Как еврей Ямайкер довел дело до того, что в церковь нельзя прийти со своей свечкой
Как ни удивительно, историческая наука нашла ответ на этот вопрос. Во всем виноват некий еврей Ямайкер, цеховой ремесленник города Митавы, в 1880–х годах содержавший в Орле свечной завод.
К началу 1880–х годов церковные свечи делал и продавал кто угодно. Некоторые, но не все, епархии имели свои церковные заводы, иные приходы закупали свечи у них, а иные у частных производителей, большинство верующих покупали свечи в храме, но кто–то мог купить их и в лавке — никто не обращал на это внимание. В принципе, ситуация была похожа на современную торговлю иконами и крестиками — большая часть такого товара продается в церквях, но никто не запрещает частному бизнесу изготавливать эти предметы и продавать их в любом магазине.
Случайное происшествие изменило ситуацию. В 1886 году орловская полиция прицепилась к нашему Ямайкеру, обвиняя его в продаже поддельных церковных свечей. Полиция полагала, что Ямайкер, как еврей, не имел право производить и продавать церковные свечи (лицам нехристианских вероучений воспрещается писание икон, изготовление крестов и других подобных сему предметов чествования христиан, равно как всякая вообще торговля всеми означенными предметами), тем более поддельные, то есть не чисто восковые. Ямайкер ловко оправдывался: он производил свечи для еврейских молелен и никогда не называл их церковными, следить же за тем, что будут делать со свечами покупатели, он не способен. Свечи не были чисто восковыми, как того требует обычай для церковных свечей, именно потому, что Ямайкер и не собирался продавать их как церковные. Заметим, что не будь Ямайкер евреем и делай он свои свечи из чистого воска, полиция не имела бы к нему претензий.
Объяснения были резонными, но как–то подгадить еврею (в рамках общей антисемитской политики 1880–х годов) очень хотелось. Дело ушло на министерский уровень. Министерские чиновники раскопали закон 1808 года, по которому розничная торговля свечами была монополией церкви, а производство и оптовая торговля могли быть частными. Закон никогда не исполнялся и был забыт ровно по той причине, на которую указывал Ямайкер — никто не мог понять, чем именно церковная свеча отличается от обыкновенной свечи.
Бюрократические колеса начали медленно крутиться. От Ямайкера персонально отстали и начали решать проблему на законодательном уровне. Через четыре года, в 1890 году, был принят новый закон "О приготовлении и продаже церковных свеч". Церковные свечи могли быть изготовлены только из чистого воска, изготовление схожих по виду свечей не из чистого воска воспрещалось. Розничная торговля церковными свечами могла производиться только в церквях и церковных лавках. Изготавливать свечи и продавать их оптом (от 20 фунтов) могло любое лицо христианского исповедания. За нарушение полагались сторублевый штраф в пользу церкви и конфискация свечей.
Закон мог работать только при наличии официального описания церковной свечи. Эта большая бюрократическая работа, требующая многих междуведомственных согласований, заняла еще два года. В этот период МВД рассылало по губерниям особые циркуляры, предписывающие полиции временно не применять закон. Наконец, в 1892 году правительство определилось в том, что есть церковная свеча: это свеча из чистого воска, длиной более шести диаметров, с фитилем белого цвета, в который вплетена красная нитка. Закон начал работать.
Хотя закон и позволял частным производителям изготавливать церковные свечи, в последующее десятилетие все епархии завели собственные свечные заводы и запретили приходам закупать свечи в иных местах. Так было уничтожено частное производство церковных свечей. Впрочем, до развешивания позорных объявлений дореволюционная церковь не дошла. Тот, кто желал купить в лавке свечу нецерковных пропорций с фитилем, не содержащим красной нити, а затем поставить ее в церкви, мог делать это невозбранно.
253 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Конечно же есть дешевле. От 15 рублей самые тонкие. Беда только не восковые они, а парафиновые, и даже не чисто парафин а какая-то адская смесь непонятно чего непонятно с чем, как итог плывут, трещат, коптят, и.... запах от них мягко говоря не очень. Большинство людей ходят часто, простят Бога о чем-то, ставят эти дешевые свечки. Я хожу редко, по возможности, и в основном поблагодарить. Беру свечки за стольник, как единственное более менее приемлемое. Есть еще за 160 восковые, чуток потолще. И все, более выбора нет. Ставлю, молюсь и ухожу. для того чтобы о чем Бога просить, мне в Храм ходить не обязательно. И что, я в благодарность Богу буду ставить смердящий парафин? Да не смешите. Однако, я могу пока позволить себе сие. А многие люди не могут. и вынуждены ставить мерзость. И РПЦ вполне могла бы те свечи что я покупаю по сотке продавать по себестоимости рублей за 20 максимум, а парафиновое гуано известии на ноль, если хотя бы уважала людей Бога и Христа. Даже если этот пост про еврея Ямайкера почитать, и то можно понять что ранее стандартом была восковая свеча а все остальное не допускалось. При том что церковь куда как беднее жила нежели в наш просвещенный век...
== Вы в такой позе, что Церковь Вам по определению должна? С каких это пор?==
Вы не мне служите, а Богу. Поэтому должны служить так, чтобы не было стыдно. А уж если народ (а не только я один!) вам правду в глаза говорит, так лучше думайте как это исправить, нежели в позу вставать, типа вы никому ничего не должны. Должны. Априори. Хотя бы только потому, что существуете на пожертвования. На основании только этого факта вы уже должны, только лишь народу, не говоря уже о Боге.
== И главное, зачем покупать в хоз мага? Тем более, что в хоз маге дороже. Это как минимум не логично==
Вы не понимаете совсем что я вам говорю. Нафиг мне вонючий парафин из хозмага? Если за ценой гоняться, я у нефтяников могу пудами его брать задаром, тем паче что он им забивает трубы, они их чистят и у них это отходы. Валом можно набрать, если знаешь где. Только не в цене вопрос, а в качестве. И в отношении к Богу. Я вот не свечных дел мастер совсем, и мне пока, увы, приходится покупать что есть. Однако я уже закупил натуральный пчелиный воск... его еще очистить надо, это сложный процесс. К воску надо еще фитиль подобрать, а не совать что попало, это тоже сложный процесс. Изготовить формы, освоить отливку... я может быть сотню свечей так дома сожгу впустую, прежде чем у меня наконец таки получится то, что мне не стыдно будет пойти и поставить в Храм. Поблагодарить Бога хотя бы за то, что я до сих пор еще живой... парафином - не благодарят...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена