Китайский город русской славы. Часть 7. Форты крепости Порт-Артур
Перед началом осады крепости, в Порт Артуре, было заложено 5 фортов.
Фотография 1955 года форта 2 с борта советского самолета.
Из них только один, первый, был построен в соответствии с проектом. А шестой даже ещё не разметили на местности. Хотя за время осады шестой форт и построили. При этом 2, 3, 5 и 6 форты были построены по изменённому проекту. А строительство четвёртого, из-за подхода противника к форту, было заброшено в состоянии как есть.
При этом к 5 и 6 фортам японцы подошли уже в последние дни осады. 1 и 4 хотя и находилися на линии соприкосновения, но атакам практически не подвергался. А самыми воюющими оказались форты 2 и 3.
На месте форта 2 сейчас расположен музей.
Форт № 2 пожалуй самый известный форт Порт-Артура. И если по проекту форт № 2 предполагался самым сильным фортом крепости, то по тому как он был реализован, он был намного слабее многих иных фортов и укреплений.
План форта № 2 по проекту
План фактического состояния форта № 2
Схема обороны крепости. С отметкой расположения форта 2.
При этом например проезд-арка был больше недоразумением, чем защитой. Только попаданием 7 августа здесь было убито 23 и ранено 20 человек из числа гарнизона. 13 октября в 9.15. 11-дюймовый снаряд попадает в ворота, подбиты 3 пулемета, взовались 20 осветительных ракет, обожжено 6 человек.
Вид арки-проезда с напольной стороны (в сторону противника).
Вид с тыла.
Все это было забетонировано только в апреле 1904 года.
Вид на капонир форта 2.
Известна борьба гарнизона с японцами, захватившими двойной кофр. Японцы, установив в кофре 75-мм орудие расстреливали позиции гарнизона, находившиеся как во рву, так и контрэскарпную галерею. Думается, что из кофра, предусмотренного по первоначальному проекту это было бы сделать гораздо труднее.
Одна из галерей форта сейчас:
И она же в декабре 1904 года.
Во время осады здесь два месяца, в октябре и ноябре 1904 г., шел почти непрерывный бой – атаковавшие японцы пытались закрепиться в развалинах, русские, соответственно стремились этого не допустить…
Артиллерийскую позицию Форта II китайцы старательно превратили в чудовищный новодел:
Артиллерийская позиция форта 2 в 1904 году. Оба фото сделаны примерно в одном месте у артиллерийских позиций Форта II, ну максимум с разницей в несколько десятков метров и сотню лет…
Здесь же стоит старый японский памятник:
108 лет назад на этом месте - командир артиллерии Форта II поручик Квантунской крепостной артиллерии И.М.Голдин с подчинёнными:
Комендант Форта II поручик 6-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Фролов. 15 декабря 1904 г. поручик был ранен при взрыве гаубичного снаряда, убившего генерала Кондратенко…
Вот здесь 15 декабря 1904 г. в 20 ч 15 мин попаданием японского 11-дюймового снаряда был убит командовавший сухопутной обороной Порт-Артура генерал Роман Кондратенко:
Вместе с ним погибли еще восемь офицеров. Памятный знак установили сами японцы в 1907 году. Надпись на памятнике "Место гибели русского генерал-майора Кондратенко".
Днем 2(15) декабря 1904 г. японцы в занятой ими части одной из галерей форта № II зажгли войлок, пропитанный неизвестным веществом (это второй случай использования ядовитых газов японцами в ходе той войны). Удушающий газ, проникая всюду, вынудил защитников форта оставить всю галерею. Генерал Кондратенко в этот день решил осмотреть форт и узнать, что за новое средство борьбы применил противник. Вечером он прибыл к командовавшему вторым отделом Восточного фронта подполковнику Науменко и вместе с ним в сопровождении других офицеров пошёл на передний край обороны.
Генерал-лейтенант (посмертно) Роман Исидорович Кондратенко
На территории форта № II генерала встретил комендант поручик Фролов. Он провел его в бетонный каземат, где жили офицеры, и доложил о состоянии форта. Кондратенко пожелал видеть, моряка с броненосца «Пересвет», который накануне с группой охотников, как докладывал Фролов, произвел вылазку в неприятельские окопы. Подполковник Рашевский, занимавшийся борьбой с японскими подкопами, докладывал генералу о минных работах японцев против форта. В это время начался новый обстрел японских гаубиц. С потолка посыпалась штукатурка, погасла свеча. Через пять минут последовал второй взрыв. Кондратенко продолжал слушать доклад Рашевского.
Подполковник инженерных войск Сергей Александрович Рашевский
Подполковник Рашевский всю осаду до самой смерти вёл интереснейший дневник, большей частью сохранившийся и после его гибели. Последняя из дошедших до нас записей датирована 28 ноября, старого стиля, за 4 дня до его смерти. Вот она:
«Наступили зимние холода и ветры. На позициях становится всё труднее, больше и больше заболеваний. Японцам, вероятно, тоже не легко, пожалуй, еще хуже, чем нам. Они и начинают, по-видимому, торопиться взять Артур: заметно сильное движение от железной дороги к батареям и обратно…
Стрельба японцев понемногу оживляется: по форту III и II стреляли 11-дм., пославши на каждый 50 штук.
Особых повреждении не причинили, но разрушили местами бруствер, а на форту III попали несколько раз в переднее убежище, свод сквозника которого дал значительную трещину. Обстреливали Заредутную и соседние участки стены. Не оставили без внимания город, стреляя на этот раз по Новому городу, причем чуть не подожгли несколькими попавшими снарядами 9-й госпиталь. Попали в «Звездочку, в склады Чурина и много…» На этом слове дневник обрывается японской гаубичной бомбой
"Звёздочка" - это, кстати, самый популярный у офицеров Порт-Артура ресторан. К концу осады там разместился один из госпиталей. Ну а купец Чурин - фамилия на Дальнем Востоке тогда очень известная...
Дневник был слишком наполнен деталями, не самыми приятными для верховного командования и власти – сразу после войны он был выкуплен у семьи Рашевских военным ведомством империи и похоронен в архиве в запечатанном виде. Впервые дневник был опубликован только в 1954 г., ровно через половину века.
Но вернемся в каземат Форта II 15 декабря 1904 года… Несколько человек выжило после взрыва, убившего Кондратенко. А находившийся в том же каземате прапорщик Квантунской саперной роты Берг даже не получил ранений, только контузию. Кстати, этот прапорщик не был молод – ему в 1904 г. исполнилось 39 лет, его призвали из запаса.
Даже обстрел 280-миллиметровых гаубиц не помог взять развалины Форта II и японцы в лучших традициях древних осад повели минный подкоп – «горн».
Вот взрыв этого «горна»:
Японские офицеры на развалинах форта:
Но и после этих потерь фронт еще держался, японцы несли огромные потери. Однако, через 5 дней после гибели генерала Кондратенко комендант Порт-Артура барон Стессель и новый начальник сухопутной обороны, бывший офицер Отдельного корпуса жандармов Фок и начальник штаба Квантунского укрепленного района Рейс сдали Порт-Артур японцам…
Кстати, обратите внимание на этот специфический этнический состав элиты империи в начале минувшего века – едва ли не треть: «немцы» с двойной лояльностью.
Стессель, Фок и Рейс добиться на переговорах почетной капитуляции и ухода гарнизона с сохранением оружия не смогли. Зато бравый барон Стессель договорился с японцами не только не идти в плен, но и добился у них разрешения увезти с собой из крепости личное имущество…
Вид из русских окопов форта №2 на Taikozan.
Окопы сейчас.
После войны Стессель, Фок и Рейс (это они поставили подпись на соглашении о капитуляции) будут отданы под суд военного трибунала. Фактически, их признают виновными, но наказания в итоге будут символическими. Фок и Рейс были уволены из армии. Стесселя в 1908 г. приговорили к расстрелу, тут же замененному 10-летним заключением. Через полгода отсидки он был освобожден личным распоряжением Николая II…
Вторым по значимости в крепости был форт № 3.
Форт № 3 расположен на сопке с относительно крутыми скатами, что затрудняет его штурм, но с другой стороны создает большие мертвые пространства перед фортом, что вынуждало обороняющихся устраивать за рвом на его гласисе передовые окопы.
Толщина покрытия казармы составляет всего 85 см, но за счет того, что сверху навален скальный грунт, казарма располагалась относительно безопасно.
Эпопея, связанная с боевыми действиями кофров форта № 3 не такая героическая как на форту № 2. Но тем не менее, только наличие этих сооружений во рву вынудило японцев в течение почти 2 месяцев вести траншейные и минные работы.
Небольшой пересказ из труда Ю. Романовского и А. Шварца.
15 октября 1904 года комендант форта № 3 доносил, что японцы подошли к левому (одиночному) кофру и начали делать колодец. Люди, работавшие в правом (двойном) кофре также слышали как японцы над сводом расчищают засыпку.
16 октября 1904 из кофров велась стрельба по отдельным японским солдатам, рекогносцировавшим ров.
17 октября 1904 японцы подорвали тыльную стенку и свод двойного кофра, образовав в точке В пробоину до 2 м диаметром, через которую и японцы заскочили внутрь. Работавшие в кофре саперы, а также стрелки и матросы быстро через потерну отступили внутрь форта, оставив при этом противнику 2 пушки и 2 пулемета. В потерне для предотвращения доступа внутрь форта был устроен завал из мешков и сундуков с землей на протяжении почти 6 м. В ночь на 18 октября был оставлен левый кофр, где люди просидели целый день 17 октября отрезанными от внутренней части форта.
Таким образом, использование кофров обороняющими прекратилось, в дальнейшем японцы вероятно проводили дополнительные разрушения двойного кофра при проведении минных работ под бруствером форта.
Говоря о форте № 3 необходимо остановиться на долговременной батарее, расположенной на форту. Размещение этой батареи на 4 6-дюймовых пушки в 120 пудов ни в коей мере не переводило форт № 3 в разряд артиллерийских, наподобие бельгийских фортов, он как был так и оставался пехотным фортом. Здесь речь скорее идет о совмещении двух фортификационных объектов на одной территории - долговременного форта и долговременной батареи. Кому пришла в голову такая мысль, воплощенная и на других фортах и укреплениях Порт-Артура, пока остается вопросом.
Батарея расположена на самой высокой точке форта, соответственно она видна не только с дальних высот, но и с близлежащей местности. Из-за такого положения на форту № 3 имеется два внутренних двора, один нижний, где располагались стрелки и противотштурмовые пушки и второй верхний - вдоль фронта батареи.
С самой начала осады батарея форта № 3 подвергалась ожесточенному обстрелу. Уже в ходе первого обстрела 6 августа 1904, когда у японцев еще не было 11-дюймовых гаубиц, на батарее были выведены из строя все 4 орудия, из них два уничтожены. Открыто стоящие орудия продолжали периодически уничтожаться и повреждаться и в дальнейшем. 11 октября попаданием японского снаряда перебито напополам 6-дюймовое орудие батареи. Одно из 6-дюймовых орудий продолжало оставаться на своих позициях до оставления форта.
Тем не менее, казематы оставались не разрушенными. На примере этой батареи можно видеть, что бетонные казематы в то время могли быть устойчивыми к артиллерийскому обстрелу. В казематы еще надо было попасть, но даже в случае попадания, заряда ВВ в начале 20 века не всегда хватало для полного разрушения.
Дворик уцелевшего орудия.
Внутри этого каземата видно, что свод также весь в трещинах, но использовать его еще было можно.
Входы в казематы с правой (восточной) стороны сильно страдали от косоприцельного обстрела со стороны Дагушаня. Из труда Ю. Романовского, А. Шварца известно, что 18 сентября 1904 начался обстрел форта № 3 из 11-д гаубиц. Второй снаряд попал в проход бетонного траверса батареи, ранены 3 артиллериста, контужен в голову командир батареи штабс-капитан Божко-Степаненко. Может быть эти разрушения причинены тем самым попаданием.
К сожалению в настоящие время форт 3 находиться в заброшенном состоянии.
Форт № 4.
Форт № 4 наверное можно считать визитной карточкой Порт-Артура, потому что его видно с очень многих ракурсов, а его казарма часто фотографируется. Форт № 4 контролирует проход по долине р. Лунхэ к морю совместно с укреплением № 3, расположенным на противоположной стороне долины, а также прикрывает прорыв в Новый город через цепь довольно высоких холмов, расположенных западнее долины реки. В ходе боевых действий форт № 4 неоднократно оказывал поддержку огнем своих орудий укреплению № 3.
На момент начала осады форт считался оконченным постройкой. Но эта формулировка не должна вводить в заблуждение, ибо из всех порт-артурских фортов и долговременных укреплений, форт № 4 является самым скверно спроектированным, недоработанным и строительство которого было скорей брошено.
Форт № 4 расположен на самой вершине высокой сопки, особенности вершины которой отразились на его строении.
Во-первых, у него практически нет рва, поэтому и горжевая казарма у него не выходит в ров, а расположена открыто.
Во-вторых, форт № 4 построен непосредственно на вершине и глубина его внутреннего двора очень невелика.
Помимо этого, строение вершины определило сужение внутреннего двора в восточной части форта чуть ли не до 10 м, т.е. за бруствером места фактически нет. Укрытий здесь также мало, два маленьких убежища на 10-20 человек каждое, совершенно не заглубленных, а также две потерны, в которые возможны попадания снарядов со стороны противника, в средней части потерн правда имеются по два небольших убежища.
Гарнизону форта № 4 очень повезло, что японцы его серьезно не обстреливали и не штурмовали. Только раз имело место попадание 11-дюймового японского снаряда в какой-то бетонный каземат с его пробитием.
Фото с самолёта 1955 г. Форт № 4 с его казармой во всей красе, кстати видно, что оба малых убежища внутри форта совершенно целые, сейчас их фасад сильно разбит, камни вероятно сняты местным населением.
Форт № 1.
Одной из самых спокойных позиций крепости был форт № 1. Который, в настоящие время, безвозвратно попал в застройку и утерян. Но который был единственным в крепости построенном по проекту. Правда это была одна из самых спокойных позиций крепости. Хотя именно к ней японцы подошли первыми. Сбив наших с Волчьих гор.
На этом фото из аэросъемки 1955 года видно, что форт размещен на самой вершине довольно высокой сопки.
Форты 5 и 6 практически не оставили следа в обороне крепости. И об них нет ни какой информации.
15 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена