Бронетехника второстепенных стран участниц Второй мировой войны
Венгрия:
Танк: 38M Толди (Toldi)
Венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке
Был разработан в 1938 году на основе шведского танка Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были закуплены Венгрией[2] в марте 1938 года. После испытаний в конструкцию были внесены изменения: в частности, в башне были изменены люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемёта.
По стандартам Второй мировой устарел, однако активно использовался венгерскими войсками в 1940—1945 годах. Серийно производился в 1939—1944 годах, общий выпуск составил 202 экземпляра.
Вооружение
20-мм пушка Solothurn 36.M
8-мм зенитный пулемёт 34/37.M
БКМ: 39M Чабо (Csaba)
венгерский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Создан фирмой «Олвис-Штраусслер» в 1938—1939 годах. Назван в честь Чабы, легендарного младшего сына вождя гуннов Аттилы.
Производство бронемашин продолжалось с 1939 по 1944 год, всего было построено 172 бронемашины (опытное шасси и 171 серийная бронемашина в двух вариантах исполнения)
27 июня 1941 года Венгрия объявила войну СССР и приняла участие в войне против СССР. «Чабо», как и другая венгерская бронетехника использовались на Южном направлении: на Украине в 1941 году, а также в боях за Сталинград к концу 1942 года, где значительная масса этих машин была уничтожена. В последний раз оставшиеся на территории Венгрии бронеавтомобили использовались в южной Польше и в самой Венгрии отражая наступление Красной армии в 1944-45 годах. До нашего времени не сохранилось ни одного образца данного бронеавтомобиля.
Голландия
БКМ: DAF M-39
В 1938 году голландское правительство решило купить лицензию на производство британского легкого бронеавтомобиля Humber. Узнав об этом, Хуб Ван Доорне предложил заказать бронеавтомобиль у него. В работу включился и Вим Ван Доорне, великолепный организатор, и ровно через В месяцев после первой линии на чертеже опытный образец бронеавтомобиля DAF вышел на полевые испытания. Он имел несущий сварной бронекорпус с сильно наклоненными 15-мм броневыми листами, заднее расположение двигателя и ходовую часть типа TRADO. Его конструкция была настолько перспективной, а результаты испытаний так убедительны, что теперь уже Великобритания начала переговоры о приобретении лицензии на его производство.
А на заводе в Эйндховене понемногу осваивали необычное для DAF производство, к готовые. броневики один за другим передавались военному представителю. Увы, времени было отпущеио немного - DAF успел построить всего две дюжины бронеавтомобилей М-39 и один полноприводной (6х6) опытный образец. Грянула вторая мировая, и Голландия пала под ударами вермахта. Почти все ее вооружение и техника попали в руки агрессора.
Бронеавтомобили DAF М-39 были приняты на вооружение вермахта под обозначением L.202(h) и вместе со старыми броневиками Landswerk 181, что были куплены в 1936 году у шведов, попали в части, позже вошедшие в группу армий "Север" под командованием фельдмаршала фон Лееба.
Летом 1941 года голландские броневики оказались на подступах к Ленинграду и приняли участие в боях с Красной Армией.
Двадцать четыре - слишком малое количество, чтобы быть замеченными в сражениях величайшей из войн.
Новая Зеландия
Танк Боба Сэмпла
Строительство прототипа началось в г. Темуке в июне 1940 г. под наблюдением инженера Т.Бекка. Прежде всего, место водителя перенесли влево, а шасси закрыли коробкой из дерева и фанеры. После того, как сверху на машину поставили башню, ее высота получилась около 12 футов (3 м 65 см!), что несколько удивило ее создателей, но никак не сказалось на дальнейшей разработке проекта. На этой стадии вооружение на танк не устанавливалось, однако было предложено поставить на него 37-мм пушку, а также несколько установок под пулеметы "Виккерс", "Льюис" или же "Брен".
Армейские специалисты осмотрели машину 16 июня 1940 г. Их также несколько обеспокоила чрезмерная высота получившейся машины, однако они заявили, что готовы принять и такой танк, если на нем будет установлено эффективное действующее вооружение. К середине июля танк-трактор зашили броней и подготовили для следующего осмотра. Пушку в башне разместить не удалось и это очень не понравилось представителям армии, которые начали настаивать, чтобы в этом случае башню с танка убрали вообще. Не особо их радовали и смотровые щели для наблюдения, вместо которых они предложили конструкторам установить перископы. На пересеченной местности танк двигался слишком уж медленно и недостаточно хорошо выбирался из воронок, в связи с чем его ходовую часть было решено переделать, а скорость увеличить до максимально возможной.
Важной проблемой для танка стала броня. Военные настаивали, чтобы она могла защитить танк от попаданий 20-мм снарядов, но такой брони в Новой Зеландии в то время не выпускали, а закупить ее в Австралии было нельзя, поскольку она была нужна самим австралийцам. Кончилось тем, что броню на танк поставили из... рифленого закаленного проката, который выдерживал обстрел из пулеметов "Виккерса".
На танк установили новую дополнительную коробку передач и переделали ходовую часть, так что теперь он мог развивать скорость до 15 миль в час (24 км/час). Сам танк при этом несколько удлинили (см. рис., где дополнительные панели корпуса закрашены), зато моторное отделение уменьшилось в длину на целый фут!
В сентябре танк испытали на местности. Была развита хорошая скорость, но вот вес машины все-таки был слишком большим, а его проходимость по пересеченной местности оказалась не лучше прежней.
Кончилось все тем, что его опять вернули на доработку и дорабатывали теперь уже до декабря 1940 г., когда танк-трактор был послан в Бурнгамский военный лагерь для проведения дальнейших испытаний. Танк показал способность двигаться по пересеченной местности со скоростью 5-6 миль в час, однако при этом его трясло и качало так сильно, что вести прицельный огонь экипажу было крайне затруднительно. Военные вновь потребовали установить в башне тяжелое вооружение либо удалить ее вовсе. Поскольку дело затягивалось, первоначальный заказ на шесть танков сократили всего до трех машин.
Главной целью, для которой в это время начали ускоренно готовить все эти танки, стал... парад вооруженных сил Новой Зеландии в Веллингтоне, состоявшийся 19 апреля 1941 г. В тоже время для намеченного на 10 мая такого же парада в Окленде водителям был отдан приказ избегать смены скоростей до тех пор, пока машину не обкатают на съезде с горы, поскольку танк временами останавливался во время переключения скорости и было бы ужасно, если бы он застрял на улице посредине парада. Осматривавшие танк офицеры новозеландской армии в целом дали ему очень невысокую оценку, расценив его как шаг назад ко времени первой мировой войны. Два или три бронетранспортера "Брен-Керриер" могли бы быть построены за ту же цену и принесли бы куда больше пользы стране:
Тем не менее, во время парада в Окленде собравшаяся публика была поражена. Американский наблюдатель, присутствовавший на параде, увидев его, произнес: "Боже милостивый - что это?" И тут же получил объяснение, что эта машина строится у них на базе американского трактора, чем еще больше был шокирован. В честь министра обороны Новой Зеландии публика тут же окрестила эти машины "танками Боба Сэмпла", и в дальнейшем их только так уже и называли
В тоже время о послужном списке этих машин практически совершенно ничего не известно. Скорее всего, даже в таком "модернизированном" виде их армия не приняла и не использовала. Есть запись, что в Бурнгамском лагере с их помощью убирали деревья, которые были выкорчеваны у офицерской столовой - вот и весь их славный "боевой путь"!
Танки Скофилда
В 1940 году по всей Европе уже громыхала война, но на территории Новой Зеландии царил мир. Но... только де-факто, потому, что де-юре, как и Великобритания, она находилась в состоянии войны с державами оси. Как бы там ни было, а от угрозы вторжения не была застрахована и она, вот почему новозеландцы начали срочно наращивать свои вооруженные силы. Поступавшие предложения обсуждались и, если их находили заслуживающими внимания, отправляли на реализацию. Одно из таких предложений поступило от Е. Дж. Скофилда (E.J.Schofield), представителя компании "General Motors" в Окленде; На встрече представителей правительства и армии он продемонстрировал свою модель колесно-гусеничного шасси, которое и было ими одобрено в качестве боевой машины для производства в Новой Зеландии. Уже в июле 1940 года была начата работа по изготовления ее деревянного макета, через месяц его сделали, после чего 19-го августа Военный департамент заказал два натурных образца из металла для проведения ходовых испытаний.
Финальный вариант танка был изготовлен в декабре 1942 года в железнодорожных Мастерских Хатт Валлей. Марина получилась куда более законченной и даже чисто внешне выглядела намного совершеннее. Вся ходовая часть была целиком заимствована с БТР "Universal Carrier", за исключением поддерживающих роликов, броневые фальшборты гусениц убрали. Тяжелые горизонтальные балки гусеничного движителя были заменены на более легкие М-образные. Постоянных колес на танке не осталось и при движении на гусеницах требовалось снимать обе пары - и переднюю и заднюю. Конструкция при этом, однако упростилась, потому что передние рулевые колеса теперь закреплялись на осях передних направляющих колес и поднимались и опускались одновременно с задними, во время перемены хода. От экипажа требовалось только снимать и надевать колеса, а опускались и поднимались гусеницы как и раньше из танка. Двигатель, как и на первом образце, располагался спереди, однако более компактно. Водитель сидел справа, а его помощник - слева, при этом верхние люки у них открывались в разные стороны. В открытой сверху башне размещались командир, Выполнявший также роль заряжающего и стрелок-наводчик орудия. 7,92-мм пулемет Беса (Besa) был спарен с 40-мм орудием справа, прицел - слева. Боекомплект орудия составлял 52 снаряда и от 12 до 14 ящиков с магазинами для пулемета, в каждом из которых содержалось по 225 патронов. Поворот башни осуществлялся вручную, посредством поворотного механизма с левой стороны башни. Толщина брони башни спереди была - 11 мм, бортов и кормы - 6 мм, передней части корпуса - 11 мм, бортов, кормы и днища - 6 мм, крыши корпуса - 4 мм.
11 октября 1943 года танк был показан Британскому правительству на параде конной гвардии в Лондоне, после чего на полигоне в Чобхеме опять начались его испытания. Они вновь выявили ряд недостатков, однако в целом конструкция себя оправдала и танк легко переходил с колес на гусеницы и обратно. Было отмечено, что сделанные замечания в принципе устранимы, однако производить такой танк британские военные посчитали нерациональным. Дело в том, что в 1943 году в Новую Зеландию уже стали поступать по ленд-лизу танки из США; а британские заводы производили достаточно много собственной техники. Не получило поддержки и предложение Скофилда создать на базе шасси 25-фунтовую самоходную пушку. Свое недолгое существование этот танк закончил на свалке металлолома...
Канада
Крейсерский танк «Рэм» (англ. Tank Cruiser Ram, от англ. ram — «таран») — канадский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1941 году на основе американского танка M3 «Ли». За время серийного производства с 1942 до лета 1943 года было произведено 1899 машин. Танк никогда не применялся в бою, но активно использовался в канадских и британских войсках для учебно-тренировочных целей. Также послужил основой для САУ и различных специализированных машин.
Всего было произведено 1949 танков Рам обеих модификаций. Интересным фактом является то, что из этого числа только 277 танков остались в Канаде, а 1671 танк отправили в Великобританию. В боевых действиях танки «Рам» участия не принимали. Это было связано с тем, что даже после появления второй модификации канадская машина явно уступала немецкому PzKpfw IV, так что её боевая ценность была бы невысокой. Основной задачей канадских «таранов» стало обучение танковых экипажей по обе стороны океана.
Аргентина
Танк Науэль
DL-43 «Науэль» (исп. Nahuel DL-43, от мап. nahuel — «ягуар») — аргентинский средний танк времён Второй мировой войны. Являлся аналогом танков M4 «Шерман» и M3 «Грант». Выпуск танка был начат в 1944 году, однако поскольку с окончанием Второй мировой войны на мировой рынок вооружений в значительных количествах поступили сравнительно дешёвые и более современные «Шерманы», производство «Науэля» было прекращено после выпуска 16 единиц.
Вооружение
Танк был вооружён устаревшей (на момент использования) 75 мм пушкой L30 M1909 (полным аналогом полевой пушки Krupp образца 1909 года, состоявшей на вооружении в аргентинской армии).
Вооружение экипажа — пистолеты-пулемёты Thompson и Halcón M-1943, пистолеты Ballester-Molina.
Производство
Разрыв Аргентины отношений со странами Оси смягчил американо-аргентинские отношения.
Из-за слабости аргентинской промышленности в производстве использовалась широкая кооперация. В итоге к процессу подключилось 80 фирм. Так, кордовский завод FMA поставил для танка авиационные двигатели Lorraine-Dietrich 12Eb, которые остались от лицензионных самолётов Dewoitine D.21. На предприятиях DGFM выплавлялась сталь, катки для машины ковались в столичном локомотивном депо, башни отлили на предприятиях Talleres Metalúrgicos San Martín (TAMET). Верфи Министерства общественных работ в Авельянеде были ответственны за производство ходовой части, пятиступенчатую коробку передач разработала автомастерская «Педро Мерлино» из Кабальито (Буэнос-Айрес), а армейское управление связи занималось коммуникационным оборудованием. К работам также привлекли государственную нефтяную компанию YPF. Танки оснастили радиостанциями и ТПУ производства немецкой фирмы Telefunken.
В итоге компанией Arsenal Esteban de Luca было произведено только 16 танков «Науэль». Они поставлялись в вооружённые силы Аргентины. В конце 1940-х годов серийное производство собственных танков было свёрнуто из-за появившейся возможности купить оставшиеся после Второй мировой войны более качественные и недорогие американские «Шерманы».
25 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена