Незнакомка из Сены. Расследование дилетанта. Окончание. Часть 5
Итак, к моему удивлению ответ из Франции пришел довольно быстро. Не буду цитировать письмо дословно, в этом нет необходимости. Как оказалось, мы с вами все время ломились в открытую дверь. Одна из наиболее вероятных версий происхождения маски давно “широко известна в узких кругах“ искусствоведов во Франции и незнакома практически никому (по непонятным мне причинам) за ее пределами.
Наверно, потому, что она не оставляет места для романтических фантазий. Большинству обывателей интересны прежде всего сами тайны, а ответы, увы, они бывают столь будничны и скушны, что не стоят внимания любителей громких сенсаций. Вот кому интересно, что корабль пришельцев в Розвелле был всего лишь остатками радиолокационного зонда, что ВСЕ фотографии Лох-Несского чудовища - ничто иное как обман и мистификация. Все это давно известно, но эти “тайны“ до сих пор волнуют десятки, сотни миллионов людей по всему миру, упорно продолжающих верить в них. Так и в нашем случае - известно, что на самом деле история о нахождении в реке тела прекрасной девушки-самоубийцы не более чем легенда, но людская молва упорно связывает ее с маской Незнакомки из Сены.
Но мы все же отвлеклись от сути нашего расследования, вернемся к версии озвученной в том самом полученном мной письме. Для начала, позвольте вас познакомить с двумя известными французскими художниками: первый из них - Жорж Мари Вилла (1883-1965), второй - Жюль Жозеф Лефевр (1836-1912).
Жорж Вилла - замечательный художник-иллюстратор, карикатурист, публиковался во многих известных журналах и газетах, был автором ряда афиш и плакатов. К сожалению, не нашел его фотографии, ниже вы можете увидеть несколько его работ.
Жюль Лефевр - знаменитый в свое время художник и признанный всеми мастер второй половины ХIХ века. Сейчас он основательно подзабыт, а в свое время именно его работы занимали первые места на тех самых знаменитых Парижских салонах, на которых картины импрессионистов раз за разом отвергались как критиками, так и публикой.
А что общего у этих художников, ведь они принадлежат практически разным эпохам?
Дело в том, что в самом начале ХХ века Вилла учился в Школе изящных искусств, где был профессором мэтр Левефр. Более того Жорж Вилла входил в число учеников самого мэтра и не раз бывал у него в мастерской.
Но какое отношение имеет этот факт к нашему расследованию? Как скажут некоторые из моих читателей, сейчас последует очередная никому неинтересная история из жизни парижской богемы, по воле автора вновь затягивающая и без того без меры растянутое повествование.
А что если я скажу вам, что именно Лефевр считался признанным мастером женского портрета в (1865-1900 гг. как раз в интересующий нас период) и именно изображение женщин (в том числе и обнаженных) принесло ему заслуженную славу? В свое время многие аристократы и знаменитости заказывали у него свои портреты. Но это уже в конце карьеры, а в самом начале ее он рисовал прекрасные картины с безвестных моделей, чьи имена мы уже вряд ли узнаем.
Именно Лефевр рассказал молодому художнику настоящую историю знаменитой маски. В 1875 году умерла от чахотки одна из его моделей, и ее посмертная маска (выполненная лично художником или по его заказу) и стала впоследствии той самой знаменитой Незнакомкой из Сены.
Собственно и ВСЕ.
«Как все?!», - вполне обоснованно, возмутится читатель. — «История не может так закончится!»
Но, увы, на все мои вопросы, кто эта девушка, кем она была, на каких картинах мастера она изображена — ответов не было. История, действительно, на этом заканчивалась — как сообщили мне: «Больше ничего неизвестно, информация исчерпана, добавить нечего».
Но нас-то с вами такое заключение не сможет остановить, такое просто невозможно, остановиться в самом конце в одном шаге от ответа!
Кто запретит нам САМИМ попытаться найти Незнакомку на картинах Левефра?
Правильно, никто.
У нас есть примерная дата (до 1875, не более пяти лет до этой даты) и примерная внешность модели - вполне достаточно, чтобы самостоятельно продолжить поиски.
Помните описание Незнакомки? Широко расставленные большие глаза, немаленький нос с широкой и высокой переносицей, узкий подбородок. высокие скулы.
Когда я просмотрел ряд картин Лефевра, то поразился тому, что большинство женщин на его работах подходят к этому описанию.
Здесь далеко не все его известные картины, но к сожалению, формат публикации не позволяет перегружать статью репродукциями.
После первичного просмотра отобрал несколько изображений, на которых девушки по возрасту и облику хоть в какой-то степени соответствуют нашим требованиям.
Однако при более пристальном рассмотрении две первые девушки в верхнем ряду отпадают — у них кончик носа этакой сливой нависает над верхней губой, а у Незнакомки нос скорее чуть вздернут.
А теперь посмотрим фрагмент картины "девушка с книгой“. Увы, и она отпадает.
С формой носа тут все относительно в порядке, но вот глубоко посаженные глаза, линия губ, подбородка совершенно не вписываются.
Для сравнения на картине "Рахипь (Рашепь)'` совпадение хоть далеко (весьма далеко) и не полное, но в принципе позволяет увидеть сходство девушки на картине и Незнакомки.
Таким образом из шести вариантов остаются эти три.
Первый портрет это фрагмент из картины "Пандора“ 1877 года, второй — "Рахиль" написана в 1888 году, а последняя картина "Утро" - в 1879. Таким образом, ни одна из этих девушек не могла быть Незнакомкой, так как к этому времени она уже давно мертва. Впрочем, если совпадение оказалось бы более значительным, можно было бы предположить, что, например, "Пандору'` или "Утро“ художник рисовал по маске и по памяти (что само по себе маловероятно), но в данном случае можно говорить лишь об общем сходстве - не более того.
Однако, я продолжил шерстить инет в поисках других менее известных работ Лефевра. Пока не наткнулся вот на эту картину. Впрочем, первый раз я ее пропустил не увидев сходства.
Тем паче, я был настроен, что наша Незнакомка (как впрочем все предыдущие кандидатки) обязательно темноволоса, потому и вот это рыжее чудо пролистнул даже не остановившись.
Но тем не менее она меня зацепила, и спустя некоторое время я все же вернулся к ней. Чем внимательней смотрел на нее, тем все больше сходства видел.
Впрочем, смотрите сами.
Совпадает даже такая еле заметная деталь - внешние уголки глаз чуть ниже чем внутренние. Можно очень долго рассуждать о сходстве, сравнивая разрез глаз, форму носа и скул, и так далее.
Но мы можем элементарно совместить фотографии картины и маски.
Этим мы сразу весьма наглядно либо подтвердим, либо сразу опровергнем нашу с вами гипотезу.
Сказано - сделано, подгоняем размеры, наклон головы и вуаля - смотрим результат.
Совпадение невероятное! Пропорции, овал лица - все совпадает почти идеально. Расходятся лишь чутьщуть глаза и брови, что может легко объясняться тем, что девушка на картине смотрит вверх - брови приподняты, за счет этого слегка искажено восприятие художником глаз модели, что и отразилось на картине. Скорее наоборот 100% совпадение вызвало бы подозрение, как в случае с “венгеркой Евой Ласло".
Согласно источникам картина датируется не ранее 1870 года и скорее всего нарисована чуть позже этой даты, а значит такая датировка не противоречит нашей версии.
Неужели наши с вами долгие поиски увенчались наконец успехом? Не скажу, чтобы я ощутил в тот момент радость или облегчение. Вопросы остались, куча вопросов на которые, будем честны, уже вряд ли найду когда-нибудь ответы. Но по крайней мере, могу честно сказать вам и себе - я попытался и что-то, далеко не все, у меня получилось.
Спасибо и тебе, мой читатель, что прошел со мной весь этот долгий и непростой путь.
А сейчас позвольте мне уйти и оставить вас наедине с картиной...
©ЛысыйКамрад
33 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена