Валентин Гафт о счастье, сексе и о тех, кто гадит на сцене
А труден потому, что герои ведут и друг с другом, и со зрителем откровенный разговор о том, почему мы лжём друг другу и столь небрежно относимся к самому драгоценному, что есть на свете, - к любви.
«Когду у тебя жизнь прошла...»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: - Валентин Иосифович, за многие годы в театре и кино вы сыграли десятки ролей. Но, по вашим словам, последняя премьера стоит особняком среди других работ. Чем она необычна для вас?
Валентин Гафт: - Этот спектакль необычен и для меня, и для зрителя. В нём я хочу дотронуться до тех вещей в человеке, которые определяют движения его души. Это исследование о том, что такое любовь.
Любовь вырабатывает лучшие человеческие качества, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере - как религия.
Знаете, если хочешь обо всём этом сказать со сцены вслух, любовь надо ощущать самому. А ещё для такого разговора со зрителем надо набираться сил, потому что ты исповедуешься о самом сокровенном и личном...
- Ваша жена - актриса Ольга Остроумова, о которой вы сказали в нашем прошлом интервью: «У неё минусов нет, она святой человек». На протяжении лет, прожитых вместе, представления о любви, ощущения любви меняются?
- Я пока этого не замечаю. Конечно, силы иссякают, но ощущение остаётся.
- Насчёт любви существует множество мнений: кто-то говорит, что встретить любовь - это вопрос везения, другие считают, что любовь - это труд. А вы как думаете?
- Любовь разная бывает. Одному хочется повеситься из-за того, что он влюбился, а другой счастлив. Некоторое время. Любовь - это проходящее великое чувство жизни. Оттого и более ценное. Повезло тому, кто его испытал.
- В век всеобщего раскрепощения любовь зачастую становится синонимом секса, что у людей старшего поколения вызывает возмущение. Актриса Зинаида Кириенко говорит: «Разве физиология управляет человеком?! Как может секс быть смыслом отношений?»
- Понимаете, отрицать секс - всё равно что утверждать, что человек может выжить, если ему отрезать две почки или печень. Без этих органов люди жить не смогут!
Но есть и духовное. Что значит любить душой? Это когда ты другого человека понимаешь как самого себя, а он отдаёт тебе в ответ то же самое. Тогда это может стать действительно великим событием.
Бывает, что любовь открывает в человеке талант или поднимает с постели во время болезни. Представьте, что женщина ухаживает за любимым, который из-за болезни уже не может ощущать всё то, что относится к сексу. Есть тут место любви? Да! Зачастую женская любовь с возрастом становится синонимом теплоты и мудрости.
Раз уж мы с вами заговорили о сексе... Что происходит на многих сценах сегодня? Зачем раздевать актёров догола? (Иронично.) Конечно, для иных людей это может быть любопытно. Но разве это разговор о любви? Не надо путать эти вещи.
Когда человек идёт в уборную, он закрывает дверь. А некоторые режиссёры хотят открывать двери, даже когда «это» делают.
Век бездарности недолог
- Чего эти режиссёры хотят достичь с помощью подглядывания?
- Слово «достижение» можно употреблять, говоря о таланте. А мне кажется, что эти «экспериментаторы» - люди, сбитые на улице каким-то автомобилем, - они ушиблись. Они несут на сцену то, что находят в помойке, в соре. Ковыряние там может натолкнуть тебя на мысль очень интересную, но описывать найденное как предмет достижения человека, когда один на сцене гадит, а другой это изучает... Что там изучать? Как это способствует росту человека?
Есть высокая комедия и высокая трагедия, которые написаны Гоголем и Пушкиным. Там всё органично, всё о человеке, о его самых лучших и худших качествах. Но, когда человек читает Пушкина или смотрит спектакль по его произведению, он растёт, а не «подсматривает в уборной».
- И тем не менее над Пушкиным и Гоголем современные постановщики издеваются вовсю.
- Это бездарность! Бездарно делают да ещё и выдают это за достижение. Мне кажется, это прикрытие бесталанности - а наглость, хамство привлекают некоторую часть зрителей. Свобода творчества - вопрос очень спорный. Сейчас - свободно, и сверху не могут сказать: это можно, это нельзя. И всё зависит от таланта. В серьёзном театре над предложением иных постановщиков изувечить Гоголя только посмеются и такой спектакль никогда не поставят.
- То есть свобода ничего хорошего не принесла, вы считаете?
- Свобода приносит хорошее. Конечно, приносит! А век суррогатов, которые, может, кому-то и нравятся, недолго будет длиться.
- Почему вы так уверены, Валентин Иосифович?
- Потому что наша страна богата талантами. В провинции у нас театр хороший. Россия наполнена очень интересными людьми. Даже когда смотришь новости по телевизору, удивляешься, какие талантливые люди у нас занимаются искусством: балет, художники, музыка. Но многое зависит от чиновников, которые заведуют культурой. Вот взять певцов: 5 человек поют одно и то же. Я не против, пусть поют! Но столько есть прекрасных людей, которые поют лучше их! А их не видно. Нужно внимательно выбирать, понимать, стимулировать тех, кто действительно этого достоин.
Источник:
51 комментарий
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена