Школа злословия: как писателей троллили, критиковали и просто ненавидели
Кто на вас тошнил?
Владимир Маяковский много выступал в Советском Союзе и за границей. Он читал стихи рабочим, крестьянам, военным, докторам, учителям, партийным работникам по всей большой стране.
В Центре авангарда на Шаболовке недавно выставили записки, которые получал Маяковский на концертах. Как видите, в основном интересовали граждан вопросы с поэзией никак не связанные. Некоторые комментаторы интересовались заработком поэта, другие, желая показать, что тоже кое-что могут зарифмовать, оставляли такие вирши: "Голос ваш сочен/Только противен на вкус/Потому-то я в Сочи/Вами не увлекусь", а кто-то, не стесняясь в выражениях, высказывал личное мнение о качестве произведений пролетарского поэта - "Почему вы пишите такие ху#вых вещи, как "Баня?". Кстати, провал пьесы "Баня" Маяковский переживал очень тяжело. Говорили, что на первом показе в зале едва набралось 50 человек, а Владимир Владимирович стоял на выходе и пытался выведать у первых зрителей впечатление от спектакля, но самый лучший отзыв из полученных им в тот вечер был примерно таким: "Никогда я так не скучал в театре".
Так что до того, как, по словам Пастернака, "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине" и ругать поэта стало не принято и даже опасно, доставалось ему от читателей и слушателей крепко.
Если бы Маяковский разместил несколько своих стихов на "Фишках", то в комментарии ему посыпались бы такие же "записочки". Сам Маяковский так отзывался об этих зрительских посланиях: "Большинство этих записок задают люди, которым нет дела до литературы. Зачитывать - напрасно тратить время". Говорят, что к концу выступления на столе перед Маяковским вырастала целая гора записок-комментариев.
Ответом Маяковского на подобного рода выпады можно считать и такой случай. На одном из вечеров в Политехе Маяковский заявил" Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином". В ответ из зала послышалось: "А среди дураков?". "А среди дураков я впервые", - осадил выскочку Маяковский.
Мертвой души не бывает!
Многие классические произведения, вошедшие в школьную программу, современниками принимались не самым лучшим образом. Сильно досталось гоголевской поэме в прозе "Мертвые души".
По словам самого Гоголя, член цензурного комитета Никита Иванов был возмущен сделками, которые Чичиков проворачивает в книге: "Что вы ни говорите, а цена, которую дает Чичиков, цена два с полтиною, которую он дает за душу, возмущает душу. Человеческое чувство вопиет против этого; хотя, конечно эта цена дается только за одно имя, написанное на бумаге, но все же это имя душа, душа человеческая; она жила, существовала. Этого ни во Франции, ни в Англии и нигде нельзя позволить. Да после этого ни один иностранец к нам не приедет". Такого же мнения придерживался историк Голохвастов: "...мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья. [...]
этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи ничего не было, а стояло только одно слово: ревизская душа; уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права...".
Жандармский генерал С. Перфильев увидел в "Мертвых душах" неудачную попытку Гоголя из малороссийского стать русским писателем: "Даже как-то скучно читать; всё одно и то же, натянуто — видно желание перейти в русские писатели; употребление руссицизмов вставочное не выливается из характера лица, которое их говорит...".
Многословная дребедень
Льву Николаевичу Толстому никакая критика была не нужна, он сам себе был жестким критиком. В письме Фету в 1871 году он писал о временной творческой паузе, вызванной изучением греческого языка: "Но как я счастлив... тому, что я не пишу и писать дребедени многословной, вроде "Войны и мира", я больше никогда не стану. И виноват и, ей-богу, никогда не буду". Так что школьников, изнывающих от бесконечного числа страниц многотомной эпопеи, сам автор прекрасно понимал.
А в 1908 году в дневнике Лев Николаевич писал: "Люди любят меня за те пустяки — "Война и мир" и т. п., которые им кажутся очень важными".
О колоколах, яйцах и быках
Теперь давайте посмотрим, как великие писатели критиковали своих коллег по цеху. Нетрудно догадаться, что дух соперничества не позволял одному гению лестно отзываться о другом, поэтому классики обычно ругали друг друга на чем свет стоит. Например, Набоков очень любил бабочек, а писателей терпеть не мог, особенно тех, кого хвалила критика. Прозу Бориса Пастернака Набоков ненавидел (однако надо признать, что поэзию ценил): “Доктор Живаго” — это недалекий, неуклюжий, тривиальный и мелодраматический роман с шаблонными ситуациями, сластолюбивыми юристами, неправдоподобными девицами и банальными совпадениями". Знаменитые пастернаковские переводы Шекспира Набоков тоже не жаловал: "Как переводчик Шекспира он очень плох. Его считают великим только те, кто не знает русского языка".
Достоевского Набоков обвинял в отсутствии вкуса: "Его полное отсутствие вкуса, монотонный анализ страдающих от фрейдовских комплексов героев, а также то, что он полностью погряз в трагических злоключениях человеческого достоинства, — всем этим тяжело восхищаться". А еще называл Федора Михайловича "дешевым любителем сенсаций, вульгарным и невоспитанным".
Набоков о лауреате Нобелевской премии по литературе Эрнесте Хемингуэе: "Я прочел его в начале сороковых годов. Что-то о колоколах, яйцах и быках, отвратительно". Написано это было по-английски, поэтому в оригинале фраза получилась складная: bells, balls and bulls.
Набоков не щадил ни современников, ни классиков. Максима Горького он обозвал "потрясающей посредственностью".
Марк Твен и берцовая кость
Марк Твен вполне может поспорить с Набоковым за звание главного ненавистника писателей. Сам он говорил, что критикует других авторов только тогда, когда его трясет от ненависти и, судя по всему, трясло его часто. Вот так у Твена бомбануло от романа Джейн Остин: "Мне часто хочется критиковать Джейн Остин — ее книги сводят меня с ума настолько, что я не могу с собой совладать. Каждый раз, когда я читаю "Гордость и предубеждение", мне хочется выкопать ее труп и вдарить ей по черепу ее же берцовой костью". Заметьте, написано "каждый раз, когда я читаю". То есть Твен не только великий сатирик, но еще и литературный мазохист.
Самого Твена тоже далеко не все хвалили. Уильям Фолкнер считал, что произведения Марка Твена могут только "заинтриговать людей поверхностного и ленивого ума", а Твен - "писака, которого в Европе не посчитали бы даже четверосортным".
Кого бы из классиков литературы вам бы хотелось покритиковать?
Источник:
28 комментариев
7 лет назад
Я тоже терпеть не могу Пастернака, органически не воспринимаю... Впрочем, и Набокова тоже - то о яблоках, то о малолетних бля*х... Еще искренне ненавижу эпилептичного шизофреника Достоевского. Гоголя туда же с его "Душами". Тургеневские барышни, как и охота остопи8дели еще в классе 7м... Маяковский с его "я достаю из широких штанин" - отвратителен до зубовного скрежета. Шикарнее пожалуй только истеричка Цветаева. А еще органически не перевариваю Лермонтова с его постоянной депрессией скучающего мажора Печорина... И это я еще не упоминаю более близких по времени Айтватова, где запоминается только про анашу в чуйской долине, а все остальное - дым этой самой анаши... и Платонова - там уже даже не анаша, а что-то очень тяжелое...
По итогам своего гуманитарного образования, я вывела аксиому - истинно русский человек ЛЮТО ненавидит так называемую русскую литературу! И тем отличается от всяческих прочих сторонних элементов.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Ну и куда ж без Александра Сергеича:
Воистину еврейки молодой
Мне дорого душевное спасенье.
Приди ко мне, прелестный ангел мой,
И мирное прими благословенье.
Спасти хочу земную красоту!
Любезных уст улыбкою довольный,
Царю небес и господу Христу
Пою стихи на лире богомольной.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Несчастные кости сгниют
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд
Но только замучит проклятый
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена