Как снимался сериал «Мастер и Маргарита»
Первым режиссёром, взявшимся за произведение, был поляк Анджей Вайда. В фильм «Пилат и другие» вошла только библейская линия романа, но действие было перенесено в XX век. Примерно в то же время сербский режиссёр Александр Петрович снимал экранизацию только московских событий романа. Следующий фильм снова был снят в Польше — Мацей Войтышко сделал свою четырехсерийную версию «Мастера и Маргариты». В 1994 году роман экранизировал режиссёр Юрий Кара, но из-за разногласий с продюсерами фильм зрители увидели только в 2011 году, уже после блестящей экранизации Владимира Бортко.
Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» ещё в 1987 году, но тогда за право экранизировать произведение боролся его друг Элем Климов. Ради дружбы Бортко отказался, тем более, что он только что закончил работу над другим булгаковским произведением — готовился к премьере фильм «Собачье сердце». Климов собирался работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но сам же и отказался от идеи на стадии написания сценария. «Мастера и Маргариту» хотели снять режиссёры Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но ни один из них не получил разрешения от Госкино.
Первый раз за работу над экранизацией Владимир Бортко взялся ещё в 2000 году. Был даже утверждён состав актёров — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, но наследник творчества Булгакова неожиданно передал права на экранизацию американским продюсерам. Проект Бортко был закрыт и потребовалось несколько лет, чтобы выкупить права обратно.
Когда режиссёр вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой», кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. Бортко остановил свой выбор на последней — она больше всего соответствовала его представлениям о Маргарите. Роль Воланда режиссёр предложил Олегу Янковскому, но он отказался наотрез. Велись переговоры и с западными звёздами, но ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдменом договориться не удалось.
Роль Мастера режиссёр предложил Владимиру Машкову, но он отказался в пользу контракта с Голливудом. Тогда без проб был утвержден Александр Галибин. Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров — режиссёр говорил, что ему был нужен умный, много поживший человек «со шлейфом». Воландом же стал Олег Басилашвили. Актёр оказался мало того, что несуеверный, так ещё и героя видел по-своему: «Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — „Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо“. Причем не вся сила, а только часть. Работник Того министерства».
Съёмочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. В Израиле снимали только общие планы Иерусалима, а основным местом съёмок библейских сцен была Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого был взят иерусалимский дворец Ирода. Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Почти всю Москву 30-х годов сняли в Санкт-Петербурге. Прямо с московских Патриарших прудов герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу «играл» Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге — на улице Репина, где ещё сохранилась булыжная мостовая.
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актёр и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актёр Семён Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актёр Александр Баширов и, наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачёва.
Не обошлось и без компьютерной графики. С её помощью прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком «ленфильмовского» павильона, а потом на компьютере убрали с тел все пояса подвесок, стёрли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актёр как бы влетал в кадр из ниоткуда.
Интерес к «Мастеру и Маргарите» не ослабевает уже более 50-ти лет, и каждый поклонник произведения видит в нём что-то свое…
Источник:
494 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
А мне эта "блестящая" экранизация не понравилась.
Халтура и преступление против романа и Михаила Афанасьевича.
Актёры играют ненатурально. Реплики говорят блеклыми голосами, без выражения либо с фальшью в голосе. Даже статисты в общих планах умудрились ходить по улице так, что видно не улицу с прохожими, а улицу и статистов.
Напоминает всё происходящее не фильм и не происходящее в реальности, а театральную постановку - по неестественности игры, кривляниям и переигрываниям актёров.
Ужасно, отвратительно подобраны актёры.
"Режиссёр" либо роман не читал, либо забыл, либо не заморачивался вовсе, как там описал в романе персонажей автор.
Ну какая из бабомента Ковальчук, с её то рожей и намалёванными губищами - Маргарита? Маргарита описана в романе чистым созданием, пусть и нашедшей любовника, но сделавшей это не из похоти и развлечения, а от тоски и одиночества и ради любви.
Абдулов - Коровьев? Пф... Смотрю, и вижу, не Коровьев, не Фагот.. Абдулов в пенсне..
Бегемот в книге описан толстяком с кошачьей мордой (в человечьем обличье), угловатый Баширов с лицом денегерата на эту роль не подходит совершенно.
Воланд в книге описан элегентным мужчиной лет 40. И тут нате вам - старик-развалина Басилашвили, с рыхлым лицом, похожим на торт...
И так далее..
Из плюсов:
Мастер подобран хорошо, тут никаких вопросов.
Понравился Олейников в роли Римского. Вот он подошёл.
Иешуа (Безруков) тоже в образе, диссонанса дисгармонии нет.
Как я ждал этого фильма в 2005 году.. С каким восторгом, нарыв заветные DVD, вставлял первый в DVD-ROM..
И сколь сильно было разочарование..
Эта такса Адабашьян в роли представительного и солидного (в книге) Берлиоза, дальнобойщик Галкин в роли Бездомного.. И он реплики как робот произносит..
И советский пенсионер Лавров в роли Пилата..
Тьфу..
Не знаю, почему Бортко так делает. Ну написал же всё автор, всё же написано. Нет, надо всё переколбасить по-своему. "Я художник, я так вижу". Криворучко ты, а не художник.
Худшая экранизация, что видел.
P.S. Впрочем, а чего я ждал, наивняк, от халтурщика Бортко?
Видел же уже его до этого "экранизации" - Собачье Сердце, того же многострадального Булгакова.
Вспомнить хотя бы Карцева в роли Швондера, разговаривающего как суфлёр в театре на репетиции почти без интонаций (да и по типажу он не подходит), или Шарика, разговаривающего в закадровом тексте старческим усталым голосом (в книге же, Шарик - жизнерадостный боевитый пёс, а не шамкающий Гердт)
P.P.S. Если не только "ругать", а и говорить о постановках хороших (необязательно об экранизациях) - посмотрите сериал "Рим" в переводе Lostfilm, кто не смотрел.
А из удачных экранизаций.. "Generation П" получилась очень неплохо, хоть и не идеально.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Я психолог, а не психиатр, посему учился не в мед. Вузе, а в университете.
Мою сокурсницу показывать невропатологу в связи с тем, что она воспринимала "МиМ" тогда (сейчас может и выросла уже) именно так - глупо. Это не физическая патология, а как максимум психологическая проблема. А скорее всего просто недостатки воспитания, то есть вопрос педагогики.
И, извините, как можно с Вами что-то обсуждать, если у Вас такая каша в голове. Предлагаете мне стремиться к гармонии с социумом, а сами просто... Ну да ладно...
P.s.: Тоже хотел быть врачом и тоже не сложилось. От медицины остался лишь диплом фельдшера общей практики и редкая бытовая практика;)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена