5 лучших экранизаций режиссёра Станислава Говорухина
«Место встречи изменить нельзя»
Когда братья Вайнеры выпустили свой новый роман «Эра милосердия», то решили отметить это событие в кругу близких друзей. В их число входил Владимир Высоцкий, который дал почитать роман своему приятелю Станиславу Говорухину с просьбой подумать об экранизации произведения и утверждении его на главную роль. Говорухину идея понравилась, но экранизация уже стояла в планах у Алексея Баталова, который намеревался не только снять фильм, но и сыграть Жеглова. Вскоре Баталов от съемок отказался, так как понял, что совместить две профессии ему не удаётся, а Говорухин принялся за работу над сериалом "Место встречи изменить нельзя"
Владимир Высоцкий принимал участие в работе над фильмом наравне с режиссёром — помогал в подборе актёров, менял какие-то сцены, придумывал «фишки» героям… А потом Говорухин неожиданно столкнулся с проблемой — буквально горящий фильмом Владимир Высоцкий решил отказаться от роли. Ему разрешили выезжать из страны не только во Францию к жене Марине Влади, а вообще ездить по всему миру, и он хотел использовать эту возможность. Режиссёру стоило больших трудов уговорить актёра, пообещав, что будет его чаще отпускать со съёмок, хотя это и затягивало процесс.
Изначально в сериале было 7 серий, но Говорухину не удалось отстоять весь материал — председатель Гостелерадио потребовал выкинуть две серии. Из готового фильма по кусочкам вырезали два часа экранного времени. После монтажа вырезанные сцены были переданы в архив, где, к сожалению, были утеряны… Но и пятисерийную версию зрители восприняли с восторгом! Детективный сериал про Жеглова и Шарапова прославил режиссёра Станислава Говорухина, хотя был далеко не первой его работой.
«Десять негритят»
Вообще Станислав Говорухин не любил детективы Агаты Кристи, но роман «Десять негритят» — единственное, что на него произвело впечатление. Он хотел экранизировать произведение ещё в студенческие годы, но тогда Госкино не верило в успех триллера, тем более снятого начинающим режиссёром. Прошли годы, Станислав Говорухин прославился фильмами «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя» и смог вернуться к своей мечте.
В «Десяти негритятах» режиссёру удалось собрать самых популярных актёров советского кино, и потом он говорил, что это был самый «звёздный» состав, с которым ему довелось работать. Он лично приглашал каждого актёра на пробы, кого-то даже приходилось уговаривать. Например, Александра Кайдановского — ему не нравилась его роль, и согласился он только по финансовым соображениям. Кстати, его герой приехал на остров тоже ради обещанных денег… Александр Абдулов обижался, что Говорухин приглашает его на эпизод, но ему хотелось работать с режиссёром, поэтому согласился на свои несколько минут — в «Десяти негритятах» его героя убивали первым. На роль Веры Клейторн было две претендентки — Татьяна Друбич и Вера Глаголева, и после долгих сомнений была приглашена Друбич, которая хоть и снималась в кино, но профессиональной актрисой так и не стала.
Актёры вспоминали, что режиссёр Говорухин был строг — периодически кто-то получал нагоняй. Владимиру Зельдину доставалось за незнание текста, а Татьяне Друбич — за неправильное открытие дверей. Режиссёр настолько тщательно относился ко всем деталям, что даже дверь нужно было открывать «по-детективному», а половицам было положено скрипеть пугающе. Снятый фильм получился настолько удачным, что до сих пор считается лучшей экранизацией романа Агаты Кристи, а их сняли уже немало…
«Ворошиловский стрелок»
После «Десяти негритят» Станислав Говорухин более десяти лет не снимал художественные фильмы, занимаясь документальными проектами и играя в картинах других режиссёров. «Ворошиловский стрелок» стал первым постсоветским фильмом Говорухина и громкой, почти скандальной, премьерой.
Экранизацию романа Виктора Пронина «Женщина по средам» режиссёр сразу задумал под Михаила Ульянова и никого больше в главной роли не видел. Что очень расстроило актёра Георгия Жженова, который был убеждён, что это его герой и переживал, что режиссёр не пригласил его даже на пробы. Станислав Говорухин признавал, что Жженов тоже был бы очень хорош в роли мстителя — у актёра был подходящие и типаж, и характер, но он видел главного героя другим… Ему нужен был не только мститель, но и любящий дедушка.
Драма о бездействии официальной милиции и самосуде ветерана-снайпера, вызвала много критики. Станислава Говорухина осуждали в романтизации суда Личнча и призывах «к топору», но большинство очень удивилось другому обстоятельству: режиссёр снял такой спорный фильм будучи в статусе депутата Государственной Думы…
«Благословите женщину»
Однажды Станислав Говорухин обнаружил, что во всех его картинах главными героями были мужчины, и решил снять женскую историю. За экранизацию повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы» он взялся, когда мелодрамы были не самым популярным жанром — в начале 2000-х на пике были боевики и криминальные сериалы. Режиссёр сам говорил, что снимает «немодный» фильм — без крови, эротики и спецэффектов, да еще и с приглушенными красками…
У героев фильма «Благословите женщину» были реальные прототипы, но до начала съёмок они не дожили, поэтому Станислав Говорухин выбирал актёров, полагаясь на свою интуицию. В последний день кастинга на главные роли сурового военного и его юной жены он утвердил Алексея Гуськова и Марию Миронову, и даже не предполагал, что в результате ни тот, ни другая в фильме не снимутся. На роль младшей сестры главной героини пришла пробоваться студентка Светлана Ходченкова, которую режиссёр и взял на роль Веры. С её появлением поменялся и образ главного героя — Гуськов под него уже не подходил, и капитана Ларичева сыграл Александр Балуев.
После премьеры мелодрамы Станиславу Говорухину стали приходить мешки писем от женщин, которые узнавали себя в главной героине — любящей и страдающей. И среди них были не только жены военных, знакомые со всеми тяготами гарнизонной жизни.
«Артистка»
После успеха мелодрамы «Благословите женщину» Станислав Говорухин стал снимать кино про женские судьбы. «Артистка» — экранизация пьесы драматурга Валерия Мухарьямова, который написал и сценарий к фильму. Мелодрама о не очень удачливой и не очень молодой артистке вторых планов была снята с сохранением атмосферы театральной постановки. Минимум общих планов, минимум интерьеров, минимум съёмок на улице…
«Артистку» Станислав Говорухин снял всего за месяц, в перерыве между своими актёрскими работами. Режиссёр даже не объявлял кастинг — просто пригласил сыграть в незатейливой театральных актёров, которые были ему интересны. На съемочной площадке собрались ведущие актёры МХТ им. Чехова, театра-студии Петра Фоменко, театра Вахтангова и «Ленкома». Многие из них уже работали с Говорухиным и знали, что ожидать от режиссёра, а вот для исполнительницы главной роли Евгении Добровольской это был первый опыт. Она говорила, что он довольно жесткий, но при этом разрешает оспаривать видение роли и импровизировать.
У «Артистки» не было громкого успеха, который сопровождал большинство предыдущих работ режиссёра, но зрители полюбили эту камерную историю. Что больше всего удивило в фильме самого Станислава Говорухина, так это отсутствие отрицательных героев: «У нас там нет совсем, да? Ну, а что — типичный соцреализм. Есть хорошие, есть очень хорошие. Это же кино советское, если вы заметили…»
Источник:
22 комментария
7 лет назад
"В поисках капитана Гранта"?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена