Как снимался сериал «Мастер и Маргарита»
Первым режиссёром, взявшимся за произведение, был поляк Анджей Вайда. В фильм «Пилат и другие» вошла только библейская линия романа, но действие было перенесено в XX век. Примерно в то же время сербский режиссёр Александр Петрович снимал экранизацию только московских событий романа. Следующий фильм снова был снят в Польше — Мацей Войтышко сделал свою четырехсерийную версию «Мастера и Маргариты». В 1994 году роман экранизировал режиссёр Юрий Кара, но из-за разногласий с продюсерами фильм зрители увидели только в 2011 году, уже после блестящей экранизации Владимира Бортко.
Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» ещё в 1987 году, но тогда за право экранизировать произведение боролся его друг Элем Климов. Ради дружбы Бортко отказался, тем более, что он только что закончил работу над другим булгаковским произведением — готовился к премьере фильм «Собачье сердце». Климов собирался работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но сам же и отказался от идеи на стадии написания сценария. «Мастера и Маргариту» хотели снять режиссёры Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но ни один из них не получил разрешения от Госкино.
Первый раз за работу над экранизацией Владимир Бортко взялся ещё в 2000 году. Был даже утверждён состав актёров — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, но наследник творчества Булгакова неожиданно передал права на экранизацию американским продюсерам. Проект Бортко был закрыт и потребовалось несколько лет, чтобы выкупить права обратно.
Когда режиссёр вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой», кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. Бортко остановил свой выбор на последней — она больше всего соответствовала его представлениям о Маргарите. Роль Воланда режиссёр предложил Олегу Янковскому, но он отказался наотрез. Велись переговоры и с западными звёздами, но ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдменом договориться не удалось.
Роль Мастера режиссёр предложил Владимиру Машкову, но он отказался в пользу контракта с Голливудом. Тогда без проб был утвержден Александр Галибин. Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров — режиссёр говорил, что ему был нужен умный, много поживший человек «со шлейфом». Воландом же стал Олег Басилашвили. Актёр оказался мало того, что несуеверный, так ещё и героя видел по-своему: «Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — „Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо“. Причем не вся сила, а только часть. Работник Того министерства».
Съёмочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. В Израиле снимали только общие планы Иерусалима, а основным местом съёмок библейских сцен была Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого был взят иерусалимский дворец Ирода. Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Почти всю Москву 30-х годов сняли в Санкт-Петербурге. Прямо с московских Патриарших прудов герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу «играл» Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге — на улице Репина, где ещё сохранилась булыжная мостовая.
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актёр и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актёр Семён Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актёр Александр Баширов и, наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачёва.
Не обошлось и без компьютерной графики. С её помощью прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком «ленфильмовского» павильона, а потом на компьютере убрали с тел все пояса подвесок, стёрли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актёр как бы влетал в кадр из ниоткуда.
Интерес к «Мастеру и Маргарите» не ослабевает уже более 50-ти лет, и каждый поклонник произведения видит в нём что-то свое…
Источник:
494 комментария
7 лет назад
Этот кот, похожий на плюшевого, облезлого медведя. Эта компьютерная графика, отставшая от времени создания фильма лет на 15. Эти персонажи, мало напоминающие своих книжных прототипов... Нет, Воланд конечно хорош, спору нет. А вот Понтий Пилат, например? Это что, действительно воин-кавалерист?!! Да это пенсионер, который не то чтобы командовать боем, он ходит-то едва-едва! И то, что у него была "шаркающая кавалерийская" походка совсем не значит, что он старик. Это говорит лишь о том, что он большую часть времени проводит в седле! Он воин, командующий. А здесь?... И так можно сказать о многих персонажах фильма. А трюки?! Если можно так назвать все эти "полёты" на тросах...
Нет. Никто ещё не снял "Мастера и Маргариту" так, как он должно быть снято!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
На неё куплю я..
Новенький обрез!
Миша r.i.p.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
1. Художественное произведение, относительно истории, всегда сослагательно, а реальная история в нём вторична. Так же художественное произведение заранее предполагает, что с ним будут несогласны, так как любое художественное произведение - это всего лишь личное мироощущение и мысли авторов относительно какого-либо события. Естественно, что у других людей есть своё мнение о результате труда автора.
2. Не нужно оправдывать несостоятельность автора, отсутствием технических возможностей. Фильмы Чарли Чаплина великолепны! Пасквили современных недоавторов типа "Кавказская пленница 2" и иже с ними, со всем техническим превосходством - говно. Искусство никакого отношение к технике не имеет. Это нужно понимать.
3. Речь идёт не о том, как сыграли Лавров и Ковальчук (о последней, кстати, вопрос спорный). Речь о неправильном образе Понтия Пилата, а так же об отвратительной работе киногруппы в целом. (достаточно обратить внимание на "игру" массовки. Все эти натужные кривляния... Бр-р-р.) Ну а так же о монтаже ленты, операторской работе и иже с ними, сделанными "на отъе*ись".
4. Не стоит употреблять слова, как например "сослагательное" в контексте, не связанном с темой дискуссии. Ни о какой "сослагательности" речи не было. По меньшей мере я ничего "сослагательного" не говорил. Если изложению ваших мыслей мешает набивший оскомину штамп "история не имеет сослагательного наклонения", то он здесь не к месту. Выкиньте его из головы и оставьте специалистам от истории.
5. "Поймите. Историческую достоверность тех или иных событий, передать точно практически невозможно. А вот представить можно."
Мда... "Я сделал это не ради правды, а ради истины!"... Нет, слов, любезный...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена