Как снимался сериал «Мастер и Маргарита»
Первым режиссёром, взявшимся за произведение, был поляк Анджей Вайда. В фильм «Пилат и другие» вошла только библейская линия романа, но действие было перенесено в XX век. Примерно в то же время сербский режиссёр Александр Петрович снимал экранизацию только московских событий романа. Следующий фильм снова был снят в Польше — Мацей Войтышко сделал свою четырехсерийную версию «Мастера и Маргариты». В 1994 году роман экранизировал режиссёр Юрий Кара, но из-за разногласий с продюсерами фильм зрители увидели только в 2011 году, уже после блестящей экранизации Владимира Бортко.
Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» ещё в 1987 году, но тогда за право экранизировать произведение боролся его друг Элем Климов. Ради дружбы Бортко отказался, тем более, что он только что закончил работу над другим булгаковским произведением — готовился к премьере фильм «Собачье сердце». Климов собирался работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но сам же и отказался от идеи на стадии написания сценария. «Мастера и Маргариту» хотели снять режиссёры Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но ни один из них не получил разрешения от Госкино.
Первый раз за работу над экранизацией Владимир Бортко взялся ещё в 2000 году. Был даже утверждён состав актёров — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, но наследник творчества Булгакова неожиданно передал права на экранизацию американским продюсерам. Проект Бортко был закрыт и потребовалось несколько лет, чтобы выкупить права обратно.
Когда режиссёр вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой», кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. Бортко остановил свой выбор на последней — она больше всего соответствовала его представлениям о Маргарите. Роль Воланда режиссёр предложил Олегу Янковскому, но он отказался наотрез. Велись переговоры и с западными звёздами, но ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдменом договориться не удалось.
Роль Мастера режиссёр предложил Владимиру Машкову, но он отказался в пользу контракта с Голливудом. Тогда без проб был утвержден Александр Галибин. Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров — режиссёр говорил, что ему был нужен умный, много поживший человек «со шлейфом». Воландом же стал Олег Басилашвили. Актёр оказался мало того, что несуеверный, так ещё и героя видел по-своему: «Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — „Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо“. Причем не вся сила, а только часть. Работник Того министерства».
Съёмочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. В Израиле снимали только общие планы Иерусалима, а основным местом съёмок библейских сцен была Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого был взят иерусалимский дворец Ирода. Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Почти всю Москву 30-х годов сняли в Санкт-Петербурге. Прямо с московских Патриарших прудов герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу «играл» Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге — на улице Репина, где ещё сохранилась булыжная мостовая.
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актёр и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актёр Семён Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актёр Александр Баширов и, наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачёва.
Не обошлось и без компьютерной графики. С её помощью прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком «ленфильмовского» павильона, а потом на компьютере убрали с тел все пояса подвесок, стёрли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актёр как бы влетал в кадр из ниоткуда.
Интерес к «Мастеру и Маргарите» не ослабевает уже более 50-ти лет, и каждый поклонник произведения видит в нём что-то свое…
Источник:
494 комментария
7 лет назад
1. Булгаков, как и многие в то время, был увлечен сатанизмом. Это было модно среди молодежи, знаете-ли. Моднее чем ходить в церковь.
2. Булгаков увлекался наркотиками, это неоспоримый факт. Бросал, и снова начинал. Морфий, кокаин - сейчас конечно хрень, на фоне синтетики и хмурого, но тогда это было за гранью.
3. Книга "про доброго сатану", читай п.1, он постарался обелить дьявола, и у него это получилось неплохо. "Чтобы знали".
4. По сути - это дьяволиада, и те, кому это нравится - дьяволопоклонники.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Некоторые истинны, некоторые спорны.
5. Булгакова собирались отлучить от Православной Церкви, и предать анафеме, за то, что он в своём произведении изобразил Люцифера, падшего Ангела, скорее, положительным персонажем.
В книге Воланд наказывает только непорядочных и недобрых людей. Добрым и чистым людям он несёт благо, хоть и относится к ним снисходительно, отчасти презрительно и немного иронически. Но не вредит им. Наоборот, старается помочь.
Это очень широкая тема для обсуждения и мыслей.
Оставим, наверное.
К верному результату не придём, поскольку у нас недостаточно данных)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Накурятся своим героином, начитаются сатанинской библией, и ябут друг друга в жопы!!
Я видела.
И Гаврилна видела.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Высокоинтеллектуальный, я бы сказал.
Продолжай, я жду.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Эм..
Огорчён, что Вы не восприняли иронии и неудачную, возможно, шутку.
Учитывая Ваш изначально негативный настрой ко мне, нашу дискуссию предлагаю на этом и завершить.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Втащили МиМ в школьную порграмму потому, что эта книга не совсем о Сатане. Она больше о любви и преодолевании трудностей. Литераторы и критики в МинОбр (там не всегда дураки сидели) это увидели. Понятно, и юмора много, и много и других тем, но вот ради одного из tagline "Борись или умри. Но всё равно борись, за любовь, за счастье, за жизнь", МиМ в школьную программу и включили.
Но включили рано. В программу 10 класса.
Я то понял.
А вот одноклассники, которым я пересказывал 30 минут МиМ, по заданию нашей русички и литераторши, нихера не поняли кроме того, что [мат] чувак реально курил, книгу о Сатане написал, и любовь там есть.
Как и я не понимал ничего, когда читал Лермонтова и Пушкина в школьной программе, в 6 и 7 классах.
Мы ещё тогда не успели познать, что такое Любовь и связанные с ней переживания (особенно, связанные с отказом; бывало, и руки на себя накладывали. И успешно. И не дураки. И Врачи даже вешались и стрелялись от несчастной и безответной "любви", а они то - умнейшие люди, система обучения в медах построена так, что дураки там просто не остаются). Соответственно, и не запомнилось ничего, кроме того, что Лермонтов трагически погиб, очень молодым, и вообще был Мужик, а Пушкин..
Пушкин это наш Шекспир.
Есть Русский язык до Пушкина и после.
Помимо этого, мало что запомнилось.
Потому, что мы не знали, что такое Любовь к Женщине, в том возрасте, когда чиновники их МинОбразования (всё же, и дураки там посидели:)) решили нам дать это в 11-12 лет...
Так что приходится, уже 30-40-летними, открывать для себя писателей и поэтов заново.
Почитал Пушкина.
Да, был крут.
Неимоверно умён и талантлив.
Но не моё.
Моё - Булгаков, Ремарк, Чехов, Веллер, Довлатов, Шекли, Саймак, и ещё парочка алкоголиков
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Надо было остаться на второй год несколько раз, и в 1998 1999 точно медаль дали бы :-)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Достоевский - да, мудрые вещи пишет. Только это никому не надо, писал бы лучше детективы.
Мой выбор - Чехов, Булгаков, о'генри, и немного акунина.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Достоевского пробовал читать. Да, умён. Умнее, чем я. И есть чему поучиться (а книги, помимо развлекательной и менторской, функций, это такая неплохая возможность и прожить несколько жизней [увы, в реале, пока что это не дано], и воспользоваться мыслями и достижениями умных (не всегда) людей), и умный он, как трое Никол Тесла, но столько негатива у него.. Такой концентрации страданий более ни у кого не видел.. Этот умер, тот спился, этот убил жену и сгноил себя заживо чувством вины, тех предали родственники...
Безусловно, всё это нужно знать, чтобы быть готовыми к "радостям" жизни.. Но у меня слишком много негатива в моей жизни, Достоевский меня ввергает в глубокую депру.. Не могу его читать... Но, конечно, Гений.
Толстой.. Ахах) У нас в кругу есть мем - он лучшее снотворное. Хоть и был умён, артиллерист, и Чехова охарактеризовал правильно, когда они дружили ("Я поражён умом Чехова. Никогда таких Людей не видел"), хоть он и умница, но как литератор - бездарь. Не умеет подать так, чтобы было интересно. Вымучено и тошно подаёт. Как по мне.
Вкусно подают Кейн и Шекли. И Довлатов, и Веллер.
У Веллера даже есть рассказ, посвящённый технологии и искусству рассказа.
То, чего Толстому не хватило.
А о О'Генри..)) Ты же помнишь, что это ненастоящая его фамилия..
У него был препод, который восхищался учёным, по фамилии "Генри". И постоянно говорил, на лекциях "О Генри! Он изобрёл и разработал теорию индукции" и "О Генри! Он разработал теорию волн".
Вот из ненависти к преподу, и, желая потроллить его, и просто повеселиться, Портер и выбрал такой псевдоним)
Красава, чо)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
И Ваши подколки на тему "такой большой, и такой глупый, надо же", воспринимаю уже просто с полуулыбкой.
)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
И Мужик.
Покончить с собой - не каждый "мужик" сможет.
Чтобы там про самоубий не говорили.
Якобы они трусы, уходят от проблем..
Они - несчастные и храбрые люди.
А ну-ка, попробуйте-ка, своими же руками, лишить себя Всего, в том числе, и надежды на радость и счастье.
Но не мой он писатель..
Другой менталитет. И пишет тяжело. Как по мне.
Величина, бесспорно.
И Мужик.
Почитайте "Смерть - дело одинокое" Рэя Брэдбери.
Представляете, он не только для школьников вроде "451 по Фаренгейту" писал.
Сам не ожидал от него..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена