольставнями или решётками, а ближе к заходу солнца придут хозяева, и лавки откроются.
Первая за неделю в Иране надпись на русском.
Удивительно, но в Бушире много русских. Всё дело в том, что в Иране работает первая на Ближнем Востоке АЭС, построенная при содействии РФ. Строительство началось в далёком 1975 году, но после исламской революции немцы забросили проект.
После «исламской революции» 1979 года и начавшейся в 1980 г. войны Ирана с Ираком строительство было прекращено. Немцы «ушли» из Бушира, оставив после себя практически полностью готовые строительные конструкции, большое количество завезённого оборудования и инфраструктуру посёлка для специалистов. Во время военных действий АЭС «Бушир» подверглась прямым ракетно-бомбовым ударам, приведшим к повреждениям многих ответственных объектов.
В 90-е годы, после обращения иранской стороны, Россия взялась достроить станцию. Началось беспрецедентное в мировой практике реконструирование объекта атомной энергетики, совмещённое с интеграцией немецкого оборудования в российские технологические системы.
Процесс переоборудования станции был сложным и сильно затянулся, работы длились аж до 2010 года, когда АЭС была-таки запущена. На стройке работали до 1 000 человек из России, часть специалистов осталась и помогает в эксплуатации станции. В 2013 году в районе АЭС ощущались подземные толчки свыше 6 баллов, но АЭС выстояла и землетрясение на её работу никак не повлияло. Дело в том, что после Чернобыля АЭС строят с огромным запасом прочности.
Гуляем дальше. Встретили редкий в этих краях памятник.
А здесь продают поддельные очки.
Миньоны побелели.
А вот и наш отель. Напоследок сотрудники попросили нас оставить деньги на память, в итоге получили банкноту-манат и рублёвые монеты. На второй месяц поездки российских купюр не осталось :(
Поймали с руки такси, за рулём оказался бодрый арабский мужик. По-дороге активо разучивали арабский и фарси, а таксист запоминал русские словечки. Арабы очень гибкие и активные, ни минуты посидеть спокойно не могут, сильно контрастируя со спокойными персами. Напоследок таксист подарил мне лайм, который почему-то оказался сладким, плюс одарил тем, что запросил столько же денег, сколько договаривались при посадке :)
В здании вокзала молодые по меркам иранского общества позволяют себе лишку.
Набор еды в дорогу: печенье с финиками, сладкая вата и булочка неизвестно с чем.
И вот, наконец, подали наш автобус. Мы едем в Исфахан!
Уходящее солнце красиво освещает плантации и горы.
Мужчина ухаживает за грядками?
Торговля с макашницы.
Неизвестные надписи на заборах: это строки из Корана или обычная реклама?
На надписях ниже, похоже, что-то религиозное.
Переезд длится часов восемь, поэтому через несколько часов нам дают карточки, которые в кафе обменивают на горячий ужин.
Сегодня на ужин куриный кебаб и салат из овощей. Очень вкусно!
Ждём пока наш стюард напьётся чаю и пустит нас в автобус. Мужчины коротают время за трансляцией чемпионата Испании.
Стюардом в этом рейсе оказался неприятный мужик-пакестанец. Всё время бегал и громко орал на весь салон, забыл выдать часть пайка, а ночью просто задрых где-то в конце автобуса. Если бы не будильник, проспали бы наш Исфахан.
На этом всё :)
Источник:
64 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена