Мои 90-е. Часть первая
Почему? Ну, в первую очередь потому, конечно, что студенчество по определению есть веселая пора. Во-вторых – наше взросление пришлось на смену двух эпох; на наших глазах происходило невиданное и немыслимое. Само время обратилась вспять, целый континент засосало в воронку времени и понесло в темное прошлое. Капитализм, тот самый капитализм, который казался навсегда ушедшим в учебники истории и имевший отношение к реальности не большее, чем рыцарские турниры или боевые колесницы – этот самый капитализм сошел со страниц книг и экранов телевизоров и сделался будничной повседневностью.
Было ясно, что произошла какая-то глупая, мерзостная и позорная катастрофа; смутно предчувствовалось, что добром это не кончится, - по крайне мере, здесь, на Незаможней. Но, с другой стороны, было интересно за всем этим наблюдать. Особенно когда ты молод, беззаботен и у тебя нет проблем тяжелее надвигающейся сессии.
Нет, что ни говори, а время было веселое. В то время можно было приходить на дискотеки в спортивном костюме, и никого это не удивляло. В то время в каждой компании облигатными фигурами были Длинный, Толстый, Лысый и Серый. В то время у слова «пи.дор» не было хорошего смысла. Свет регулярно отключался на два часа днем и на два часа вечером; от перепадов напряжения пиз.дакрякались холодильники и телевизоры, порою случались пожары. Окна на первых и вторых, а с течением времени и на третьих этажах закрывались решетками толщиной в палец, так что если в квартире после очередного включения начинался пожар, выбраться не было ни малейшего шанса. Люди горели, но решеток не снимали – страх перед ограблением был сильней, чем страх сгореть заживо. Входные двери, казалось, могли бы выдержать попадание бронебойного снаряда; подъезды оборудовались кодовыми замками, но почему-то в них по-прежнему было грязно, гнусно и нассано.
Те годы обучили нас паре простых, но важных истин. Например, тому, что никто и ничего тебе никогда не даст, и в последнюю очередь государство. Твое только то, что ты добудешь сам. Тот, чье становление пришлось на 90-е, смотрит как на умственно отсталых на тех, кто хоть на грош верит каким-либо политикам. Он твердо знает, что за всеми красивыми словами и пламенными призывами не стоит и не может стоять ничего, кроме желания устроить очередной передел собственности либо стремления отстоять кровно награбленное. Он не верит в социальное государство. Не верит в солидарность людей. Он знает, что есть только одна надежная связь между людьми – кровная либо семейная (это в идеальном случае, когда муж с женой действительно становятся «единой плотью»). И только в виде особого исключения встречается связь, основанная на товариществе – и то лишь на короткое время.
Вот с чем тогда было туго – так это с деньгами. Что стипендию давали символическую (ее не хватило бы даже на транспортные расходы) – это было еще полбеды. Но чем дольше мы учились в медине, тем яснее становилось, что врачебная профессия, и в советские времена не самая доходная, в светлое время самостийности стала попусту нищенской. Врач в новом обществе был парией, неудачником, ничтожеством. В лагере, наблюдая за сотрудниками медуниверситета, отдыхающими (чуть не все лето напролет) в его скотских условиях, одетых в затрапезные даже по меркам 90-х шмотки, вечно голодных и небритых, - я окончательно понимал, что с выбором профессии лоханулся, причем не слабо. Утешало одно: я выбрал для специализации психиатрию, а там, по крайней мере, скучно не будет.
А деньги… Деньги это всего лишь деньги. С годами начинаешь понимать, в чем настоящее счастье и что такое настоящее наслаждение. Рассуждения о том, какое вино урожая 1968 года лучше – с правого или левого берега Рейна- это все для эстетствующих пед.рил. Самое вкусное вино – это то, что покупается вскладчину в ближайшем гастрономе, а потом распивается из горла в подъезде. Лучшие сигареты – те, что покупаются у подземного перехода поштучно (да, была в начале 90-х и такая опция) и выкуриваются напополам с лепшим другом. И, наконец: ни один самый шикарный отель не сравнится с тем лагерем, в котором отдыхал в студенческие годы. Пусть это даже такой жуткий по бытовым условиям лагерь, как одесский студенческий спортивно-оздоровительный (хе-хе!!) лагерь «Медик».
Хорошее место, как известно, лагерем не назовут. Этот лагерь выглядел очень аскетичным даже по меркам позднего Союза, когда роскошью и удобствами старались не злоупотреблять. Домики, деревянные и малогабаритные, мало отличались по внешнему виду от бараков. Душевые – на отшибе, горячая вода в них попадала разве что случайно, по чему-то недосмотру, при этом пройти в них без очереди можно было разве что за полночь. Туалеты – опять же в максимально возможном удалении от домиков, системы «дыра в полу». Столовая – классика позднезастойного общепита, с трехразовым питанием – калорийным, но отвратительным по органолептическим свойствам. В суровые времена партийной диктатуры на территории лагеря работал кинотеатр; в 90-е с этим пережитком советской системы было покончено. Зато сразу за входной калиткой разместился бар, сутки напролет торговавший сомнительным пойлом и солеными орешками.
Бар был очень кстати. Выдержать все это было невозможно, и мы спасались только тем, что пили с утра до вечера. Пили, едва продрав глаза после вчерашней пьянки. Досасывали остатки водки или самопального коньяка, оставшихся с прошлой ночи. Похмелялись, едва успев почистить зубы и пожелав друг другу доброго утра (в час дня). Бредя на пляж, затаривались пивом в ларьках, благо тех ларьков было как мух – они росли на каждом шагу, вгрызались в любой свободный метр на пути от лагеря до пляжа. Бегали из воды, не успевая обсохнуть, к киоску или к магазину (он был дальше, уже на улице, но зато пиво там было дешевле) за добавкой. Обед использовался для небольшой паузы в накачивании алкоголем – чтобы не развезло раньше времени.
Раньше того заветного времени, когда падали сумерки, сгущалась темнота, а значит – наступал черед законным образом начать основной сеанс алкотерапии.
Пили почасту, но, как правило, не по многу (тупо не хватало бабла). Но некоторые умельцы умудрялись и на минимальные суммы упиваться в дрова и не трезветь сутки напролет. Один из таких кедров получил погоняло «Пьяный Вова» - его только так и называли, поскольку во всей лагерной смене не нашлось ни единого человека, который хотя бы раз видел его трезвым.
Место для лагеря выбрали просто ахавое – в болотистой низине у морского берега. Сырость в деревянных бараках не выветривалась даже на пике жарких дней, добавляя изюминку к ночам, которые, как водится в Одессе, были удушливее дня. Комары, которые и без того всегда считали Одессу своей вотчиной, от такого расклада – духоты, сырости и кучи тел с накаченной алкоголем кровью - просто сходили с ума и приходили к заключению, что уже при жизни попали в комариный рай.
В общем, место было жуткое. Но мне и моим однокашникам здесь было хорошо. Потому что была молодость, было море, солнце и пляж, была свобода от какого бы то ни было присмотра. И еще было достаточно скверной водки, паленого коньяка и веселых подруг – что еще, спрашивается, нужно для охренительного, всеобъемлющего и всепоглощающего счастья?
В доброе старое советское время лагерь действительно был спортивным и оздоровительным, а значит – там действовал спортивный режим: утром по матюгальнику объявляли подъем и звали всех на зарядку, вечером после отбоя запрещались всяческие посиделки на верандах и завалинках, входные ворота запирали – старожилы с непонятной ностальгией вспоминали, как загулявшиеся компании перелазили через сетчатый забор, царапаясь и калечась. О прежнем начальнике лагеря ходили устрашающие легенды; что из них было правдой, а что нафантазировали – бог весть, но, во, всяком случае, вылететь за нарушения дисциплины было проще простого. О том, чтобы до утра шататься по лагерю, выкрикивая пьяные песни, никто даже и подумать не мог.
Все это было в прошлом. Новое начальство лагеря, верное демократическим принципам, сутки напролет тупо бухало и не мешало делать то же самое отдыхающим. Входная калитка стояло гостеприимно открытой круглые сутки. Дед-вахтер ушел в невозвратное прошлое вместе с пленумами и съездами, так что в лагерь мог прийти кто угодно и в любое время. И таки приходили – кто угодно. Приходили какие-то мутные торчки из местной шпаны. Вваливались среди ночи пьяные омоновцы с неясными целями и неадекватным поведением. Временами кто-то с кем-то за что-то дрался. Иногда кому-то почему-то били морду, да с таким размахом, что кровища оставалась даже на потолке. Случались и кражи, благо что по суровой нищете 90-х воры не брезговали ничем – даже купальниками и майками с бельевых веревок.
Но все это, конечно, были исключения. В основном, несмотря на полный бардак и разруху (как в клозетах, так и в головах), жизнь текла мирно и довольно сносно. Главное, была полная свобода – такая, какая многострадальной нашей Родине не снилась ни до, ни после.
Помнится, как однажды в одном прибрежном ночном клубе Аркадии подвыпившая веселая парочка занялась перепихоном прямо на пляжном песке, чуть-чуть в сторонке от данспола, барной стойки и столиков. Я видел, как охреневшие от такого непотребства охранники спрашивали у менеджера – что делать? Ответ был достоин Платона, Будды и Сократа: не мешайте клиентам отдыхать!
Вот это я понимаю – свобода! Вот это, млять, демократия! Вот это – права человека! Сытые, накаченные дорогими кредитами и дешевыми понтами нулевые да такой идиллии никогда не дотягивали. Впрочем, я забегаю вперед: ночные клубы – это уже ближе к концу 90-х. А пока был только студенческий лагерь.
Впрочем, навалившейся свободой поколение 70-х злоупотребляло не сильно. Сказывалась ли советская закваска, или действовали какие-то другие факторы, но словами мы грешили куда больше, чем делом. Поколение, конечно, постепенно шло в разнос, но медленно, постепенно, как только что тронувшийся с перрона поезд. Особенно впечатляющая эмансипация имела место в сфере соитий плотских, и нигде это не могло быть так заметно, как в приморском лагере отдыха. Как-то в нашу компанию затесалась студентка со старшего курса, которая с невинно-нейтральным видом поведала, что в ее группе все друг с другом перее.блись и что это очень хорошо, потому что от этого укрепляется дружба. «Ху.ясе, - подумалось тогда мне, - сколько нам в школе втирали про то, что класс должен быть дружен, - и все без толку, а тут вон оно как надо было…» Но потом, когда поборница сексуального коллективизма удалилась, мы спокойно все обсудили и вынесли вердикт: «Чушь! Друзей не е.бут!».
Рядом с «Медиком» располагался санаторий имени Крупской – во время оно бесчеловечный советский режим насильно лечил детишек от туберкулеза, нагло попирая их право на болезнь и свободу загнуться во славу либеральной демократии. С обретением долгожданной самостийности санаторий пришел в упадок и являл собою живописнейшие руины, скрытые в тени вековых деревьев. Там, на обломках затонувшей тупо просранной цивилизации, наша веселая компания иногда устраивала ночные посиделки у костра с гитарой, выпивкой и хоровым пением – ужасным, но зато от души.
Этот же заброшенный санаторий использовался как место для пикников с шашлыками. Собранные в полуразрушенных корпусах битые кирпичи служили для мангала, разбросанные в изобилии сухие ветки были идеальным топливом. Костер и мангал сооружались в любом приглянувшемся месте – тогда я еще не подозревал, что это тоже невиданное проявление веселой постсоветской анархической свободы, что в той же Германии за такие пикники взъе.бывают по самое не балуйся.
Когда лагерь после отбоя затихал, в студенческом бараке только-только и начиналось веселье. Бедным семейным людям, мечтавшим тихо уснуть, еще могло повести – но лишь в том случае, если наша компания тянулась в бар. Но гораздо чаще мы предпочитали устраиваться на крылечке одной из комнат. Занавес из одеяла нам казалось вполне достаточной звукоизоляцией; во всяком случае, ощущение комфорта и расслабленного уюта он создавал.
Получалось весело и атмосферно, как на диссидентской кухне – скромная закуска, непритязательное пойло, пение под гитару…. Не хватало, понятное дело, только антисоветских и вообще антиправительственных разговоров, но в них и нужды не было: ругать советскую власть не представлялось возможным ввиду отсутствия таковой, ругать же новую власть…. а на фуя? И так всем было понятно, что они все там, в кабинетах, гнойные пи.доры, но кто станет эту тем размусоливать?
Сперва мы старались разговаривать вполголоса, но по чем дольше мы сидели, тем более расслабленной становилась обстановка, алкопаров в бошках становилось все больше, а такта и деликатности – все меньше. И вот уже раздается в полуночной тишине громкий ржач, вот громко пересказывается концовка показавшегося смешным похабного анекдота, и вот уже, как у булгаковских белогвардейцев, «гитара пошла маршем», только поются, понятное дело, не «Съемки» и не «Боже, царя…». Помнится, в одно особо веселое лето самым популярным хитом была «Руссо матросо» и «Вот пуля просвистела…». Песни эти так нам нравились, что мы хотели непременно поделиться своим эстетическим наслаждением со всем лагерем и потому драли глотки до хрипа, стараясь как можно достовернее передать радость от сближенья двух культур и шекспировскую драматичность взаимоотношений казака с доставучим комиссаром. Увы, никто из спящих не пришел нас поблагодарить…
Позднее выяснилось, что благодарные слушатели обращались напрямую к лагерной администрации, - благо что ее представители и сами в это время не спали и спокойно бухали в своем корпусе. На все просьбы отчаявшихся людей унять е.бучих певунов администрация тупо забивала, предлагая разбираться самим. Окажись среди обитателей лагеря хоть один нормальный мужик – мордобой был бы неизбежен. Но студенческие боги хранили нас, и никто не мешался в полной мере наслаждаться вожделенной свободой.
Поступали мы, конечно, как свиньи. Сейчас я это хорошо понимаю. Собственно, и тогда тоже все это понимали. Но ничего не могли с собой поделать. И успокаивали рудименты совести такими соображениями, что лагерь студенческий, а значит, должен гудеть с утра до вечера, а кто ищет покоя и семейного отдыха – пусть дует в пансионаты и санатории.
В целом, мы были не совсем уж неправы. Аналогичные места – заповедник для дурных студентов – есть и во вполне культурных Европах. Когда много лет спустя я попал на Мальорку, обнаружил там ту же диспозицию, то есть толпы пьяных студентов, орущих дурниной и засыпающих лишь под утро. Только в роли семейного обывателя, которому они не дают спать, был уже я сам. Такова была кара судьбы, которую я смиренно принял. Но это уже совсем другая история…
Автор pumba
Источник:
170 комментариев
8 лет назад
Единственно хорошим в те годы была наша молодость, а всё остальное - не дай бог.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена