82 года отмечает актер, сценарист, режиссер, Народный артист Василий Борисович Ливанов
«Общение с отцом, с кругом его друзей – это моя школа в Искусстве. У нас в доме перебывала вся советская творческая интеллигенция», — рассказывает Василий Борисович.
В 1954 году Василий Ливанов окончил художественную школу при Академии художеств, а в 1958 году — Театральное училище им. Б. Щукина, после чего был принят в театр имени Евгения Вахтангова. Однако проработал здесь он недолго – всего один год. Как раз на это время пришелся его дебют в кино. В 1959 году он сыграл одну из главных ролей (геолога Андрея) в романтической драме Михаила Колатозова «Неотправленное письмо».
После завершения съемок знаменитый кинорежиссер Юлий Яковлевич Райзман посоветовал начинающему актеру:
«Вася, вы будете много сниматься. Очень много. Это я вам говорю по режиссерскому опыту. Поэтому если у вас в театре нет большой занятости, то уходите из него».
Василий Ливанов последовал его совету, перейдя работать в Театр-студию киноактера. Вскоре, в 1964 году, он ушел и из него – работы хватало, мэтр отечественного кинематографа оказался прав.
Вслед за первой своей картиной, Василий Ливанов сыграл главную роль в драме Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант». Кстати, это единственная картина, где Василию довелось сняться вместе со своим отцом, Борисом Ливановым.
Талантливого актера стали часто приглашать на главные роли. Так в научно-фантастическом фильме «Суд сумасшедших» он сыграл молодого ученого, профессора Иоганнеса Вернера, открывшего лучи животворящей силы.
А в картине Алексея Сахарова «Коллеги» Василий Ливанов вместе с Василием Лановым и Олегом Анофриевым сыграл молодых медиков. Стоит отметить, что врачей в последствии ему доводилось играть еще не раз. Например в комедии «Зеленый огонек» ему досталась небольшая роль хирурга.
В 1963 году Василий Ливанов блистательно сыграл роль Феликса Эдмундовича Дзержинского в историческом фильме Льва Кулиджанова «Синяя тетрадь». Образ оказался настолько достоверным, что впоследствии Ливанова не раз приглашали на знаменитого чекиста. При том ему даже обещали тут же присвоить звание народного артиста. Однако на все эти предложения актер всякий раз отвечал отказом. Повторяться ему было неинтересно…
В 1966 году Василий Ливанов с отличием окончил Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР. Дипломной картиной у него был мультфильм «Самый, самый, самый».
В последующие годы актер стал активно работать в жанре мультипликации. Его необыкновенный, с легкой хрипотцой голос, казалось, был просто создан для озвучивания сказочных героев. А ведь такой голос у актера был не с рождения. Дело в том, что Ливанов сорвал его еще во время съемок «Неотправленного письма». Как говорится, нет худа без добра, зато актер приобрел совершенно неповторимый, только ему присущий тембр. Голосом Василия Ливанова говорили всеми любимые Крокодил Гена, Кот из "Котёнка по имени Гав", Удав из «38 попугаев» — поистине классика отечественной мультипликации!
Кроме того, Ливановым были поставлены по собственным сценариям мультфильмы «Синяя птица», «Фаэтон – сын Солнца», написан сценарий к мультфильму «Жу-жу-жу».
В 70-е годы Василий Ливанов написал сценарий к мультфильму «Бременские музыканты», взяв за основу всем известную сказку братьев Гримм. В оригинале сказка была очень короткой, в ней отсутствовали и Трубадур, и Принцесса. По-сути Ливанов создал абсолютно новое произведение. В мультфильме звучали песни в исполнении Олега Анофриева на музыку замечательного композитора Геннадия Гладкова. Все это дало потрясающий эффект. Мультшедевр и по прошествии десятилетий остается одним из самых любимых среди всех.
Продолжал радовать своих поклонников Василий Ливанов и в кино. В 1972 году он снялся в экранизации романа Ф.М.Достоевского «Игрок» режиссера Алексея Баталова. А в 1975 году блистательно сыграл императора Николая I в исторической драме «Звезда пленительного счастья».
После этой картины с актером повторилась история «Синей тетради». Теперь режиссеры наперебой стали приглашать его на роль императора. Но Ливанов был неумолим: «Ну не могу же я всю жизнь быть или самодержцем, или Железным Феликсом!»
Подбирая актеров на главные роли в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», режиссер Игорь Масленников ориентировался на рисунки художника Сиднея Паже, друга Конан Дойля, который первый иллюстрировал «Приключения Шерлока Холмса». Кандидатуру Василия Ливанова режиссеру подсказал оператор Юрий Векслер. Чуть позже был утвержден на роль Ватсона Виталий Соломин. Оба они казались словно сошедшими с иллюстраций Паже.
Фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» положил начало Леген дарному телесериалу о знаменитом сыщике. В последующие годы были выпущены фильмы: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается». Каждая из этих картин имела феноменальный успех у зрителей, причем не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Огромный интерес фильмы о Шерлоке Холмсе вызвали на родине гениального сыщика в Англии, и это при том, что уж там то произведения Конан Дойля экранизировались не раз. Мало того, именно англичане признали пару Ливанова-Соломина лучшей парой Шерлока Холмса – Доктора Ватсона. В английских газетах восторженные зрители писали:
«Спасибо русским актерам, которые вернули нам наших национальных героев».
Большая заслуга в этом успехе принадлежит всей команде, создававшей телесериал. Была удивительно точно воссоздана викторианская эпоха, подобраны прекрасные актеры (Борислав Брондуков, Рина Зелёная, Игорь Дмитриев, Ирина Купченко, Олег Янковский, Сергей Шакуров и др.), написана удивительная музыка (композитор Владимир Дашкевич). Но главный успех фильму, несомненно, обеспечили именно Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Сам Василий Ливанов так объясняет секрет этого успеха:
«Мы ничего не играли, мы – Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И потом, конечно, огромную роль сыграло то, что это мировая классика. Ведь актер проверяется мировой классикой. Уровень профессионализма актера можно проверить, только смотря, как он воплощает мировую классику. Актер может замечательно играть в современных фильмах, столкнувшись с классической ролью показать некую свою несостоятельность».
С Виталием Соломиным у Ливанова сложились очень близкие дружеские отношения. Именно Соломин в 1983 году, в самый разгар их совместной работы в сериале, уговорил Ливанова сделать инсценировку его повести «Мой любимый клоун». Спектакль был поставлен на сцене Малого театра и шел там с большим успехом в течение двух лет. Главную роль в спектакле – клоуна Синицина – играл Виталий Соломин.
В 1988 году Василию Ливанову за его заслуги в кинематографе было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году он в содружестве с Юлианом Семеновым создал московский экспериментальный театр «Детектив» на Лубянке. В театре ставились не только остросюжетные пьесы, но и детские спектакли. По сути, это была первая антреприза в нашей стране.
За четыре года существования театр побывал с гастролями в 15 городах Советского Союза. Однако затем возникли осложнения. Неким коммерческим структурам понадобилось помещение, и в 1992 году театр был закрыт. С тех пор Василий Ливанов никаких театральных проектов больше не затевал.
В 1997 году Василий Ливанов, которого уже все привыкли видеть исключительно Шерлоком Холмсом, удивил зрителей своей новой работой. В картине «Дон Кихот возвращается» (в которой он, кстати, выступил и в качестве режиссера, и в качестве сценариста) Василий Ливанов сыграл главную роль.
Чем же необычна эта картина?
Прежде всего, трактовкой самого образа Дон Кихота. До этого многие привыкли считать его безобидным странствующим рыцарем. Василий Ливанов увидел Дон Кихота совершенно другим.
«Мне была важна одна идея – показать, на чем строится сервантосовский Дон Кихот и в чем гениальная догадка писателя, — говорит Василий Ливанов. — А догадка действительно гениальна: Сервантес предвидел то, что произойдет с миром через 400 лет. Он предсказал, что Дон Кихоты получат реальную власть. Но так как они Дон Кихоты, то их власть ни к чему хорошему не приведет.
Да, Дон Кихот — это власть. Но он вовсе не собирался с помощью неё облагодетельствовать весь мир. Он хотел своей властью навязать всем остальным свое мнение:
Дульсинея — самая лучшая в мире.
У Сервантеса есть фраза. Её произносит Дон Кихот: «промедление смерти подобно».
Раньше, читая Сервантеса, я не обращал внимание на неё. Но теперь был потрясен. Я понял, что писатель заглянул в будущее, перепрыгнул через 400 лет и отобразил в романе то, что случилось с нами. Прямо как сейчас: каждая кухарка лезет в политику. Это страшно. Но это пародия на нашу жизнь».
В последнее время Василий Ливанов практически не снимается в кино. Нет, предложения от режиссёров ему по-прежнему поступают, вот только актёр от них обычно отказывается.
«Криминально-глупые картины – идиотско американское кино на русский лад. Драматургия вся построена на кровище, насилии, сексе, высосана из пальца и к реальной жизни никакого отношения не имеет. Из меня хотят сделать какого то монстра. Позорится только…» — объясняет он.
Василий Ливанов считает, что великую правду Искусства несёт только классика. Именно поэтому он согласился сыграть роль психиатра Стравинского в экранизации великого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Заслуженный и Народный артист РСФСР, академик, член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза писателей, лауреат Государственной премии ГДР и международных кинофестивалей - Василий Ливанов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, почетной медалью «За актерскую доблесть» и медалью «Памяти героев Отечества».
Источник:
34 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена