В Белоруссии 83-летний меценат восстанавливает старинную усадьбу на собственную пенсию
Недавно мне на глаза попалась статья на портале "Беларусь сегодня", которая рассказывает про неизвестного многим мецената. Генрих Третьяк – вовсе не предприниматель и не сотрудник крупного фонда. Он – обычный пенсионер, который не смог смотреть на то, как разрушается старинная усадьба Бохвицей во Флерьяново. В 2012 году он принял решение спасти усадьбу. На тот момент благотворителю было 77 лет!
Удалось ли Генриху Третьяку восстановить усадьбу? В чем секрет его абсолютного бесстрашия и веры в то, что все получится? Как сейчас выглядит усадьба? Об этом вы узнаете ниже.
Земли, на которых расположена усадьба Флерьяново, приобрел сын писателя Флориана Боховица Ян Боховиц. Название Флорианово эта усадьба получила, в том числе, и из-за того, что ее хозяин очень любил цветы и разбил в собственном имении парк с огромным количеством клумб и цветников. Краеведы до сих пор не знают, был ли сохранившийся дом в Флорианово построен «с нуля», или же, он подвергался перестройкам. Известно лишь то, что свой нынешний вид особняк приобрел в 1870 году. Самая интересная архитектурная деталь дома – это парадная пристройка, которая была возведена, предположительно, в 1906-1907 годах.
Чтобы поддерживать экономическое благосостояние своей усадьбы, Ян Боховиц сдавал комнаты в усадьбе отдыхающим. Так, в усадьбе проводила летние месяцы известная польская писательница и общественный деятель Элиза Ожежко. Здесь гостили и многие польские литераторы.
В прошлом веке усадьба стала принадлежать местному сельхозпредприятию. Некоторое время здание усадьбы использовалось для нужд этого предприятия. Нынешний спаситель усадьбы, 83-летний Генрих Третьяк был главой колхоза имени Ломоносова, а затем – избран главой села. Про таких людей обычно говорят «энтузиаст и крепкий хозяйственник».
После того, как Генрих Третьяк ушел на пенсию, здание усадьбы начало ветшать. Именно тогда активист и понял – если инициативу по восстановлению усадьбы не возьмет в свои руки он, то этого не сделает никто. Он принял единственное верное решение – действовать.
— «Мы живем неподалеку, а потому постройка ветшала и рушилась на наших глазах. За этим было больно наблюдать. Сначала я решил здесь создать клуб научно-технического творчества ветеранов, а вскоре мне предложили стать полноценным собственником усадьбы и заняться ее восстановлением. Выхода у меня не было — в противном случае она бы просто пропала. Я купил усадьбу за одну базовую величину. Еще 500 долларов ушло на оформление документов. Понимал, что я ввязываюсь в очень непростое и масштабное дело. Но страшно не было. Больше пугала реакция супруги. Она, к счастью, меня поддержала. Отреагировала спокойно: «Будем восстанавливать»», - рассказал о начале своего меценатского пути Генрих Третьяк в интервью порталу «Беларусь сегодня».
— «Здесь страх что творилось. Перекрытия между этажами кое-где обрушились, в окнах не было стекол, двери выбиты… За пять лет удалось починить крышу, остановить процесс разрушения. Поставил деревянные окна, в некоторых комнатах отшлифовал полы, выровнял стены и потолки. Дубовые двери — отдельная история. Им около 100 лет. Я вручную снимаю все слои краски, шлифую дерево. На одну дверь уходит около двух дней. 90% работы делаю сам, своими руками. Денег на все не хватает, так что стараюсь сделать максимум возможного с минимальными затратами….Вот тут сохранилась дверь, которая когда-то вела на большую террасу. Окна выходят на три стороны. Из комнаты можно было наблюдать за восходящим солнцем и любоваться закатом. Я стараюсь восстановить все точно так, как было 150 лет назад.
Очень хочется, чтобы в усадьбе сохранился запах старины. И эта работа мне в радость.
Хотя какая это работа? Одно удовольствие», - отмечает энтузиаст.
Есть у Генриха Третьяка и свой способ «подзарядки» для того, чтобы набраться сил для дальнейшего восстановления усадьбы. Он признается, что силы ему дает вековой дуб, посаженный Элизой Ожежко. Стоит только дотронуться руками до раскидистого дерева – и усталость уходит.
— «Вот так подзаряжусь — и за работу. Я ведь до сих пор всю эту территорию вручную обкашиваю и на здоровье не жалуюсь. Получается, что я спасаю усадьбу, а усадьба спасает меня. Нам друг без друга никак не обойтись...», - говорит Генрих Третьяк.
В настоящее время активист тратит большую часть своей пенсии на поддержание усадьбы. Сейчас его культурно-благотворительный проект не приносит прибыли. Туристы только начинают узнавать о Флорианово. Генрих Третьяк с супругой невероятно радуются, когда изредка к ним приезжают целые автобусы с туристами.
Я был поражен этой истории и очень хочу поделиться ей с вами! Если вы будете путешествовать по Белоруссии, то обязательно загляните во Флорианово! Труд семьи Генриха Третьяка заслуживает масштабного признания! И, конечно же, я надеюсь посетить усадьбу лично: чтобы написать про нее подробный рассказ, и, конечно же – познакомиться с удивительной супружеской четой, ставшей благотворителями вопреки всему!
Автор deadokey
7 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена