Как снимали "Здравствуйте, я ваша тётя!"
Пьеса была написана Томасом специально для комедианта Уильяма Сидни Пенли, который и поставил английскую премьеру, и сыграл в ней роль "тётки". Премьера спектакля по пьесе "Тетка Чарли" состоялась 9 февраля 1892 года в Лондоне, на сцене Королевского театра и имела оглушительный успех. Постановка оказалась настолько успешной, что спустя 10 месяцев после премьеры спектакль перенесли из Королевского театра в больший по размеру театр "Роялти", а ещё месяц спустя — в театр "Глоуб". Пенли сделал на спектакле состояние, которое вложил в собственный театр на Квин-Стрит.
В России комедия была впервые поставлена театром Корша в 1894 году. Роль «тётки» в премьере играл П. Н. Орленев, затем С. Л. Кузнецов
А потом пришло время экранизаций. Первые известные киноверсии – одноименные немые фильмы, снятые в Италии в 1911 году и в США в 1915 году. После этого пьеса неоднократно экранизировалась, в том числе в Великобритании, США, Германии, Австрии, Дании, Испании, Франции, Италии и даже в Египте.
(на фото: "Тетка Чарли" (1941))
Ну а в 1975 году вышла и наша блестящая версия
У картины было несколько рабочих названий, одно из которых — "Кто есть кто", при этом однозначного решения не было. О мучительном выборе названия в разговоре с поэтом Наумом Олевым поделился Михаил Козаков. По уверению Козакова, Наум тут же выдал вариант "Здравствуйте, я ваша тётя!", которое тот передал Титову. Название понравилось и тут же было принято. Считается, что это заимствование у Фаины Раневской, которая произносила эту фразу в фильме "Легкая жизнь"
После решения вопроса о названии перед режиссёром стал вопрос стилистики фильма. Он остановил свой выбор на немом кино, которое позволит актёрам импровизировать, таким образом избегать возможных штампов постановки. Актёрский ансамбль фильма — люди с большим чувством юмора — уловили пародийно-гротесковую манеру игры и буквально купались в происходящем.
Под выбранную стилистику органично ложились и несколько нарочито выглядящие элементы костюмов и грима, такие, как кисточкой нарисованные ресницы у Носовой, чрезмерно крупные нарисованные веснушки Васильевой, приклеенные вверх ногами усы Джигарханяна, или платье Калягина, обшитое бахромой от обычных занавесок
Несмотря на то, что бюджет фильма "Здравствуйте, я ваша тетя!" был очень невелик, а снимать из-за занятости актеров в театрах приходилось в павильонах останкинской телестудии по ночам, в третью смену, все участники киногруппы работали над лентой с огромным удовольствием. Приподнятое настроение и энтузиазмом позволили снять картину в рекордные сроки — всего за три месяца
О том, какая атмосфера царила на съемочной площадке, в одном интервью рассказал Армен Джигарханян, у которого сохранились о работе над картиной "Здравствуйте, я ваша тетя!" самые теплые воспоминания: "Хороший фильм. Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о "Тете", но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение"
Кстати Изначально Армен Борисович претендовал на роль полковника Чеснея, ведь он уже играл этого старого солдата, не знающего слов любви, в театре. В очереди за ролью хромого полковника стоял и Зиновий Гердт. Но тогда актер служил в театре Сергея Образцова, и вся труппа должна была ехать на гастроли в Европу. Гердт буквально мечтал о мундире Чеснея, он молился, чтобы начальство отказало им в выезде. Но как назло чиновники выпустили за границу всех. Осталось два кандидата — Джигарханян и Козаков. Режиссер Виктор Титов ради эксперимента решил испытать харизму Армена Борисовича в другом образе и предложил ему сделать дубль в качестве судьи Кригса. Надо ли говорить, что после этого первого дубля знаменитый полосатый костюм алчного чиновника буквально "прилип" к Джигарханяну
Но главный успех ждал Александра Калягина. Роль Бабса-донны Розы принесла ему огромную популярность и сделала настоящей звездой экрана. Надо сказать, что для Калягина фильм стал удачей и спасением. Он, тогда еще не известный актер, "выиграл" кастинг у Олега Табакова, Евгения Леонова, Владимира Этуша и Евгения Матвеева, чему был несказанно рад. В то время у актера умерла жена, и он остался один с маленькой дочкой на руках. Это тяжелое время ему помогли пережить съемки. Он приходил на площадку из своего дома, где царил траур, и из грустного, переживающего потерю человека, буквально преображался в изворотливого и ироничного Бабса. Тогда Калягин считался еще начинающим актером, но после выхода на экраны комедии про тетку Чарлея он стал звездой — предложения с новыми ролями посыпались как из рога изобилия
Вот как сам Калягин вспоминал о съемках в своей книге "Александр Калягин": "Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала "на-гора" то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно. Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм "Женщина". Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете — очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал… только парик. Смотрели на тетеньку с лысой головой, мягко скажем, удивленно..."
Все костюмы для фильма шились в единственном экземпляре. Но не потому, что они такие уникальные. Просто у съемочной группы был настолько ограниченный бюджет, что картину пришлось снимать не на Мосфильме, а в маленьком павильоне "Останкино". И для трюков в целях экономии позвали не профессиональных каскадеров, а артистов цирка. Тканей для костюмов тоже закупили по минимуму. Костюмером на площадке была младшая сестра Нонны Мордюковой Наталья Катаева. Она в прямом смысле этого слова рыдала, когда снимали сцену с битвой тортами.
Актеров тогда попросили сделать один дубль, потому что на дополнительные торты и стиральный порошок для их нарядов денег не было. Калягин, Джигарханян и Козаков пообещали. Но обещания не сдержали. "И вот швыряю тортом в Джигарханяна, - рассказывает Александр Калягин, - вижу его лицо в креме... и не могу удержаться, плачу от смеха. Понимаю, что нельзя, но удержаться никакой возможности..."
Несмотря на то, что комедия о бразильской тетке полюбилась всему народу, киноначальство ее не взлюбило. Особенно не понравилась чиновникам Татьяна Веденеева. Они посчитали красавицу "тетю Таню" совершенно неубедительной и настоятельно советовали переснять дубли с другой актрисой. А Армена Джигарханяна с укоризной тогда спрашивали: "Как же вы, такой известный артист, и снимались в такой пошлости?"
Источник:
27 комментариев
8 лет назад
Да нормальный вышел фильм. Не Гамлет, конечно, но актеры выложились, это заметно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена