Сегодня 80 лет со дня рождения Юрия Сенкевича
«Клуб путешественников» Сенкевича открыл советскому зрителю всю планету
Само место рождения Юрия Александровича Сенкевича как бы указывало на то поприще, которое ему предстояло пройти в жизни. Он родился в Монголии, являвшейся в течение многих десятилетий наравне с Китаем объектом притяжения для русских путешественников.
Честь главных географических открытий в этом регионе принадлежит нашим соотечественникам – Николаю Пржевальскому, Петру Семенову-Тян-Шанскому, Петру Козлову и другим.
Здесь, в монгольском городе Баин–Тумен (ныне Чойбалсан) родители Юры Сенкевича работали по медицинской линии, отец Александр Осипович – врачом в авиачасти, мама Анна Куприяновна – медсестрой в операционной части. В Баин–Тумене 4 марта 1937 года Юра и появился на свет.
После переезда семьи в Ленинград Юрий поступил в Военную Медицинскую Академию, здесь он активно занимался научной работой, которую продолжил по окончании Академии в Институте медико-биологических проблем.
Вскоре Сенкевичу как врачу-исследователю предложили отправиться в полярную экспедицию. На станции «Восток» Юрий Александрович собирал материалы для кандидатской диссертации и одновременно вел путевой дневник для журнала «Дружба народов».
Так было положено начало путешествиям и журналисткой деятельности Сенкевича.
Его врачебные знания, свободное владение английским, опыт выживания в экстремальных условиях и чувство юмора стали своеобразным пропуском в экспедицию знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала. В 1969-1970 годах Сенкевич в составе международной команды совершил плавание через Атлантику на папирусных лодках, построенных по образцу древнеегипетских суден.
В 1973 году Сенкевича пригласили вести популярную телепередачу «Клуб путешественников». Лучшего ведущего для Клуба было не найти. В течение 30 лет Юрий Сенкевич рассказывал телезрителям о дальних странах и необычных путешествиях. Для советского телезрителя телевизионное путешествие было единственной возможностью побывать в Африке, Южной Америке или Антарктиде.
Но не только о зарубежных странах рассказывал Сенкевич, рубрика «Телевизионный атлас России» была всецело посвящена нашей стране. Юрий Александрович говорил: «Мы не знаем Россию, а для того, чтобы любить страну, надо ее знать».
Гостями «Клуба путешественников» становились знаменитые путешественники: Федор Конюхов Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев и многие другие.
Неудивительно, что передача была самой популярной на советском телевидении. И дело не только в тематике Клуба, очень многое зависело от личности ведущего. И Сенкевичу всегда удавалось увлечь зрителя.
Юрий Сенкевич, став телеведущим, не перестал путешествовать. В 1977-1978 годах он вместе со своим другом Туром Хейердалом на «шумерской» лодке «Тигрис» совершил плавание вдоль восточного побережья Африки, в следующем году принимал участие в медицинском обеспечении экспедиции к Северному полюсу, в 1980-1982 – участвовал в первой советской экспедиции на Эверест.
Практически до конца жизни Юрий Александрович занимался «Клубом путешественников», он умер на рабочем месте 25 сентября 2003 года.
Источник:
63 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
На тот момент только-только завершилась длившаяся семь месяцев война между Эфиопией и Сомали, в которой последняя потерпела поражение, и политическая ситуация в регионе оставалась крайне напряженной. Но в любом случае надо было где-то пристать.
Хейердал пытался получить разрешение на вход в территориальные воды государств, примыкающих к Баб-эль-Мандебскому проливу, но ни от одной страны не получил определённого ответа. В этом районе начались еще и военно-морские манёвры США, Англии и Франции, и продолжать экспедицию стало небезопасно. Хейердал принял решение прервать путешествие, а лодку в знак протеста уничтожить.
Свою позицию он изложил в открытом письме генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму:
Мы предприняли путешествие в прошлое, чтобы изучить мореходные качества судна, построенного по древнешумерским образцам. Но это было также путешествие в будущее с целью показать, что люди, стремящиеся к общему выживанию, могут мирно сосуществовать даже в самом тесном пространстве.
Нас одиннадцать человек, представляющих страны с разными политическими системами Рады доложить, что, несмотря на разные политические взгляды, мы, живя в стесненных условиях, в полном взаимопонимании и дружбе, плечом к плечу боролись с штормами и штилями, постоянно сохраняя верность идеалам Объединенных Наций Сотрудничество во имя совместного выживания .
Ступая в ноябре прошлого года на борт нашего камышового судна Тигрис , мы знали, что вместе утонем или вместе выживем, и это сознание скрепило нашу дружбу. Разъезжаясь ныне, в апреле, по домам, мы испытываем глубокое уважение и симпатию к странам каждого из членов экипажа, и наше послание обращено не к какой-либо одной стране, а к современному человеку вообще.
Мы показали, что в создании ранних цивилизаций земного шара древним жителям Двуречья, Индской долины и Египта, вероятно, помогали взаимные контакты на примитивных судах, которыми они располагали пять тысяч лет назад. Культура развивалась благодаря разумному и полезному обмену идеями и товарами.
Сегодня мы сжигаем наше гордое суденышко с абсолютно целыми парусами, такелажем и корпусом в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море.
В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, мы были вынуждены высадиться в маленькой, еще нейтральной, республике Джибути. Вокруг соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества в третье тысячелетие.
Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и все же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля.
Республика Джибути, 3 апреля 1978 года .
Став на последнюю якорную стоянку у одного из островов, в нескольких километрах от порта Джибути, 3 апреля 1978 года члены экипажа сняли с судна все материалы экспедиции, облили палубу горючим и, установив взрывное устройство с таймером, покинули лодку. Спустя 15 минут она запылала.
Главный эксперимент Тура Хейердала удался. Он еще раз доказал: интернациональный экипаж жизнеспособен!Смотреть на Тигрис в огне было то же что смотреть на свой горящий дом. Но таково было решение Хейердала, и команда с ним согласилась. Юрий Сенкевич говорил в связи с этим: Как иначе мог выразить свое отрицание милитаризма Тур Хейердал не государственный деятель, не официальное лицо, а всего лишь руководитель маленькой экспедиции? Он выразил его единственным доступным ему способом: не оставил Тигрис гнить в окружении дредноутов на военно-морской базе. Это был протест по Хейердалу .
Между тем крик души Хейердала не получил того внимания, какого был достоин. Более того, многие считали путешествие неудачным. Когда позже Сенкевич приехал в Норвегию, журналисты и там допытывались, что он думает по поводу бесславного финала экспедиции .
Юрий Александрович считал, что команда допустила единственную ошибку пошла на поводу у Би-би-си , спонсора путешествия. Узнав о предстоящем сожжении, представители медиакорпорации поставили условие: до последнего момента все должно остаться тайной. Наши финансисты не желали конкуренции, писал Сенкевич. Закабалив Тигрис при жизни, они намеревались стричь купоны и с его похорон. А надо было бы заупрямиться, созвать газетчиков, журналистов, трубить во все трубы: Мы против войны. В знак протеста мы сжигаем Тигрис . Приезжайте, смотрите! Вот тогда мир воспринял бы случившееся иначе. Но мы были слишком потрясены .
А все-таки она плавает
Несмотря на драматический финал, экспедиция с научной точки зрения была успешной. Тигрис прошел более 7 тысяч километров. Путешествие продолжалось 132 дня, а в воде лодка находилась 144 дня.
Тур Хейердал доказал, что на подобных лодках можно плавать в океане и, в частности, в Индийском океане. У судна высокие мореходные качества. По экспертным оценкам, на конец путешествия Тигрис не исчерпал свой резерв и мог проплавать еще не менее двух месяцев.
Экспедиция выполнила и вторую, не менее важную, задачу. Эксперимент Хейердала удался: он еще раз доказал жизнеспособность модели мирного сосуществования интернационального экипажа.
Прощаясь с командой, Тур сказал: Я был с вами счастлив . И команда была счастлива с ним. Возможно, на самом деле это и был главный итог путешествия.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена