Что исландцам хорошо, то россиянам не понять!
У них нет фамилий
При личном знакомстве с исландцем может показаться, что вы встретили героя древней саги, ведь вам представятся как, допустим, Петур, сын Бьорна, или Гудрун, дочь Вильхьяльма. Исландцы до наших времен сохранили обычай викингов давать новорожденному вместо фамилии имя отца. В прошлом, когда население этих холодных земель было совсем немногочисленным, в фамилиях действительно не было нужды. Однако сегодня в обычной исландской семье из трех человек у матери, отца и сына будут разные инициалы. Поэтому, чтобы с успехом найти кого-то в исландской телефонной книжке, вам придется хорошенько припомнить его семейное древо.
Их страной правят овцы
Численность населения Исландии местные шутники любят выражать в овцах. Забавный факт, но тех на острове насчитывается в два раза больше, чем людей. Очаровательные шерстяные комочки на коротких ножках разгуливают в течение полугода везде, где им вздумается, наслаждаясь зеленой травкой и невероятными пейзажами. Вот уж действительно бараний рай: в Исландии нет даже хищников, опасных для рогатого скота, так что охранники питомцам не нужны. Когда сезон выпаса (с весны до осени) заканчивается, фермеры отправляются на поиски овец по всей территории страны. Вы спросите, как они их отличают? Здесь действует система предков: овец собирают в большие загоны, а потом сортируют по специальным меткам на ушах, внешний вид которых каждый фермер заботливо придумал сам (в стране существуют даже специальные каталоги меток). Сбор овец в Исландии — веселое шумное событие, на которое съезжаются целыми семьями.
Они вяжут круглый год
В повседневной жизни исландцев вязание занимает такое же важное место, как обсуждение погоды: мужчины и женщины просто виртуозно владеют спицами. Горожане, правда, сегодня уже немного смущаются делать это в публичных местах, считая слегка старомодным, а вот в поселках ходит множество презабавных историй об увлеченных вязальщиках. Так, некоторых фермеров замечают со спицами в руках прямо за делами — например, во время выгона стада овец.
Они едят тухлую рыбу
Представьте, что в изысканном ресторане меню так и пестрит позициями «кровяная колбаса», «маринованные бараньи яички», «квашеное мясо кита», «студень из рогов и копыт ягненка», «голова барана», «вырезка мяса протухшей акулы»… Нет, это не страшный сон парижского гурмана! Вынужденные веками жить в сложных климатических условиях, исландцы сформировали совершенно особенные вкусовые пристрастия. Недра Исландии лишены полезных ископаемых, морозильных камер тоже долгое время не было, поэтому местным жителям пришлось научиться обходиться без соли и как-то решать проблему хранения продуктов. Еду сушили, коптили, ждали, пока она протухнет, — экспериментировали, в общем. Известно, например, блюдо ха́укарль — вяленое мясо гренландской полярной акулы. Оно ядовито в свежем виде из-за повышенного содержания мочевины, поэтому куски акулы сначала полгода выдерживают в бочках с гравием (за это время мясо покинут лишние соки), а затем вялят на солнце еще около трех месяцев. Впрочем, не только у исландцев причудливые вкусовые пристрастия. О странной гастрономии других жителей планеты можно прочитать в нашей статье Неприятный аппетит.
Они все еще живут в землянках
Как построить дом в стране, где на протяжении многих веков практически отсутствует лес? Используя скудные возможности ледяного острова, исландцы сооружали для жилья торфяные домики, чем-то напоминающие землянки из древнерусских сказок: своеобразные жилища, наполовину уходящие под землю, с каменными стенами и толстым слоем дерна на крыше и стенах для сохранения тепла. Но ведь бороться за свою жизнь с холодами и бедностью приходилось в далеком прошлом, о каких землянках может идти речь в XXI веке, спросите вы? А вот исландцы — удивительный народ: многие из них сегодня полностью апгрейдят традиционные домики изнутри, сохраняя торфяное покрытие, а крыши не прочь засеять газоном. Выбор в пользу экологичного жилья из натуральных материалов оказался не только мудрым, но и сказочно красивым!
Они могут пойти в театр прямо из огорода
Если отечественный театрал задумает посетить драматическую постановку в Исландии, то в своем вечернем наряде он рискует показаться чудаком. Исландцы могут спокойно наблюдать за пьесой прямо в верхней одежде: куртках, пальто и даже головных уборах. Во время антракта зрители с маленькими детьми могут забраться на сцену и побродить среди декораций, а уж на самих театральных подмостках не раз замечались самые радикальные эксперименты с натурой. Проще, господа, в Исландии нужно быть проще.
У них священники — женщины, а церкви — арт-объекты
Несмотря на достаточно традиционный уклад повседневной жизни Исландии, местный религиозный институт работает весьма оригинальным образом. Официальная государственная религия на острове, лютеранство, позволяет женщинам быть священниками наравне с мужчинами. Согласитесь, для православных христиан вещь невообразимая. Лютеранские церкви разбросаны по всей Исландии, а их внешний облик поражает еще больше — они скорее похожи на футуристические арт-объекты, чем места встречи с Богом. О том, что сооружение является церковью, а не музеем современного искусства, можно догадаться лишь по наличию креста, хотя и тот часто отсутствует. Спрашивается, а почему бы и нет?
У них нет детских домов
Можно смело сказать, что семья — главная ценность в жизни любого исландца. В стране созданы все условия для счастливого и безопасного детства: уютные школы с разнообразием учебных программ, центры творческого развития, государственные пособия. Но больше всего вдохновляет отсутствие детских домов. В Исландии существуют только приюты временного содержания, где отказному ребенку или сироте в короткие сроки подбирают родителей из целой очереди радушных семей, готовых принять его под свою опеку. Первые дома престарелых, кстати, тоже открылись совсем недавно, так как традиционно младшие дети считают своим долгом съезжаться с пожилыми родителями, чтобы обеспечить им достойную старость.
Они не знают слова «преступление»
Наверняка вам уже приходилось слышать, что уровень преступности в Исландии — едва ли не самый низкий в мире. Местные жители не боятся соседей и незнакомцев — вы не увидите высоких заборов, железных дверей и решеток на окнах. Исландцы часто и вовсе не запирают двери домов и автомобилей. Убийства и другие насильственные преступления случаются один-два раза в год, и то в состоянии аффекта. Никаких преднамеренных планов насилия.
Свитер — их вторая кожа
Присказка «родился в рубашке» в Исландии, определенно, используется чуть по-другому: «Вот уж повезло, он точно родился в свитере!» Группы людей в разноцветных, узорчатых свитерах с местным названием «лопапейс» на фоне спокойных, глубоких тонов исландских пейзажей — привычная, уютная картинка. Шерсть исландских овец согреет лучше любого пуховика — правда, изделия из нее выходят колючие. Этот материал хоть и грубый, зато выдерживает пронизывающие сквозняки и обладает водоотталкивающими свойствами. Удивительная взаимовыручка: и фермер заботится о своих питомцах, и наоборот.
Источник:
66 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
А вот аборигены Австралии насчитывают в радуге шесть цветов, но при этом некоторые племена Африки до сих пор уверены, что у радуги всего два цвета - темный и светлый.
Кто же увидел в радуге именно семь цветов? Это был Исаак Ньютон. В отличие от своих предшественников, Ньютон не только наблюдал разложение белого света в спектр, но и проводил массу интересных экспериментов с призмами и линзами.
Впервые, явление радуги как преломлением солнечных лучей в каплях дождя, объяснил в 1267 году Роджер Бэкон. Но только Ньютон проанализировал свет, и преломляя луч света через призму, изначально насчитал 5 цветов: синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый ( для него пурпурный ).
В дальнейшем, проводя исследования ученый присмотрелся и заметил шестой. Но Ньютон был настолько верующий, что это число ему не понравилась, и он считал его бесовским наваждением. И тогда ученый "высмотрел" еще один цвет. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Число семь ему очень понравилось. Оно считалось древнее и мистическое, тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Вот так Ньютон и стал основателем принципа семицветной радуги.
Многие народы, впрочем, пренебрегают седьмым цветом, у них цветов в радуге опять стало шесть. Например у американцев, немцев, французов и японцев считается, что у радуги именно шесть цветов. Но помимо количества, есть и другая проблема, цвета также не те: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. Вы спросите, а где же зеленый? Просто, например в Японии зеленого цвета вообще нет. И это не по тому, что они дальтоники, просто в их языке нет зеленого цвета. Он вроде бы и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый — оттенок красного. А вот у англичан нет голубого цвета, для них это светно-синий.
Поэтому вопрос "Сколько цветов у радуги?" - не из компетенции биологии и физики. Им должна заниматься лингвистика, так как цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета и для зеленого.
Очень сложно выучиться различать цвета якутам. Даже интеллигентные якуты смешивают оттенки цветов. Особенно путают они голубые, синие, фиолетовые и зеленые. Для всей этой группы цветов у них есть общее название кюох, и хотя глаз их вполне способен отличать зеленый от голубого и синего, но в языке нет индивидуальных названий. Радуга (кустук) считается у якутов трехцветной. Различия в восприятии цветов на азиатском материке заметны даже у разных племен одного народа. Так, в языке верхнеколымских юкагиров нет названий «зелёного» и «синего» цветов; у нижнеколымских юкагиров обозначены «зелёные» и «синие» цвета, но нет слова «жёлтый»; у алазейских юкагиров встречаются слова «зелёный» и «жёлтый», но нет слова «синий». Исследователи считают этот факт свидетельством происхождения племен юкагиров от разных этнических предков.
Очень интересное сообщение о невидении рядом народов некоторых цветов. Следовало бы добавить известные науке факты: древние греки и персы не видели синего цвета. У Гомера небо то «железное» (видимо, серое в пасмурную погоду), то «медное» (то есть золотистое - в солнечную). Папуасы не видят зеленого цвета, живя в зеленых джунглях!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Мне кажется вы путаете способность различать цвет с отсутствием названия цвета в словаре. Те же северные племена могут давать название цвета для синего и зеленого одно и то же и при этом иметь 5-10 совершенно разных названий оттенков белого снега, что обусловлено банальной бытовой необходимостью, сложенной за много лет. В русском языке обычный человек так же употребляет в обиходе не так много именований цвета. Для большого диапазона красного большинство говорят - красный. Для художников отдельных названий в этом же русском языке существенно больше.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена