Ложки, туески и солонки: как работает Школа народных ремесел в Архангельске
Педагог мастерской керамики Школы народных ремесел Ольга Доронина с учениками
Ремесло пошло обратно — из города в село
"Резать можно из любого дерева, но лучше режется не пересушенное, а свежее. Оно мягкое, податливое", — рассказывает Никита, 16-летний мастер резьбы по дереву.
Обтесанную топориком заготовку мастер зажал в верстак и пробирается к контурам будущей ложки полукруглой стамеской. Завитки падают на столешницу. Продолжая "выводить" уже пологим резцом точный контур, Никита делится секретами:
"Тополь и ель не очень подходят для резьбы. Потому что тополь смолистый. Вы же знаете, если почки в руки взять, они смолу выделяют. А у ели структура очень разнослойная: одни слои — мягкие, другие — твердые, они плохо режутся".
Никита и его работы: ложка с прорезной ручкой и солонка в виде уточки
"Владимир Николаевич создал школу в городе, а уже потом начал открывать филиалы в районах. Такой курьез: ремесло пошло из города в село, где оно считалось чем-то отмершим", — рассказывает заместитель директора школы Ирина Огородник.
Ирина Огородник - заместитель директора Школы народных ремесел Владимира Бурчевского
В одиннадцати творческих мастерских школы представлены традиционные ремесла Русского Севера: резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и корня, художественная резьба по кости, лоскутное шитье, вышивка и народная кукла, керамика, северное ткачество, орнаментальное вязание.
Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается северным орнаментальным ткачеством
Ремесло и промысел
Илья увлекается редким делом — плетением из корня. Он использует для этого разные деревья, но сосновые корни — основной материал для его работ.
"Приезжаем на место, находим дерево или пень, который свалился, втыкаем специальный крюк в землю и "ходим" им по кругу. Когда цепляемся за корень, достаем его. Если надо — обрубаем. Потом на специальном станке снимаем верхний слой и обрезаем, чтобы легче было обрабатывать", — рассказывает Илья.
Корень сосны может храниться годами, не теряя свои первоначальные свойства. Посуда из него сохраняет или улучшает некоторые свойства хлеба, делает его вкуснее. А сами плетеные изделия могут служить более ста лет.
Илья Семёнов (слева) - работает в мастерской художественной обработки корня
Чтобы освоить ремесло, надо учиться год или два. По словам Ирины Огородник, ремеслом раньше владел почти каждый мужчина и каждая женщина. А промысел — это способ заработка. Можно было наткать ткани, наплести туесов на продажу и свезти на ярмарку. Традиционно на Севере был косторезный и ложкарный промысел, роспись по дереву и набойка.
Объемы производства ложек доходили до тысяч и сотен тысяч в год. Но в ХХ веке спрос на деревянные ложки, домотканое полотно и другие "промысловые" изделия стал падать из-за роста фабричного производства.
Коллекция деревянных ложек в Детской школе народных ремёсел города Архангельска
Резьба по кости
"Нас восемь в семье у родителей, и мы учимся дома. Завуч моей обычной школы посоветовал родителям вместо уроков труда водить нас, детей, в Школу ремесел. Все мои братья и сестры тут занимаются. Очень творческая у нас семья", — говорит 16-летняя Ангелина, мастер по ткачеству, обучается резьбе по кости.
Она уже учится на педагога дополнительного образования. По окончании педагогического колледжа хочет вернуться в Школу ремесел преподавателем.
Ангелина Степанова и ее косторезнные работы
В Холмогорах Архангельской области (в селе Ломоносово — на родине великого ученого) еще осталось косторезное училище. Но если раньше процесс обучения занимал два года и восемь месяцев, то теперь учат всего полтора года. "Полтора года — это очень короткий срок, чтобы стать мастером, можно научиться делать только пуговицы и шпильки. Это не косторезный промысел. Он, к сожалению, на грани вымирания", — сетует Ирина Огородник.
Кстати, на обучение в Архангельск приезжают мастера из Салехарда и Якутии.
Вкус к труду прививается постепенно
"В основном на парадных полотенцах — узор, обозначающий солнце в старину. Очень много ромбов. Ромб — это засеянная земля, символ урожая. Ромбы с отростками — это засеянное поле, давшее урожай. Люди верили, что каждый знак особенный. А что людям в старину надо было? Чтобы хлеб рос, чтобы солнце землю согревало…", — рассказывает Настя.
Подобные полотенца вешали в красный угол или подавали на них каравай для важных гостей и не использовали в быту.
Анастасия Бурдуева показывает полотенце с этнографическими северными узорами, которое она делает на ткацком станке
"Мы же говорим о том, что современные дети не любят трудиться. "Стиралка" работает, пылесос жужжит, шнурки — и те не надо завязывать, липучки придумали. Перестают работать руки, а ведь мелкая моторика помогает развиваться мозгу. Родители, которые задумываются об этом, в конце концов понимают, что детей надо приобщать к труду с малых лет", — говорит Ирина Огородник.
В школе Бурчевского есть подготовительные группы для ребят от четырех до десяти лет. Малыши четырех-пяти лет послушнее и выполняют задания лучше, чем семилетки, не капризничают. А полноценное обучение начинается с 10-11 лет.
"Ребенок должен видеть результат своего труда. В детских садах мастерят поделки и зачастую не знают, куда их деть. В этих изделиях нет элементарной пользы, только если на полочку поставить. А ребенок должен понимать: он напрял клубок — из него свяжут носки. Это результат его труда. Иначе трудолюбию не научишь. В общеобразовательной школе говорят: ребенка мы научаем учиться. Но ребенку надо привить вкус к труду", — продолжает Ирина.
Вклад в семейный бюджет
Антону 16 лет, он мастер по плетению из бересты и мастеровой по плетению из корня.
"Березу лучше искать в пролеске, потому что в березовой роще деревьям надо больше влаги, они забирают друг у друга воду и хуже растут. Бересту снимаем с живых деревьев, но дерево не умирает. В стволе есть сердцевина и луб — для питания дерева, а кора — для защиты. Если снимать немного, это не вредит дереву", — рассказывает Антон.
"Немного" — это пласты шириной 40-60 сантиметров, один процент всей площади березовой коры. Заготовка бересты — конечно, стресс для дерева, но при правильном снятии дерево не страдает.
"Хорошие работы я себе оставляю, — рассказывает Антон, — а лучшие дарю. В некоторых туесках дома лекарства лежат. А в корзинки можно конфетки положить, в солонку — соль походную, чтобы взять с собой. Иногда меня просят изделие на заказ сплести".
Антон Садков с плетеной из бересты корзинкой
В школе Бурчевского детям дают и начальные экономические знания — объясняют, что такое рентабельность, трудозатраты, стоимость и спрос. Летом некоторые ученики выезжают в Музей деревянного зодчества Малые Корелы, демонстрируют свою работу и продают изделия. С родителями заключают договоры, и учащиеся своим ремеслом зарабатывают.
Андреев Павел Юрьевич - педагог Школы народных ремесел Бурчевского с учениками во время занятия по художественному плетению из бересты
Продажа сувениров на территории Музея-заповедника "Малые Корелы" в Архангельской области
Секрет школы Бурчевского
Тане 16 лет, она мастер по северному орнаментальному вязанию и подмастерье по северной вышивке. Девушка учится на педагога дополнительного образования и собирается преподавать в Школе народных ремесел. Таня вышивает белые узоры на красной ткани — готовит новое изделие к конкурсу:
"Это народный календарь. По нему люди определяли праздники. Им украшали подол платья, каждый знак на календаре имел свое значение. Тут на ткани — девять календарей, они пойдут по всему подолу сарафана", — рассказывает Таня, не отрываясь от работы.
Татьяна Цветкова показывает свою вышивку
В Школе ремесел считают, что главный секрет их работы с детьми — это авторитет учителя. Если сам преподаватель трудится, то для ребенка это лучший пример. Лучшие ученики школы ездят на конкурсы, фестивали, получают премии и призы. А некоторые продолжают обучение в педагогическом колледже, чтобы вернуться в школу народных ремесел уже преподавателями.
Владимир Николаевич Бурчевский — народный мастер России, Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Архангельска и лауреат премии президента России в области образования. Самыми важными для себя Бурчевский называет региональную общественную награду "Достояние Севера", лауреатом которой он стал в 2009 году, и орден Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым народного мастера наградил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сегодня в 13 районах Архангельской области работают еще 23 творческие мастерские Школы Бурчевского.
Борис Николаевич Дратованный (справа) педагог Школы народных ремесел Бурчевского проводит занятие художественной резьбы по дереву
Источник:
6 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена