Казнить или помиловать? Как в России и других странах наказывают за наркотики
В недавно опубликованном докладе Александра Кнорре, младшего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге, "Наркопреступления в России: анализ судебной и криминальной статистики" содержится неутешительная статистика уголовных наказаний за незаконный оборот наркотиков. Коротко о главном:
Четверть всего населения исправительных колоний сидит по статьям 228-234 УК РФ, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а это порядка 140 тысяч человек. Тюрьмы переполнены, из госбюджета деньги тратятся, к тому же русская тюрьма не для кого не проходит бесследно.
Лишение свободы и условное наказание к лишению свободы - доля этих видов наказания по наркостатьям составляет 80%. Количество осужденных растет, а количество отправленных на лечение хоть и увеличилось за последние 7 лет, но общее их число составляет не более 4% от общего количества осужденных. В графике из доклада отражена статистика за 2009-2016 годы на основе данных Судебного департамента ВС РФ.
Чаще всего применяется статьи 228, 228.1 УК РФ. 17% осужденных были ранее судимы, 90% из них мужчины, средний возраст которых 30 лет.
Наказываются в основном за хранение наркотиков, а не за распространение. Сажают рядовых потребителей, у которых чаще всего изъяли ровно такое количество запрещенного вещества, которое нужно для возбуждения уголовного дела. У сотрудников правоохранительных органов существуют планы по задержаниям ("палочная система") и каждый месяц план надо перевыполнять. Ситуация примерно следующая: приходят они в конце месяца к наркоторговцу, который, конечно же, "отстегивает" им часть своего дохода и просят кого-то сдать. Он им сдает какого-нибудь Ивана Ивановича, который недавно впервые купил у него несколько грамм запрещенного вещества, а вот Николая Николаевича он сдавать не будет, потому что тот регулярно берет у него килограммы этого самого вещества. И берут Иван Ивановича с 3 граммами и заводят уголовное дело. Проще говоря, полицейские вынуждены выполнять установленные руководством показатели, которые не соответствуют действительности и используют для выполнения любые методы. Эксперты утверждают, что избавиться от такой "палочной системы" почти невозможно.
Еще одна проблема состоит в том, что наркотиком считается не чистое наркотическое вещество, а вся смесь и если у человека найдут килограмм муки, в которой будет 1 грамм героина, то его будут судить за хранение 1 кг героина. Проанализировав данные, Кнорре приходит к выводу: "Наказания за преступления, связанные с наркотиками, в современной России являются чересчур жёсткими, а сама наркополитика – чрезмерно репрессивной...".
Посмотрим, как с проблемой хранения и оборота наркотиков борются в других странах:
В некоторых странах провозглашена полная нетерпимость к употреблению наркотиков (США, Китай, Россия), в других же странах применяется стратегия уменьшения вредных последствий. Логика следующая: наркоманов надо лечить, распространять среди них одноразовые шприцы, разрешить наркотики в лечебных целях, а иногда даже и обеспечивать желанной дозой, чтобы озлобленный "ломкой" наркоман не пошел грабить и убивать. Также в некоторых странах наркотики разделены на "легкие" и "тяжелые" и тюрьма грозит человеку только за хранение "тяжелых".
В Португалии декриминализировано хранение всех виды наркотиков, включая кокаин и героин. Если португальца остановят на улице полицейские и обнаружат у него наркотическое вещество, то комиссия из трех человек (соцработник, психолога и адвоката) будет решать, какие административные меры к гражданину применить. Члены комиссии разузнают, как часто человек принимает наркотики, по какой причине, знает ли об этом его семья и т.д. Если, например, с наркотиками попался водитель автобуса, который принимает кокаин каждый день, то его отстранят от должности, потому что из-за него могут пострадать люди. Также, исходя из ситуации, комиссия может изъят все запасы наркотиков, запретить ношение оружия, запретить выезд за границу, лишить пособий, запретить посещение ночных клубов, оштрафовать на сумму от 25 до 150 евро. Такими методами правительству Португалии удалось резко сократить количество ВИЧ-инфицированных и смертность от наркотиков.
В Голландии можно сесть в тюрьму на срок от месяца до 8 лет за транспортировку, продажу, производство и хранение наркотиков. За публичное употребление наркотиков наказывают, но не во всех городах. Так называемые "кофейни" продают "легкие" наркотики в обход закона, то есть им разрешено нарушать закон, но "кофейни" должны строго соблюдать ряд правил: наркотики нельзя рекламировать, можно продавать только "легкие" и не больше определенного количества в одни руки лицам старше 18 лет. Но "поставщиков" этих кофеен государство преследует.
В Чехии за хранение марихуаны (больше 5 грамм) без сбыта можно максимум получить год тюрьмы, за хранение других наркотиков - максимум два.
В Китае запрещено употребление, производство и распространение любых наркотиков. В стране предусмотрена публичная смертная казнь за распространение наркотиков, причем даже 2 дозы, обнаруженные у человека, приравниваются к распространению. За употребление наркотиков грозит тюремный срок не менее 8 лет.
"На Филиппинах три миллиона наркоманов. Я бы хотел убить их", - это слова президента Филиппин Родриго Дутерте в июле 2016 года. До прихода к власти Дутерте за хранение определенного количества наркотиков в стране действовала смертная казнь, теперь же на Филиппинах орудуют "эскадроны смерти", которые расправляются с наркодилерами и наркоманами.
Как вы считаете, следует ли в России декриминализировать хранение наркотиков?
Источник:
319 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена