10 лучших отечественных исторических сериалов (11 фото)
Не всегда находя интересных персонажей в нашем времени, российские создатели сериалов с готовностью заглядывают в прошлое. Какие отечественные телевизионные экскурсы в прошлое были самыми удачными? Вместе с порталом Film.ru мы составили хит-парад из десяти лучших советских и российских исторических сериалов.
10. «Петербургские тайны» (1994)
Популярный в XIX веке роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» сочетал авантюрные и остросоциальные мотивы. После краха СССР клеймить царизм стало немодно, и потому вышедшая в 1994 году экранизация книги сосредоточилась на авантюрном повествовании и приглушила социальный пафос автора. Впрочем, у режиссеров Вадима Зобина, Марка Орлова и Леонида Пчелкина все равно получилось весьма занимательное и популярное у зрителей шоу в духе латиноамериканских «мыльных опер», но с русским колоритом и российскими звездами.
9. «Графиня де Монсоро» (1998)
Продолжив и развив советскую традицию экранизаций Александра Дюма, режиссер Владимир Попков и продюсер Сергей Жигунов удачно перенесли на экран «Графиню де Монсоро». До этого они создали почти столь же успешную «Королеву Марго». Жигунов надеялся экранизировать и третий роман Дюма о гугенотских войнах «Сорок пять», но не решился это сделать после гибели в автокатастрофе актера Евгения Дворжецкого, сыгравшего в «Королеве Марго» и «Графине де Монсоро» короля Генриха III.
8. «Ермак» (1997)
Сериал, посвященный русскому завоеванию Сибири, начали снимать еще в советские годы, и потому он получился куда сильнее, чем абсолютное большинство российских телепроектов, вышедших в смутные 1990-е. Заглавного казацкого атамана сыграл Виктор Степанов, прославившийся в роли Михайло Ломоносова в одноименном телесериале, а Ивана Грозного изобразил Евгений Евстигнеев. Эта роль стала последней работой советского классика. Поставили «Ермака» Валерий Усков и Владимир Краснопольский, известные по советским сериалам «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
7. «Ликвидация» (2007)
После войны маршал Жуков был обвинен в присвоении вывезенных из Германии трофеев и сослан в почетную ссылку – на должность командующего Одесским военным округом. Там Жуков попытался с военной жесткостью и бескомпромиссностью ликвидировать распоясавшуюся преступность. Сериал Сергея Урсуляка рассказывает о тех кровавых событиях. Впрочем, его суть не столько в изображении противостояния Жукова и «авторитетов», сколько в воссоздании знаменитого одесского колорита, который сейчас уже ушел в прошлое, а тогда, в 1940-х, еще встречался «в природе».
6. «Россия молодая» (1981-1982)
История «России молодой» началась как чистой воды госзаказ. Вскоре после Великой Отечественной войны командование Северного флота приказало тесно связанному с флотом писателю Юрию Герману рассказать читателям об истории флота на Балтике и в Белом море. Герман поднял архивы, изучил вопрос и в 1952 году опубликовал роман «Россия молодая», который три десятилетия спустя был превращен в занимательнейший сериал Ильи Гурина о Петре I и поморских мореплавателях. Молодого царя изобразил Дмитрий Золотухин, ранее сыгравший великого реформатора в кинодилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел».
5. «Михайло Ломоносов» (1984-1986)
Советское кино не раз рассказывало о великом русском ученом, но втиснуть такую масштабную личность, как Михаил Ломоносов, в полтора-два часа экранного времени было решительно невозможно. Поэтому режиссер Александр Прошкин и киностудия «Мосфильм» совершенно верно поступили, когда создали многосерийную эпопею о жизни «нашего первого университета». Понятно, она не была объективна в изображении отнюдь не однозначного человека, чей вклад, скажем, в изучение истории был скорее вредным, чем полезным. Но, конечно, лучше восхищаться Ломоносовым, чем позволять его ошибкам затмить его достижения.
4. «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)
Книги Александра Дюма всегда были у нас популярны, но после выхода музыкального телесериала Георгия Юнгвальд-Хилькевича д’Артаньян и мушкетеры превратились из известных в поистине культовых персонажей. О них даже рассказывали анекдоты, что в советские времена было высшей честью, какой только мог удостоиться вымышленный герой. Кстати, Михаил Боярский отнюдь не был первым кандидатом на роль заглавного героя. Он пробовался на роль Рошфора, а д’Артаньяна должен был сыграть Александр Абдулов. Но так как Абдулов пел хуже Боярского, он вовсе в сериал не попал, а роль д’Артаньяна стала визитной карточной питерского актера и музыканта.
3. «Гардемарины, вперед!» (1988)
Отличный советский ответ на французские похождения мушкетеров, музыкально-приключенческий сериал Светланы Дружининой поведал о подвигах гардемаринов из Навигацкой школы, которые в середине XVIII века оказываются вовлечены в запутанную политическую интригу. Подчеркивая параллель с «мушкетерским» циклом, Дружинина сняла Михаила Боярского в роли французского дипломата-шпиона. Исполнители главных ролей Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков после выхода «Гардемаринов» стали любимцами девушек всего Советского Союза.
2. «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Когда отечественные режиссеры рассказывают о 1940-х, они обычно снимают фильмы и сериалы о войне. Станислав Говорухин, однако, вошел в историю советского телевидения, когда снял превосходный сериал о послевоенной Москве, приходящей в себя и наводящей порядок после расцвета бандитизма в военные годы. Главные герои сериала, начинающий МУРовец Шарапов и опытный оперативник Жеглов, вошли в число самых известных вымышленных персонажей советского времени. Многие фразы из «Места встречи» ушли в народ и стали поговорками.
1. «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Сейчас мало кто об этом помнит, то сериал Татьяны Лиозновой был вторым обстоятельным художественным обращением к теме тайных переговоров гитлеровцев с западными союзниками. В 1950 году Михаил Ромм, будущий создатель «Обыкновенного фашизма», выпустил кинофильм «Секретная миссия», где сепаратные переговоры срывала советская разведчица Марта Ширке (она же Мария Глухова). Фильм был удостоен Сталинской премии, и казалось, что его невозможно превзойти. Но сериал Лиозновой попросту стер «Секретную миссию» из истории кино. Хотя в нашем кино и на ТВ были и другие яркие разведчики, Исаев-Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова стал символом «невидимого фронта» и персонажем бесчисленного множества анекдотов.
Источник:
Посты на ту же тему
109 комментариев
8 лет назад
А особенно - когда Анфиса возвращает себе безногого Кирьяна. Всегда слёзы душат, когда смотрю.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена