Прокуратура курирует мусорные свалки
Заместитель прокурора городского округа Люберцы Московской области Нарек Челебян довольно молод, но успел сделать блестящую карьеру. Сразу после окончания МГЮА, он поработал помощником прокурора Раменского района. А всего через три года, в свои неполные 25 лет, был назначен заместителем прокурора города Люберцы. Александр Седунов в своей статье «Надзиратель "мусорной столицы"» попытался разобраться: в чём здесь секрет?
Сразу сделаем небольшое отступление. А затем перейдём непосредственно к расследованию автора. Итак. Проблема сегодняшнего коррупционного строя, плесенью покрывшего Россию и другие, ранее цивилизованные страны, кроется в том, что в цивилизованное общество были впущены люди, никогда не ведавшие цивилизацию такого уровня.
Если раньше в России, даже во времена СССР, в деревнях даже не закрывали на замок дома – настолько высоким и чистым был уровень цивилизованности русского народа! – то сегодня мигрантские диаспоры внедрились во все сферы нашей жизни и творят воровство, ссылаясь на свой, национальный, менталитет.
Я здесь не хочу никого унижать. Просто констатирую. Разница в менталитетах и стала тем компостом, на котором развилась гниль цветной коррупции. Вдумайтесь сами, и в США, и в России, и в Германии болезнь одна – цветные мигранты собираются в диаспоры и принимаются уничтожать занятую территорию. Расследование Александра Седунова – один из примеров цветной коррупции. Переходим непосредственно к фактам.
Итак, Нарек Челебян – типичный представитель столичной «золотой молодёжи», таких, как он, в Москве тысячи. Многие из них окончили престижные ВУЗы, имеют все возможности устроиться на хорошую работу или заняться родительским бизнесом, но вместо этого бесцельно прожигают жизнь в ночных клубах и гоняют на дорогих спорткарах по московским улицам.
Видео: «Новости Томилино»
Стиль жизни Нарека Грачьяевича несколько иной. Он обосновался в собственном доме в респектабельном закрытом посёлке «Белый берег», расположенном в Раменском районе. Как и его начальник, глава прокуратуры Люберец Александр Саломаткин, уважает дорогие спортивные мотоциклы, ездит на скромном Lexus RX.
Если бы он был легкомысленной девушкой или молодым человеком «нетрадиционной ориентации», то глупые и завистливые люди наверняка сказали, что он «сделал карьеру одним местом». Но нет, с этим местом у Нарека Челебяна всё в порядке. Однако его карьера пахнет очень плохо, так как своим успехом он обязан, прежде всего, грязной и вонючей субстанции – мусору. Точнее, большому мусорному бизнесу Москвы.
Столица производит 20% российского мусора. Это миллионы тонн в год. И с ним надо что-то делать. Многие слышали, что на мусоре можно заработать десятки миллиардов рублей в год. Слышали даже, что к этому бизнесу через третьих лиц имеют отношение и глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, и олигархи Геннадий Тимченко, Роман Абрамович, и чиновники правительства Москвы. Это всё так. Но при одном условии – только если получится максимально дёшево избавиться от мусора. За вывоз которого платит каждый.
Ежедневно тысячи мусоровозов направляются в ближайшее Подмосковье. Далеко возить – дорого. Едут со своим бесценным, во всех смыслах, грузом. Всего в Московской области примерно 20 официальных полигонов твёрдых бытовых отходов (ТБО), каждый площадью под сотню гектаров. Крупнейшие из них расположены на востоке и юго-востоке от Москвы – в Люберецком, Балашихинском и Ногинском районах. Большинство легальных и нелегальных свалок находится именно в границах этой территории. Неслучайно Люберцы с его большим количеством карьеров и промзон называют «мусорной столицей» Подмосковья.
Чтобы там ни говорили про раздельный сбор и переработку ТБО, самый простой и дешёвый способ обращения с ними – увезти их куда-нибудь, свалить в кучу и забыть. Секрет успеха в мусорном бизнесе заключается не только в том, чтобы заключить контракт на вывоз мусора, но и в том, чтобы контролировать какой-нибудь мусорный полигон, не пускать туда конкурентов, ведь его вместимость не беспредельна.
На всей территории России надзор за законным функционированием таких полигонов – зона ответственности прокуратуры, а не МВД или Минприроды РФ. Неслучайно сферу утилизации отходов часто называют «прокурорским бизнесом».
Нарек Челебян в этой сфере далеко не последний человек. Хотя бы в силу того, что в зоне его ответственности находится один из крупнейших ТБО Подмосковья – Торбеевский полигон. Или даже не полигон, а, если называть вещи своими именами, грандиозная Торбеевская свалка, расположенная по соседству с деревней Торбеево, посёлками Красково и Томилино. Туда вывозится мусор не только из Люберец, но со всего Юго-Восточного округа Москвы.
Место это легендарное – зловонный курган площадью почти 30 гектаров и высотой с 20-этажный дом.
Про экологическую катастрофу в районе деревни Торбеево снимали сюжеты федеральные и местные телеканалы, робко писали «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты». В 2011 году требовало законсервировать полигон кремлёвское молодёжное движение «Наши». Но, несмотря на обещание закрыть Торбеевский полигон и навести порядок, эта изначально нелегальная, стихийная свалка, возникшая в 1994 году в Люберецком районе и легализованная через несколько лет властями просто по факту своего существования, процветает и растёт.
Место там не приспособлено для полигона, свалка не изолирована от грунта, и жидкие отходы и сливы со свалки проникают прямо в грунтовые воды. В 2009 году полигон исчерпал свои лимиты по захоронению и вышел за границы отвода. Ещё тогда его должны были закрыть. Теперь обещают закрыть в 2020 году.
Владеющая полигоном OOO«ЭНИТ» ютится в комнатке крошечного здания в Каланчёвском проезде на задворках Казанского вокзала в Москве. Её генеральные директора сменяют друг друга, как времена года.
Данная фирма изначально располагала лицензией на работу с ТБО до 2013 года на участке в 12 Га. Но её продлили, и территорию увеличили уже задним числом. За 2014 год фирма показал прибыль 3,3 миллиона рублей. Для сравнения, только за пропуск одной машины на свалку с московским мусором берут 1200-1300 рублей. А таких машин приезжает в сутки несколько сотен. Работа идёт круглосуточно.
Не так давно OOO «ЭНИТ» купила участок земель сельскохозяйственного назначения по соседству с полигоном. Участок размером в 63 гектара. И присоединила землю к полигону. Под предлогом организации на этих 63 гектарах складского комплекса по хранению товаров народного потребления и организации технопарка по переработке мусора.
Земли сельхозназначения были переведены в категорию земель промышленности. Технопарк так и не построили. Склады даже не начинали. Зато посередине этого участка вырыт карьер для новых захоронений ТБО.
Специалистам на Торбеевской свалке и её окрестностях легко можно найти основания для возбуждения более десятка уголовных дел. Однако гораздо сложнее их не найти. С этим Нарек Челебян успешно справляется. Конечно не без помощи людей, которые пролоббировали его назначение.
В 2012-2014 годах мэрия Москвы провела девять тендеров на право заключения 15-летних контрактов по вывозу мусора на общую сумму более 142 млрд. руб. Город оплачивает услуги по вывозу и утилизации мусора, а победители тендеров обязаны закупить новые мусоровозы, контейнеры для сбора отходов и построить сортировочные заводы и полигоны для захоронения отходов.
Правительство Москвы решило перейти на новую систему вывоза мусора и сделало это фактически через эти формальные тендеры, передало эти функции нескольким заранее известным частным крупным игрокам.
До этого вывозом занимались ДЭПы – городские дорожно-эксплуатационные предприятия, которые после изменения правил игры в мусорном бизнесе за ненадобностью ликвидировали, предварительно обанкротив.
А теперь – непосредственно коррупция!
Так сложилось, что генеральным директором, а затем и председателем ликвидационной комиссии ОАО ДЭП ЮВАО (того самого, что много лет вывозило мусор на Торбеевский полигон) был Грачья Челебян, родной отец Нарека Челебяна.
Преемник ОАО ДЭП ЮВАО в деле вывоза мусора – ООО «МСК-НТ». Фирма это крупная, но не публичная. Имя её владельца Черемского Игоря Михайловича мало известно. Но вот бенефициаром МСК-НТ неоднократно называли заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова.
Наверное, с точки зрения столичных мусорных королей с Тверской, раз уж им пришлось поменять вывеску, то разумно и то, что свои проверенные люди, которые раньше занимались этим делом, так или иначе останутся в бизнесе.
С такой позиции назначение Нарека Челебяна заместителем прокурора именно в Люберецкий район выглядит логичным и обоснованным.
Кроме того, по иронии судьбы, давние связи Челебяна с московским мусором, а также один знакомый в руководстве МВД РФ, послужили причиной того, что Роман Абрамович косвенно оказался втянутым в бизнес по вывозу мусора, вложив небольшие по его меркам деньги в один проект.
Речь идёт об истории, когда сын Александра Чигиринского, деловой партнёр владельца лондонского клуба «Челси», Миха Чигиринский вместе со своим студенческим другом Гамлетом Авагумяном в 2012 году учредили фирму «МКМ-Логистик». По замыслу, она должна была заниматься вывозом московского мусора из ЮВАО на полигоны в Люберецком районе. Гарантом соглашения молодых предпринимателей и посредником выступал давний знакомый семьи Челебян, влиятельный тогда в правоохранительных органах Эдуард Сандрукян. Но всё пошло не так, как планировалось.
В 2012 году начальник следствия управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу полковник Эдуард Сандрукян был арестован спецназом в своём коттедже в Красногорском районе при получении многомиллионной взятки. Одновременно его сын, 24-летний Сергей Сандрукян, в то время прокурор отдела управления общего надзора прокуратуры Москвы, был с позором уволен из органов.
После этого в 2013 году Гамлет Авагумян вышел из состава учредителей МКМ-Логистик. Так что компании, уже заключившей контракт с Правительством Москвы на вывоз мусора с территории Западного и Юго-западного административных округов, вместо с Юго-Восточного направления и Торбеевского полигона, как планировалось изначально, пришлось работать с другими полигонами ТБО на общих основаниях, то есть по закону.
Это оказалось не так выгодно, фирма работала «в ноль». Роман Абрамович быстро утратил интерес к этим ненужным и мелким для него проблемам, продав свои 33% акций компании, а Миха Чигиринский два года не мог избавиться от «МКМ-Логистик». Без своего полигона и соответствующего прокурорского надзора за ним, изначально привлекательный бизнес быстро превратился в чемодан без ручки.
У компании «МСК-НТ» – новых хозяев мусора ЮВАО – напротив, всё в порядке. Проверенный временем полигон и дружественный прокурор, который чётко справляется с порученными обязанностями.
Границы свалки пытались в 2014 году раздвинуть ещё до двух населённых пунктов Люберецкого района – посёлка Томилино и деревни Токарево. Но тогда депутаты и жители Томилино этого не допустили.
Теперь с местным самоуправлением в Московской области в целом, и Люберецком районе в частности покончено. В декабре 2016 года сотни жителей Томилино активно протестовали на несанкционированном митинге. Они вышли на улицу против включения их поселения в Люберецкий городской округ.
Угрожать им «серьёзными последствиями» в случае неповиновения властям приехал ни кто иной, как Нарек Челебян…
Источник:
36 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
В 2000-м решил с приятелем заняться бизнесом и по программе правительства Москвы заняться переработкой мусора на базе мусоросжигательного завода. В администрации Люберец сказали в открытую. В мусоре вас не найдут, но вы там окажетесь точно.
А директор помойки и в 70-х ездил на чёрной волге. И имел "вполнесебе" дачу.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена