Счастья всем
Десять неспешных северных весен прошло с тех пор, как впервые увидел я эту глубокую и совсем еще тайную тогда для меня таежную воду... С тех пор Пелусозеро успело поделиться со мной частью своих секретов, и я знаю, куда именно пойти сейчас, в десять часов утра, в ясный апрельский день, в чудный весенний день, при таком неистовом весеннем северном солнце, будто на пути этого жестокого солнца к нашей Земле уже не осталось никакого озонного слоя... Честное слово, я знаю, где найти сейчас рыбу хотя бы на уху, и могу подсказать что-то тем приехавшим сюда издалека, из Каргополя и Няндомы, рыбакам, которые, видимо, по памяти каких-то других озер ищут наших пелусозерских окуней на отмелях, да еще пробитых сейчас насквозь ярким солнечным светом. Нет, искать рыбу сегодня, сейчас надо на глубине, за мысами, с теневой стороны луд и на глубинах не меньше семи-восьми метров. Там он сейчас собрался — наш окунек.
Не обещаю, что будет этот окунек слишком велик — нет, не обещаю, ибо поизвелась у нас рыба за те самые десять лет, как знаю я Пелусозеро, но что-то уж обязательно достанете с глубины, если, конечно, подходящая у вас для такой ловли снасть, если не ловите по старинке, по памяти времен, повсеместно богатых на рыбу, одновременно блесной и мормышкой: блесна — и как крючок, и как груз, а мормышка — сбоку, над блесной на поводке, вроде второго крючка... Было время и блесна с мормышкой на одной леске диаметром 0,3 миллиметра, а то и все 0,4 миллиметра завоевывали себе наши лесные озера. Но прошло, прошло это время, и теперь давайте соревноваться, кто: вы с блесной и мормышкой на одной леске или я с одной мормышкой при лесочке никак не толще 0,17 миллиметра — достанет сейчас рыбу с наших глубин. Да, здесь, друзья, и соревноваться не надо — не обманываю вас, вот уже десять лет кряду вижу сам и другие видят одно и то же: я при тонкой леске, сторожке-пружинке и мормышке из тяжелого металла (чтобы все-таки снасть дошла до дна) с рыбой всегда, а вот мои соперники, воюющие с рыбой по старой привычке, с добычей через раз, а то и еще реже...
Что ещё подсказать нашим гостям-рыбакам, прознавшим к нам дорогу и теперь мотающим на колеса личных и государственных машин другой раз по две сотни километров в одну сторону, чтобы проверить дошедшие до них легенды о наших окунях, которых поймай почему-то именно шестнадцать штук — и полный рыболовный ящик-шарабан рыбы... Что делать — легенды есть легенды. И пусть живут они, пусть манят нас, пусть зовут в путь-дорогу, но только не ради одной добычи. Вчера наши гости-рыбаки сидели весенними грачами на посиневшем льду как раз посреди плеса, что начинается от Бодунова острова. Сначала жались эти рыбаки-грачи к небольшому островку по имени Бабий, но ничего доходного возле этого островного места, видимо, не обнаружили и разбрелись по всему ледяному полю в поисках счастья. Уж каково было ихнее вчерашнее счастье, не знаю — прошли они мимо моих окон с озера молча и так же молча поднялись к дому Петра Петровича, последнего вместе со своей бабкой Васиной жителя-мужика в нашей доживающей теперь свои последние дни деревушке. На следующую зиму никто в нашей деревушке зимовать не останется — еще прошлой осенью, перед своим отъездом в Москву, я сам, собственной рукой, написал за бабку Васину заявление в райисполком и передал это заявление нашему районному депутату.
В заявлении значилась просьба от имени вдовы, потерявшей мужа на войне, переселить её, последнего жителя-хранителя Пелусозера, в районный городок. Заявление это приняли и обещали помочь, а теперь вот стало известно из соответствующих бумаг, поступивших по почте, что уже по этому лету бабка и её друг-сожитель, участник войны и ветеран труда Петр Петрович получат благоустроенное жилье в городе... И все... Конечно, легкий здесь, в Пелусозере, воздух, чистый, очень полезный для здоровья! Но, кроме этого воздуха, здесь, в Пелусозере, ничего для наших стариков нет. За водой — к проруби. А если занемог, а если с ног валит пурга, как в эту зиму? С метр пробьешь какой проход в сугробе, а сзади твой след уже не помнится никем. Спасибо, есть еще совесть у нашей сельской почты — последний, человек другой раз в деревне остается, а почта сельская, северная, все равно о человеке помнит. Так и у нас — носит почту бабке Васине и Петру Петровичу круглый год почта-пенсионерка Анна Александровна, а то и просто для стариков и старух — Аннушка. Носит летом по дороге, а зимой только на лыжах, да не одну почту, но и кой-какие продукты из сельского магазина. Принесет раз в неделю рюкзак за спиной — бабке и Петру Петровичу и хватает.
И всё это так, за спасибо, по совести. Вот еще где Русь наша изначальная, строившая когда-то свой храм добра, не перевелась, не погибла. И легче было бы той же почте носить свою поклажу в еле живую деревушку через снега и морозы, если бы кто еще, кроме сельской почты, вспомнил о наших стариках хоть изредка: вот так проезжает по большой дороге тракторист мимо свертки к нам в деревню, которому положено все время чистить большую дорогу, подъехал бы он к нашей свертке да и вспомнил бы о деревушке, утонувшей в снегах. И всего-то ничего, километра четыре каких и пройтись дорожным уголком или с ножом бульдозера до наших стариков, вот тебе и счастье им, вот тебе и врач другой раз навестил бы их на дому, а ведь, поди, и большего заслужили люди. А то ведь стыдно сказать: к озеру нашему рыбачки дорогу себе загодя расчистят, правда, с другой стороны от деревни, а о людях та же Советская власть вспоминает только по случаю выборов. Я в этом году в деревню попал как по асфальту: за три дня до выборов устроили бабке Васине и Петру Петровичу дорогу-шоссе к самому дому, да еще тем же трактором, и спуск-дорожку к воде расчистили. Смеются старики: это нас отсюда провожают с почетом!
А что же раньше-то? Некому, что ли, было? Другой раз со светом что случится, ветка какая упадет на линию, и все, не проехать машине электриков к месту пустяшного ремонта — вызывай вездеход. И снова всякие дурные слова сыпятся на лесную деревушку: мол, живут лешаки так, езди к ним, выручай. И тем больше таких дурных слов, чем трудней бабке и Петру Петровичу раздобывать крепкое вино для оплаты всяких социальных услуг. Другой раз заметет снегом с головой, старуха со стариком и гадают: может, пронесет, может, не обнаружат здесь, не наложат штраф, если заняться под сугробами самогоноварением — вот и в «Огоньке», в журнале, уж больно удобный для них аппарат сфотографировали. Тогда уж при таких запасах все нужные им услуги сами стариков ждать станут. Вижу, слышу я все это не первый год, и как в повторном кино является ко мне тут вся недавняя бессердечная кампания уничтожения-переселения лесных деревушек в большие села и поселки... Случилось тогда что-то разом с людьми — случилось, как напасть, как болезнь... Вчера еще все добро, заботливо помнили начальную школу в лесной деревушке, где одна учительница просвещала, вела к свету, к знаниям ребятишек сразу с первого по четвертый класс. Гадали, как этой школе что подкинуть, чем помочь в первую очередь. И врач чаще тревожился о такой вот лесной деревушке. И магазин думал, как завезти им по зимней легкой дороге побольше продуктов на время весенней распутицы к самой работе на земле... И вдруг — всему конец!..
Заворчал врач: мол, что их там держать, свозить надо поближе к диагностическим центрам... Заупрямился магазин: не повезем туда ничего, сами пусть переезжают к магазину поближе, а то катайся к ним, неси убытки. И школа последнее слово добавила: нерентабельно, мол, учить детей в школе, где детей всего ничего. И началось, поехало — посыпались обвинения, упреки в адрес дальних лесных поселений, а там и сами дальние поселения сначала сжались, затихли, а следом и принялись разбредаться по сторонам — кто в лесорубный поселок, кто в город на производство, и меньше всего в те большие села-поселки, где ждал их вроде бы сельскохозяйственный — передовой труд. Было все именно так, и свидетельствую я это, ибо вот уже больше четверти века вижу, знаю наши лесные деревушки, и погибшие на моих глазах и еще только погибающие, как наше Пелусозеро. И мужество последних жителей таких деревень ценю и ставлю всем в пример. И не виню никого: мол, зачем бросили родную землю, ушли от могил отцов, матерей?.. Уходите, бабка Васина и Петр Петрович, раз нет о вас тут ни у кого, кроме сельской почты-пенсионерки, никакой заботы. Уходите... Жалко, конечно, и деревушку, и ваш живой домик на самом верху нашей деревушки-бугорка... Бредёшь другой раз по озеру с рюкзаком, попадаешь после зимней, Москвы-берлоги к себе, на лесные просторы, и издали видишь дымок над вашей избенкой. Живы! Живы еще старики! Слава Богу!
Не знаю, может быть, и это ожидание прощания с бабкой Васиной и Петром Петровичем тоже как-то действует на меня в эту весну, только первый раз за все эти десять лет не стремлюсь я, как обычно, со своей удочкой-мормышкой, с коловоротом и низеньким ящичком-седелышком к заветным окуневым местам... Есть, честное слово, есть еще кое-где у нас не очень мелкий окунек. И бьет, останавливает он другой раз мормышку так же азартно, резко, как и десять лет тому назад... Но... Но что-то мешает мне в этом году уйти на озеро на целый день с утра до вечера и быть там вместе с весной и еще зимними снами глубокой воды. А может, постарел? Нет сил?.. Вряд ли... Ведь брожу все время по лесам, брожу каждый день то по настам, если с утра, то на лыжах, если к вечеру, навещаю в лесу другие таежные озера, поменьше и помельче, чем Пелусозеро. Но и тут ловлю себя на мысли, что и эти лесные путешествия у меня в этом году тоже напоминают собой прощание. А может, действительно пришла пора уже этой осенью, дождавшись, когда с берез и осин опустится на землю последний нарядный лист, сказать своему озеру уже не «до свидания», а «прощай»?.. Прощай... Слишком долго жил я на твоем берегу, прощай и не поминай лихом. А куда дальше? Где искать теперь свою жизнь, счастье, которой давно уже не вижу, не мыслю без живой воды? Куда теперь? И почему расстаюсь, ухожу от этой, не открытой до конца мной воды?..
Всего километрах в десяти от меня, если прямо через лес, помершая почти архангельская деревушка Гужово, а рядом с ней уже списанная, поди, совсем деревушка Масельга. А там и озера, одно за другим, да еще озера с протоками-связями. Встань утром, отведи лодчонку от берега и путешествуй себе по лесной воде туда-сюда. А над этой таежной водой, над бывшими некогда деревушками вознеслась красавица Хижгора с деревянной церковью Александра Свирского. Не привелось мне подниматься на колокольню этой церкви, когда церковь была еще жива и здорова и когда лес вокруг Хижгоры не стоял такой темной стеной, а чередовался с пашнями и лугами, а потому не могу подтвердить рассказы стариков, что с этой колокольни являлось, мол, к любопытствовавшему чуть ли не девяносто девять самых разных озер и ламбушек. Говорилось также, что и из моей деревни, с моего озера виделась когда-то, когда еще не все поглотили собой дурные леса, кинувшиеся на бывшие пашни и луга, та самая знаменитая церковка на Хижгоре. Сейчас, когда по полям и лугам всюду, считай, поднялись березняки с ольшаниками и осиной вперемежку, от нас церковь на Хижгоре уже и не видно, да и все девяносто девять озер нынче с колокольни никак не углядишь — и они позакрылись дурнолесьем, заполнившим земли, кормившие людей. И если бы так все и оставалось дальше еще года два-три, то и о Хижгоре забыли бы совсем — пала бы наземь деревянная красавица-церквушка.
Но в нашей жизни что-то изменилось к лучшему, и клонившаяся к земле колокольня теперь выправилась, вернулась на место. Вскорости обещают московские ребята-строители и всю церковь привести В порядок, а там, уверяют они, и снова засветятся живым светом все девяносто девять озер в округе, ибо хочется этим ребятам-Москвичам, чтобы вернулась жизнь в погибшие было края. И строят эти молодые москвичи в свои рабочие отпуска эту новую жизнь, рубят баню, норовят и дом срубить крестьянский, прежней конструкции, а там и какое-никакое завести здесь хозяйство пока в складчину, а там, глядишь, кто и переедет сюда из столицы совсем, чтобы наладить до конца на месте кладбища добрую крестьянскую жизнь, помноженную на современные столичные знания. И верю я этим ребятам и все чаще и чаще подумываю: а не перебраться ли мне туда, на гужовские озера — хоть и не такая глубокая тамошняя вода, как у нас в Пелусозере, но бьется там жизнь, видны её новые ростки, веселей будет при живой, пробуждающейся вновь жизни. Манит меня на гужовскую сторону и самая что ни на есть северная рыба: рипус да ряпушка. Ряпушка славная, известная, лекшмозерская. А рипус по гужовским местам такой, что трех штук на рыбник, на рыбий пирог, как раз достаточно... Все вроде бы там хорошо, но... Но... Что стоит за этим «но»? Идет ли в какое сравнение с гужовским красавцем рипусом наша тщедушная плотва-салажка, что кидается сейчас к моему крючку и рыбка за рыбкой оказывается у меня в сумке?
Плотвицу-салажку ловлю я на речке, что втекает-вытекает из нашего озера. Да-да, то втекает, то вытекает. По весне сначала вытекает, пока не добавилось в речку другой лесной воды, а как подойдет к нашей речке вода из других лесных озер, так и изменит она себе и повернет к нам в озеро, примет наше озеро весеннюю таежную воду, сохранит до лета, а там потихоньку-помаленьку и станет делиться с другими озерами, что ниже нас по течению. Дождался я, вскрылась наша речка... Ждал я в этом году открытую воду почему-то нестерпимо мучительно: и лед был хороший, и рыба по льду шла отменно, а вот на тебе — хотелось видеть поплавок на течении, хотелось воды, жизни, движения. И дождался, и пошла по речушкам плотвичка-сорога. Вот она, крошка с ладошку... Говорят, что на гужовских озерах сорога порой так велика, что идет только в сетку с ячейкой пятьдесят пять миллиметров, в такую, какую на большого сига ставят. Не знаю, но Верю рассказам, верю, хотя сам такую плотву там и не ловил, но в планах держу: как-нибудь в июне, по самым белым ночам наведаться на гужовские озера и вот такой белой ночью и покараулить плотву-царицу, предложить ей красного червя, а то и хлебный катыш, как когда-то на первом моем карельском озере Укшозере... Держу в памяти такие планы, думаю, что когда-то и удастся эти планы выстроить, и совсем не на песке; а пока, пока шустрая наша плотвичка бьет мой крючок, на котором, пожалуй, уже и не осталось никакого червя. И радостно мне видеть эту бойкую игру, и светлее делается на душе после разных тяжелых трудов и раздумий.
Да нет, не рыбой одной живу я здесь на Пелусозере — трудов и раздумий накапливается теперь так много, что другой раз и удочка со спиннингом простоят в углу без работы не то что день-другой — неделю-две не вспоминаешь порой про воду и лодку, может, поэтому и грустные мысли находят порой, а следом и начинается в тебе движение куда-то в неведомые края... Было время, можно было уйти в неизвестность за волшебным колобком и отыскать сказочную страну. Такую страну я и отыскал для себя двадцать пять лет назад; отыскал — и вот все не отпускает она от себя, нет, не отпускает. Раньше не отпускала далеко и считала мне изменой лишь такие поездки-походы, как путешествия на Камчатку или на Алтай, а теперь вот и рядом, в Гужово, не отпускает. Видать, вот так вот прямо и надо мне отписать своим друзьям-товарищам из доброй земли Вятки, которые сманивают и сманивают все меня на Большую Кокшагу, что поит и кормит сразу два народа: и народ мари и русский народ из вятских земель. Выманили меня мои друзья прошлой осенью на Большую Кокшагу, привезли к реке в тихий вечер первых дней октября, когда жухнут, не торопясь, нескошенные луговые травы и осторожно скользит по этим травам падающий на землю последний лист с осин и берез. И ничто не торопит, не беспокоит этой чуть холодноватой тишины, и тогда ты далеко-далеко узнаешь, нет, не по-голосам, а по движению крыльев идущую к тебе гусиную стаю...
Стая гусей, идущая на поля, на кормежку, закрывает от тебя небо, а ты сидишь и сидишь, завороженный осенней водой почти уснувшей реки, сидишь на перевернутом к зиме челноке-долбленке, чувствуешь рукой легкое дерево — осину, из которой и сработана эта лихая посудинка, и видишь, чувствуешь, как рядом с тобой вдоль берега, вдоль стены тростника, неспешно идут куда-то по своим делам огромные язи... А может, это и не язи, а поднявшийся сюда с Волги волжский судак или старик-сом выбрался перед зимой из своего омута, выбрался прогуляться последний раз перед долгим сном... А может, это и не рыба вовсе, а какой-то речной зверь шевелит у берега воду... А ты все сидишь и сидишь на перевернутом челне у самой воды и непривычно для себя встречаешь мягкие-мягкие запахи-дыхание здешней воды и здешних лугов и лесов. Нет, такой духовитой мягкости у моего Пелусозера не встретишь. Здесь все строже и без полутонов: здесь тепло и холод то и дело сходятся друг с другом, сходятся в вечном споре, но никогда не смешиваются, не встречаются в дружбе. Наверное, такого мягкого тепла мне, жителю средней полосы России, предки которого поднимались на Тульских, Тверских и Московских землях, все-таки и не хватает посреди суровых северных лесов. Наверное, еще и поэтому так нетерпеливо в последнее время и жду я прощания со льдом, жду открытую воду нашей странной, туда-сюда, речушки.
А хорошо там, на Большой Кок шаге! По росному лугу, где пасутся деревенские гуси, к реке можно уходить рано-рано утром и жечь росой босые ноги совсем как в детстве. А там, отведя от берега челночок-долбленку, замереть возле края кувшинок и опустить в воду крючок с выползком или с пареным горохом — на язя... А обратно снова по лугу с удочкой на плече и пойманной рыбой в кошелке мимо сыто гогочущих гусиных отрядов. А у дома обязательно яблони и вишни, как там, в селе Алпатьево, недалеко от Белобмута, где и прошло моё Послевоенное детство... Увы, на берегу Пелусозера, видать, не расти никогда ни яблоням, ни вишням. Вот войлочная вишенка у меня прижилась, но прижилось только одно-единственное деревцо, остальные померзли, и теперь надо где-то раздобыть еще такие же деревца, чтобы наконец увидеть ягоды. По зимам мерзнут у нас вершинки и у смородины, и у крыжовника. Да ещё по зиме и нет меня возле моего садика — так что о каких яблонях и вишнях тут может идти речь, когда некому в морозы прикопать, присыпать снегом стволик деревца. Большая Кокшага, Большая Кокшага! И все-то у тебя хорошо. И зимой видел я тебя подо льдом, и окуньками, твоими разбойными любовался, каких весело потягивают из-подо льда неутомимые и бесстрашные рыбачки, заполняющие ледяной Простор реки в любые морозы. Всё там хорошо! И согласие почти дал друзьям, что переберусь туда, и домик мне приличный присмотрели на этот случай, но вот прошла зима, заглянул март в мою московскую квартиру, и стало сниться мне по ночам мое Пелусозеро... Так и напишу своим друзьям: хорошо у вас, прекрасно, но... простите, мол, и не судите строго — годы отданы этой суровой воде... нервы истрепаны от созерцания разбоя по берегам наших лесных озер.
Куда уж мне теперь... Да и хочется, наконец, увидеть хоть немножечко счастья для нашей воды и нашего леса... Когда-то в начале своих лесных дорог приходилось мне зарабатывать на жизнь трудом рыбака-промысловика, но не в рыбацких бригадах, а на таежных озерах, да еще не столько сетью, сколько удочкой, дорожкой, жерлицами, переметами. Святой это труд — труд рыбака, и расстраивался я, когда прикрыли однажды вот такой индивидуальный промысел, запретили заключать договоры с рыбаком-индивидуалистом. Долго беспокоился я по этому поводу, теребил всех, от кого зависело это дело, доказывал, что такой промысел (знал из личного опыта) не разорителен никак для таежных озёр и что признание его вернет людям честность, а то ведь промышляют втихаря и втихаря продают добытые какие-то малые килограммы рыбы, а то и не продают, а только для себя да для соседей промышляют. А нет закона. И детишки знают, что беззаконием занимается ихний отец. А раз нарушает закон, значит, и с другими законами не всегда можно считаться. Много приводил я подобных доводов и вот наконец добился: Карелия меня поддержала и рыбаков-одиночек стала вроде бы даже приветствовать. Радоваться бы мне, да не тут-то было... Как в смешной шутке, первый же такой рыбак-индивидуалист заявился именно к нам на Пелусозеро — было дано ему разрешение ловить здесь рыбу сетями, мережками, продольниками. И слава Богу! Но вот беда, не было у того рыбака и диви дуалиста, явившегося к нам, никакого ограничения по части снасти: хоть сто метров сетей, хоть сто километров любой снасти распускай — опутай по нашим заливам и плесам.
Но это ещё не самое страшное — оказался такой рыбак-индивидуалист, промышлявший вроде бы на государство, вне всяких ограничений по части сроков ловли. Объявлен запрет на время нереста леща, никому нельзя пускать в озеро сетку, на моторных лодках запрещается ездить в это время, а добытчику все можно. И началась у нас тут настоящая вакханалия, какой не видело наше озеро, поди, от самого рождения. Один, в единственном числе, при высоких правах этот ражий рыбак-старатель перегородил сетями все наши нерестовые заливы и, как говорили наши доморощенные рыбачки, и сам ничего не поймал и рыбу-леща на нерест в заливы не пустил. А что теперь? А теперь лещ, не отнерестившийся в этом году, не станет нереститься и на следующий: икра этого года у него рассосется, а новой икры к новой весне он уже не нагуляет — два года из жизни озера долой. И нет никакой управы на подобную частную инициативу. Рыбнадзор от нас за тридевять земель, а местные рыбаки не в счет, им нельзя ни к какому врагу никаких прав на свое озеро предъявлять. Следом за собой для подкрепления разбойных рядов приволок наш добытчик еще целую бригаду старателей, какие закидали все наши глубины сетями, а там и скрылись на целую неделю. Проверять сети, а тем более по такому жаркому времени, положено чуть ли не два раза в день, иначе рыба погибнет, зальется, стухнет. А здесь неделями стоят, зеленеют от донной грязи сети, давится в них, гибнет рыба. Да еще следом,за этими сетями явились еще какие-то дальние рыбачки, которые принялись эти сети искать, ибо была у приехавших следом надежда, что рыбачки-старатели запустили в наше озеро не свою снасть, а стащенную у других по другим озерам, вот и искали истинные владельцы свои сети...
Словом, добивался ты, Анатолий Сергеевич, добивался долго, а теперь все получай. И беда твоя в том, что, поднимая на щит рыбака-одиночку видел ты в этом рыбаке по старой памяти прежних бережливых старателей, у которых рыбацкому делу, а главное, вниманию к воде и рыбе и ты когда-то учился. Поизвелись прежние рыбаки, ушли вместе с ними и такие ненужные нынче понятия, как совесть, стыд, уважение чужого труда и чужой жизни, И зверствуют у нас на озере теперь вот такие новоиспеченные рыбачки-старатели, ворующие друг у друга снасть и губящие нашу рыбу. Так куда же ты теперь, Анатолий Сергеевич? На Большую Кокшагу от своего доморощенного разбоя? На гужовские озера, где ещё пока держится порядок, где есть ещё мужики в уме и силе, где и рыбацкая артель есть старинная, ладная, которая всю жизнь кормится только от своей воды. Нет, не уехать, не расстаться мне с этой водой, с этим лесом, видимо, уже никогда... Вот так, в новых раздумьях и делах и шло себе потихоньку наше нынешнее лето. Шло жарко, суша малые и большие озёра и реки. Вода в это лето в Пёлусозере упала так, что не пришлось мне с берега, с мостков и подлещика половить — не подходил в этот раз к мелкому берегу даже самый пустячный подлещик. А вот окунь в нынешнюю жару словно озверел: брал все лето и на пустую зимнюю блесну, и на червя, и на спиннинг, и хотя не было среди этой рядовой добычи окуней-патриархов, а все равно выглядели уловы наших удильщиков в этом году весьма и весьма солидно...
А вот щуки не стало. Подтвердилась истина: год, два, три избиения щуки на нересте — и будет эта рыба резко сокращена в числе. В это лето даже нашим дачникам Ягодкам, что явились к нам из Ленинграда специально за котлетами из щук, не удалось, как обычно, навертеть в достатке своих рыбных котлет. Да на те котлеты, что все-таки как-то навертели, шли теперь уже не щуки, а малые щурята, ловить которых нормальному человеку не позволила бы совесть... Ах да, почему Ягодки? А так — с языка сорвалось, да и пошло: Ягодки да Ягодки... Умели наши ленинградские гости, по профессии музыканты, ещё и восторгаться при виде щурят, приготовленных на котлеты, а также при сборе разных лесных ягод. Найдут какой ягодный куст и блажат на весь лес: «Ой, какая ягодка! Ой, какая ягодка!». Кто-то из наших мальчишек эти причитания подслушал и произнес вслух: «Вот так Ягодки!». Ну и пошло дальше с легкой руки. И Ягодки, и упомянутые и другие, всякие, тоже наша неправда-боль. Хорошо, весело здесь на берегу озера, вода которого считается самой чистой в районе. Хорошо, а потому и катят сюда и по лету, и по зиме со всех сторон света самые — разные люди. Хорошо хоть в деревеньке нашей нет пустого жилья, а главное — все меньше и меньше лодок, а то было бы наше пелусозерское лето очень даже похоже на сочинские пляжи. Но все равно катят и по лету и по зиме...
Приезжал я раньше на Пелусозеро из Москвы после подмосковных зимних водоемов и отдыхал, не видя на льду брошенных рыбаками газет. Отдыхал после непорядочности подмосковных рыбалок. А тут вдруг в эту весну по всему озеру газеты и газеты... Кто, откуда? Наши местные рыбачки провиант на рыбалку по зиме обычно и не берут — побегают по льду до обеда, а там и домой — дом-то недалеко. Значит, кто-то из приезжих. Откуда? Недолгим был поиск. Прочистили у нас по зиме дорогу в Архангельскую область — вот оттуда и покатил к нам зимний рыбак с обедами, завтраками и ужинами. Ну, а позавтракал-пообедал — грязь всю на лед! И гоняет ветер обрывки газет, рвет их, как брошенные стяги беспутного войска, вершившего здесь свой разбойный погром. И не скажи никому ничего — ответят таким лаем, что ни одно нормальное ухо не выдержит. А то еще за лаем и пригрозят шипением: смотри, как бы домишко твой к небу дымом не полетел. А что — и сожгут, и разгромят. Нет вокруг ни на кого ни управы, ни закона. Мордуй все, грабь, жги. И куда это мы теперь? И кто разом позволил терзать и без того уже при последнем дыхании мать-землю.
Извини, озеро, если можешь, этих людей. Не учил их, видимо, никто не пакостить, не грязнить вокруг себя. Да и нет у нас пока здесь такого надзора, какой бывает на водоемах, что поближе к городам, чтобы брать приличный штраф, а то и совсем не пускать пакостников к воде... И костер теперь для согрева жгут уже и не в лесу, не на острове или на худой случай по береговому мысу, а тащат сушины на лед и палят их там рядом с лункой... Откуда такой народ, что и оправиться тут же возле своей ловли не постесняется и большую свою нужду оставить кому-то на льду возле самой лунки? С какой луны такие люди? Из какой империи? И ведь сами же приедут сюда еще раз, приедут и рядом с такой вот грязью-пакостью станут снова сверлить лед и ждать первой поклевки... Ну, как поверишь, что ведет таких людей по природной дороге чувство прекрасного, добрая страсть, благородство? Варварство это, братцы, варварство. Ягодки эти наши после неухоженных в детстве цветов...
Вот и тут болит у меня душа, вот и тут не хочется на весенний лед. А уж засосет где-то внутри, потянет все-таки к лунке, и уйдешь тогда на какое-нибудь лесное озерко, где жизнь не замирает на зиму до конца, где бьется подо льдом какой-то родничок или какая-то речонка делится живой водой с лесной ламбушкой. Уйдёшь на такое озерко, не оскорбленное пока людьми, и хоть и не поймаешь там ничего путного, но вернешься домой светлым, чистым после свидания с настоящим счастьем. Вот почему, люди добрые, не пишется мне теперь ничего такого же светлого, тайного, как писалось еще совсем недавно, — пишется чаще боль, пишется через слезы, через обиду за живую землю, которую мы так и не научились уважать. Вернуть надо нам уважение к живой жизни, вернуть во всем, будь то озеро, или лес, переполоханный рябчик или малый воробей за зимним окном, гриб-боровик или травинка луговая, самая пустячная. Вернуть и поскорее бы, иначе не выживем, пропадем, растопчем все, что еще осталось вокруг нас. И не спасут нас тут ни всесильная наука, ни всемогущий космос — от нас самих зависит жизнь в нашем доме. И нельзя, ой как нельзя, делить наш большой дом-землю на разные части: об одной, где живу, — буду думать, а о другой, где не живу, — не буду.
Вот пишу я, бьюсь за свое Пелусозеро, а видятся мне и беды гужовских озер, где молодые москвичи-строители стараются поднять жизнь из небытия. Пишу о Пелусозере, а вспоминаю Большую Кокшагу: берега распаханы, по берегам вся сельскохозяйственная химия. Какой чистоты там вода, какого качества рыба? А язёй-то, о каких я тут вспоминал, пожалуй, на Большой Кокщаге уже и нет, и сомы, что когда-то собак глотали, остались, поди, только в рассказах вятского писателя Алексея Рыжова. И так далее и тому подобное... Так что не уйти нам никуда от всех своих бед, не оправдать себя возможными путями отступления. Некуда уже отступать, нет тылов, всюду один фронт и всюду война — война за живую жизнь. И нам, людям, эту войну надо обязательно выиграть, надо выиграть ради того, чтобы земля наша с её водами и лесами осталась и дальше живой и здоровой и чтобы по этой земле и дальше весело шагал росным лугом к заветному омутку вихрастый и веснушчатый мальчонка, собравшийся изловить самую большую свою щуку или самого большого своего окуня... Счастья тебе, светлое будущее земли! Поверь, что мы очень постараемся, чтобы твоя жизнь на земле была все-таки здоровой и счастливой!
34 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
"Золотой теленок"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена