Но по какой-то причине работы были остановлены
По какой-то причине работы вдруг были остановлены, и спустя тысячи лет мы видим незавершенные изделия. Основные причины остановки работ по созданию или обработки чего либо, скорее всего, это смерть правителя или заказчика. Хотя могут быть и другие причины. Рассмотрим некоторые артефакты, которые не были завершены.
Поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу
Южная сторона пилона частично не завершена. Мы видим нестесанные до ровной поверхности камни. А на северной стене пилона не завершена кладка. Как мы знаем из истории, Рамсес III пал от рук заговорщиков, зловещий план свержения возник в собственном гареме. Вероятнее всего, что преждевременная кончина царя, стала причиной почему работы были остановлены.
Гробница Рамсеса III-го в Долине Царей
Одна из самых протяженных (125 м) гробниц (KV11) в Долине Царей изначально строилась для его отца, Сетнахта, который после непродолжительного правления был погребен в усыпальнице царицы Таусерт (KV14). В конце гробницы за сокровищницами следует незаконченное продолжение коридора, строительство которого прекратили после смерти фараона.
Колоннада Аменхотепа III с незавершенными рельефами на архитравах
Грандиозная входная колоннада Луксорского храма была построена в конце правления Аменхотепа III-го. Колонны выполнены в форме стеблей папируса. Изначально колоннада имела стены и освещалась сквозь большие окна. На некоторых архитравах мы видим начертанные наброски иероглифов, которые должны были позднее превратиться в рельефы. Учитывая, что Аменхотеп III строил под конец своего правления, то не удивительно, что декорирование колонн (текстами) осталось незавершенным.
Храм-молельня Сети II в Карнаке
Западная стена молельни не завершена. Бóльшая часть стены выровнена, а другая — нет. Блоки словно только что добыли в каменоломнях: на них следы кирок. Сам храм был построен во время правления Сети II (1200—1194 г. до н. э.), но к нему в притык примыкает Первый пилон (карнакского храма), который уже возводил Нектанебо I (380—362 г. до н. э.). Но не так все однозначно. Есть вариант, что Сети II молельню достроил полностью, а позже она была по каким-то причинам разрушена. Позднее восстановлена (есть некоторая идентичность блоков пилона и молельни; предполагается, что восстановление происходило при Нектанебо, спустя около 850 лет), но довольно халтурно и не до конца. Чтобы сказать более точно, базовых знаний по египтологии и визуального осмотра недостаточно. Нужно углубляться в дисциплины, связанные со строительством, реставрацией, геологией, трасологией и пр. Кстати, Сети II правил недолго, а в его незавершенной гробнице в Долине Царей (KV15) много черновых набросков и неоштукатуренных стен.
Пилон Нектанебо I
Карнакский храм строился на протяжении сотен лет. Первый пилон так и остался не достроен: левое крыло значительно ниже другого, значительное большинство блоков не обработано, во внутреннем дворе до сих пор остался строительный пандус. Обратим внимание на блоки. Часть стены выровнена, другая — нет. Блоки выглядят достаточно грубо — но так их вырубали в карьерах. На выровненной стене планировали [вероятно] вырезать иероглифы и рисунки, как это есть на большинстве других храмов. Но работы были остановлены.
Колонна у первого пилона
В Карнаке при его многовековой истории много чего незавершенного. Не уходя далеко от молельни Сети и пилона Нектанебо, мы видим незавершенную колонну. Колонна справа относится к колоннаде, которую воздвиг Шешонк (943—922 г. до н. э.), она реставрирована современным бетоном и стянута стальными ободками. Колонна слева относится к строительству первого пилона (380—362 г. до н. э.), и так же как пилон, она не завершена. Снова знакомая технология: сначала укладывают блоки, потом доводят до нужной формы и размеров.
Бюсты Нефертити и её дочери
В Каирском музее находятся бюсты царицы Нефертити и одной из ее дочерей. Обе не завершены и на каждой осталась разметка скульптора, а так же следы от инструментов обработки. После падения Эхнатона многие работы были остановлены и его наследие старались уничтожить. Тем не менее, до нас дошло не мало прекрасных вещей, в том числе и незавершенные бюсты из царских мастерских.
Мельничный жернов
На территории монастыря Святого Симеона на юге Египта в Асуане находится мельничный жернов из гранита. Скорее всего, он относится к коптскому периоду. В нескольких километрах на о. Элефантина среди руин множества храмов мы видим вот такую заготовку под жернов с нанесенной разметкой.
Незавершенный обелиск [?] в Асуанской каменоломне
Но речь не о известном тысячетонном обелиске, а о другом артефакте, который значительно меньше, но вырубался по той же технологии. Снизу он вырублен глубже, чем его старший и намного бóльший брат. Такие же вырубленные траншеи; хорошо просматривается рабочее место каждого каменщика. Вероятно, изначально планировался небольшой обелиск, но из-за деформации камня его могли разбирать на небольшие фрагменты для других целей.
Рельеф в храме Мандулиса на о. Калабша
Храм Мандулиса на острове Калабша близ Асуана — древний египетский храм, который был первоначально расположен в Баб эль-Калабша (Ворота Калабша, Нубия) приблизительно в 50 километрах к югу от Асуана. Храм был построен приблизительно в 30 до н. э. во время раннего периода римского владычества над Египтом. Хотя храм был построен в правление Октавиана Августа, он никогда не был закончен, как и многие другие храмы. Комплекс был построен в честь Мандулиса, нубийского бога солнца, по типу храмов Нового Царства. В задней части храма — необработанная стена с исключением, где на обработанной небольшой поверхности вырезаны рельефы. Если бы работы были завершены, то все стены храмы были бы гладкие и покрытые иероглифами и рисунками.
Кварцитовый саркофаг времен Среднего Царства
Во дворе Каирского музея есть кварцитовый саркофаг времен Среднего Царства. Его внутренность полностью готова и нанесены иероглифы. Но снаружи видна необработанная порода. Если данный саркофаг был утоплен в полу гробницы (как в пирамиде Хафра), тогда рабочим не надо было стесывать камень до классической формы саркофага.
Саркофаг Хорджедефа, сына Хуфу (Хеопса)
Малоприметный саркофаг из красного гранита (инвентарный номер 54938, выставочный номер 6193) выставлен в Каирском музее в зале Древнего Царства. Он был найден во время раскопок Рейснером в Гизе в разграбленной мастабе G7210-7220, идентифицированной, как гробница Хорджедефа. Изучив вид незаконченного артефакта, можно сделать предварительное заключение, как изготовлялись саркофаги (по крайней мере, именно этот). Из каменоломен доставлялась гранитная заготовка в мастерские или на место будущего нахождения саркофага, где рабочие долгим и кропотливым трудом приводили кусок камня в надлежащий вид. Сначала выбиралось нутро и обтесывались грани. Затем от дна этого саркофага, отпиливали будущую крышку. Что же пошло не так в процессе отпиливания крышки от этого саркофага, мы не узнаем. Пропил уходит вкось от разметки, а отпиленная часть отсутствует. Если они шли путем проб и ошибок, то скорее всего, саркофаг с такой технологией изготовления крышек — единственный. Если же нет, то возникают вопросы, как технически всё это происходило. В месте отпила присутствуют следы абразивной обработки.
Саркофаг во дворе Каирского музея
Саркофаг из песчаника, в котором был [предположительно] захоронен Апис, находится на территории Каирского музея. Здесь мы видим, что работы велись параллельно: на стесанной [обработанной] поверхности уже наносились иероглифы. По какой-то причине работы снова были остановлены и мы видим незавершенный артефакт.
Карьер Гебель Эль-Силсила
Гебель Эль-Силсила — скалистое место между Ком Омбо и Эдфу, сквозь которое несет свои воды Нил. Высокие скалы песчаника проходят прямо к краю воды. Здесь находится древнеегипетский каменный карьер, откуда древние строители добывали песчаник, который формирует оба берега Нила. Территория карьера около 200 гектар. Песчаниковые скалы, простирающиеся по обе стороны Нила, являлись источником ценного строительного материала, необходимого для возведения монументальных сооружений во времена XVIII Династии в Нижнем и Верхнем Египте. Ко временам Птолемеев большинство храмов Верхнего Египта были полностью сложены из песчаника Гебель Эль-Силсилы. В карьере множество следов после вырубки блоков, но так же есть и незавершенные изделия. Вырубались блоки металлическими или каменными кирками, следами которых изобилует данный карьер. После вырубки относительно узкой траншеи (внутри которой мы видим следы кирок), блоки выламывали, после чего доставляли к месту строительства.
Недовырубленный блок в Гизе
На плато Гиза недалеко от пирамиды Менкаура, там где начинались карьеры по выборке камня, мы видим блок, который так и остался в массиве скалы с характерными следами вырубки. Правее от него видны следы от вырубленного блока.
Нестесанная облицовка пирамиды спутницы и мастабы в Гизе
При строительстве сооружений древние рабочие сначала укладывали грубо обработанные блоки из карьеров, а потом стесывали ненужное до придания нужной формы или ровной поверхности. Это касается не только больших пирамид, но и их спутниц (гробниц царских жен), и мастаб (царской семьи, чиновников и знати). Нижний ряд облицовки из турского известняка пирамиды Хенутсен [G1c] не завершен. Такая же ситуация у одной из мастабы восточного некрополя Гизы. И таких примеров не мало.
Облицовка Менкаура
Тоже самое видно и на облицовке пирамиды Менкаура в Гизе, где уложенная гранитная облицовка не обработана до более ровной поверхности. Это видно на северной и на восточной сторонах пирамиды.
Гробница Хоремхеба в Долине Царей
Хоремхеб, фараон Нового Царства, умер раньше, чем были закончены росписи в его гробнице. На некоторых стенах мы видим черновые наброски иероглифов красной краской. Далее художником (писцом, архитектором) рангом повыше (предположение) была более точная коррекция рисунков, но уже черным цветом. Тут же мы видим следующий этап в виде нанесение грунтовки. Таким образом, что в финале мы имеем удивительные объемные надписи. Гробница Хоремхеба [KV57] считается одной из самых красиво расписанных.
52 комментария
7 лет назад
Хоремхеб, фараон Нового Царства, умер раньше, чем были закончены росписи в его гробнице. На некоторых стенах мы видим черновые наброски иероглифов красной краской на оштукатуренной поверхности стены. Далее художником (писцом, архитектором) рангом повыше (предположение) была более точная коррекция рисунков, но уже черным цветом.
Тут же мы видим следующий этап в виде выборки грунтовки. Таким образом, что в финале мы имеем удивительные объемные надписи. Гробница Хоремхеба [KV57] считается одной из самых красиво расписанных.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена