Андрей Ростоцкий. К 60-летию со дня рождения!
Андрей Ростоцкий родился в Москве, в творческой семье. Его отец – Станислав Ростоцкий – известный кинорежиссер (снял фильмы: «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие…»), мать – Нина Меньшикова – киноактриса («Девчата», «Доживем до понедельника»).
Рассказывают, что Нине Меньшиковой врачи не советовали рожать, так как она переболела туберкулезом. Однако она последовала совету некой старой врачихи, которая сказала: «Иногда нас, врачей, надо просто посылать к чертовой матери. По-моему у вас такой же случай, поэтому рожайте, только я вам это не говорила».
После благополучного рождения мальчик сразу же был благополучно переложен на заботливые руки бабушки, ибо творческих родителей ждали на съемочной площадке.
Андрей Ростоцкий рассказывал: «У меня было замечательное детство. Меня не заставляли бегать по разным кружкам, за исключением, разве что, иностранного языка, поэтому, времени для дворовых забав было полно. Мы играли в такие, уже давно забытые игры, как "Хали-холо и Штандер" - подвижная и увлекательная игра в мячик, в вышибалы, в "Море волнуется раз:", "Колечко, колечко, выйди на крылечко", "Я садовником родился": Все это теперь незаслуженно забыто. Большая часть моего детства прошла в рабочем поселке несуществующего ныне села "Богородское", в районе Преображенки. Бабушка жила в деревянном доме с печкой, с туалетом во дворе. Этот дом приходилось постоянно ремонтировать, стучать молотком. Ну а летом мы уезжали либо в Тарусу, либо на Валдай. Вот тут то главным развлечением была рыбалка. Когда закрывали плотину, вода из реки уходила и обнажала камни. Под этими камнями прятались налимы, и мы с ребятами их прямо на вилки накалывали
Все свои авантюры я очень хорошо продумывал, поэтому и не попадался. Если мы с ребятами планировали поход в соседский огород - всем же ясно, что чужие яблоки слаще - мы заранее прикармливали собаку, выясняли, когда сосед ложится спать, в общем, вырабатывали четкую стратегию... Но, вообще, случалось и в лоб получать: Я всегда маленький был, да и сейчас не высокий, поэтому придерживался одного принципа: "Если не хочешь, чтоб над тобой смеялись, сделай так, чтоб тебя боялись". У меня была кличка "Бешеный", потому что если мое самолюбие подвергалось оскорблению, для меня уже не имело значения, сколько передо мной человек и какого они роста, я бледнел, выпучивал глаза и налетал на обидчика. А потом ничего не помнил. Меня даже взрослые хулиганы побаивались».
В детстве Андрей мечтал стать путешественником, поэтому любимым занятием в школьные годы были пионерские походы (свой первый спортивный разряд он получил именно по туризму). Точные науки его мало волновали, исключением были случаи, когда дело доходило до практических занятий. Например, в химии он любил все, что касалось взрывчатых веществ. Однажды прямо на уроке он решил поставить собственный эксперимент, смешал реактивы и чуть не взорвал полкабинета. В результате учительница вызвала родителей в школу.
В старших классах многие учителя просто махнули на Андрея рукой, считая, видимо, что ничего путного из парня не выйдет. А он в те годы всерьез увлекся кино. В десятом классе Андрей стал вольнослушателем ВГИКа. Отец Андрея, Сергей Ростоцкий, вспоминал: «Андрей во ВГИК поступал по секрету от нас. Мне позвонил Сережа Бондарчук и сказал: «У меня сегодня был твой». Я ему: «Гони его в шею!» А он мне говорит: «А ты знаешь, он мне очень понравился».
Однако, несмотря на первое благоприятное впечатление, которое Ростоцкий-младший произвел на преподавателей ВГИКа при поступлении в институт, в дальнейшем он их чуть не разочаровал. Уже с первого курса он стал завсегдатаем многих съемочных площадок и снимался в одном фильме за другим. А началось все с роли в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили».
Дебют оказался настолько удачным, что до конца 1975 года Ростоцкий умудрился сняться еще в трех фильмах: «Они сражались за Родину» (ефрейтор Кочетыгов), «На край света» и «В ожидании чуда». Естественно, что при такой загруженности времени на посещение лекций в институте не хватало. В итоге к концу первого курса прогулов у него накопилось столько, что преподаватели решили отчислить нерадивого студента. Но его спасло чудо: на вгиковском фестивале за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили» Ростоцкий получил приз, и эта награда смягчила сердца строгих преподавателей.
Широкий зритель открыл для себя Ростоцкого в 1976 году, когда на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбинных». Молодому актеру досталась в нем роль Николки Турбина. Прекрасно сыграв эту роль, он сразу обратил на себя внимание других режиссеров.
В 1977-1979 годах один за другим вышли картины с его участием: «Так начинается легенда», «Запасной аэродром», «Особых примет нет», «Это было в моем сердце», «Конец императора тайги».
В картине «Конец императора тайги» Ростоцкий сыграл роль юного Аркадия Гайдара, когда он командовал отрядом ЧОНа в Хакасии. Фильм по своим художественным ценностям был откровенно слабым, являя собой распространенный в те времена тип героико-приключенческих картин, однако успех у публики имел. На всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде фильм был удостоен приза.
В этой картине Ростоцкий снимался уже, будучи призывником Советской Армии. Военную службу он проходил в кавалерийском полку, что намного облегчило ему работу на съемочной площадке. Его партнером был конь Рекорд, с которым он умудрился до этого выиграть полковые соревнования, посвященные Дню Победы.
Во время службы в армии Андрей Ростоцкий снялся еще в одной картине - в исторической ленте "Эскадрон гусар летучих" (1981), где исполнил роль поэта-гусара Дениса Давыдова. Режиссером же этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера - Станислав Ростоцкий.
По словам актера: «Это была самая долгая и, между прочим, альтруистическая работа в моей жизни. Я был приписан к съемкам фильма в качестве рядового кавалерийского полка. Вместо гонорара получал 11 рублей в месяц. Так что советскому кинематографу эта роль очень дешево обошлась…»
Фильм принес актеру популярность и любовь среди женской части населения. Все девчонки моментально повлюблялись в него: осанистый гусар с кручеными усами и с невероятно голубыми глазами лихо гарцевал на горячем коне, мужественно размахивал саблей, да еще и распевал красивые романсы.
В 80-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. Один за другим выходили картины с его участием. В большинстве из них Ростоцкому доставались положительные роли, людей сильных и твердых духом, укрепляя за актером образ секс-символа советского кино.
Так в драме Олега Дашкевича «Правда лейтенанта Климова» (1981) он играет офицера-подводника Климова, в биографической повести «Остаюсь с вами» (1981) - молодого Аркадия Гайдара, в историко-революционном фильме «Первая конная» (1984) - героя гражданской войны Олеко Дундича, а в приключенческом фильме «Внимание! Всем постам!» (1985) - бывшего десантника Виктора Кольцова, ставшего милиционером.
Привлекательный мужественный образ Ростоцкий создает в приключенческом фильме «Непобедимый» (1983). Его герой – Андрей Хромов, одержимый идеей создать новый вид борьбы - «самооборону без оружия», едет в Среднюю Азию, где знакомится с народной борьбой кураш. За время пребывания герой не раз попадет в трудные ситуации, из которых выходит с честью. Действие фильма, посвященного памяти Анатолия Аркадьевича Харлампиева, основоположника борьбы самбо, происходит в 1920-1930 годах.
Критик Н. Агишева пишет: «Андрей Ростоцкий вошел в кино в тот самый момент, когда мода на актеров с резко выраженной индивидуальностью, странноватостью, «чудачинкой» стало проходить, и его обаяние, облик современного, вполне земного «рыцаря без страха и упрека» пришлись как нельзя кстати. Герои Ростоцкого лихо гарцевали на лошадях, ставили к барьеру подлецов, показывали чудеса храбрости и благородства…
Однако от роли к роли, от одного фильма к другому, с одинаковым бесстрашием во взоре играя и гусара прошлого века, и командира отряда красноармейцев, и спортсмена, молодой актер начинает повторять уже использованные им же приемы выразительности. А там, где есть повтор, недалеко и до штампа…»
Будучи на экране смелым и сильным, Ростоцкий и в реальной жизни старался во всем соответствовать своему сценическому имиджу. Он занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью. Нередко в фильмах трюки он выполнял сам, был очень дружен со многими каскадерами, которые его очень уважали.
Во второй половине 80-х творческая активность Ростоцкого продолжала оставаться высокой. Он снялся в фильме-катастрофе «Прорыв», приключенческом фильме «Перехват», авантюрной драме «Бармен из «Золотого якоря», вновь сыграл Виктора Кольцова в драме «Где ваш сын» - продолжении фильма «Внимание! Всем постам!»
К началу 90-х Ростоцкий вышел из привычного для себя амплуа супермена и сыграл несколько необычных для себя ролей. Например, сразу в четырех картинах он преобразился в последнего российского императора Николая II. Первым фильмом в этом списке была драма Глеба Панфилова «Мать», затем последовала фантастическая комедия «Сны». Эта роль настолько удалась актеру, что сыграть российского царя его вскоре пригласили и зарубежные кинематографисты (чешский фильм «Европа танцевала вальс»).
Кроме того, Ростоцкий сыграл и несколько отрицательных ролей: в фильмах «В чистом поле четыре воли» и «Я тебя никуда не отпущу»
Трагедия
В 2002 году Андрей Ростоцкий приступил к съемкам своего нового фильма «Моя граница» - 12-серийном проекте, который должен был рассказывать о буднях российских пограничников.
Несколько сцен было отснято в Москве, а «экстремальные» съемки Ростоцкий планировал провести в Сочи. В течение нескольких дней подряд он выезжал с водителем, которого прислали из сочинского погранотряда, за город, чтобы присмотреть место для будущих съемок. Так было и в тот воскресный день – 5 мая 2002 года. Ростоцкий попросил отвезти его в район горнолыжного курорта «Красная поляна». «Он постоянно просил остановиться, уходил куда-то надолго, видимо, осматривал местность. В конце концов, мы заехали в какую-то глушь, и Андрей увидел крутой склон. Попросил остановить машину и ждать», – рассказал водитель.
По словам водителя, трагедия произошла примерно в пяти километрах от «Красной поляны» у водопада Девичьи Слезы. Этот район практически безлюдный – вокруг только скалы, на которых иногда тренируются альпинисты. Однако для профессионалов этот участок считается несложным. Видимо, поэтому Ростоцкий, который был каскадером, полез вверх без страховки. Взбираясь по крутому склону, Андрей поскользнулся на мокром мхе и упал с 30-метровой высоты.
Водитель машины сразу же бросился к режиссеру и увидел, что у него сломаны руки и ноги и пробит затылок. Солдат погрузил Ростоцкого в машину и поехал в санаторий.
Врачи приехали через 15 минут и отвезли пострадавшего в хостинскую районную больницу. Главный врач больницы, увидев Ростоцкого, сразу понял, что шансов спасти его практически нет: «С такими переломами и ушибами никто не выживет. К тому же у него была сильнейшая черепно-мозговая травма». Ростоцкого отправили в реанимационное отделение и стали готовить к операции. Через несколько минут он скончался на операционном столе.
Похоронен 8 мая в Москве, на Ваганьковском кладбище.
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена