СУ-85
До весны 1943 года у советских танков Т-34 и КВ, не было серьезных противников среди бронетехники вермахта. Наши танки превосходили противника по броневой защите и обладали достаточной бронепробиваемостью, однако с появлением новых немецких танков «Тигр» и «Пантер» все преимущества советских танков были потеряны. Хотя немецкой бронетехники были присущи существенные недостатки: низкая подвижность, большая масса и как следствие низкая проходимость, сложность в производстве, их появление на поле боя стало серьезной проблемой для советских войск.
Учитывая сложившиеся обстоятельства ГКО СССР уже 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи и броневой защиты вновь создаваемых образцов бронетехники. Тогда же в апреле 1943 года артиллерийский комитета ГАУ РККА направил на «Уралмаш» тактико-технические требования по созданию новой САУ, вооруженной 85-мм пушкой. В кратчайшие сроки на заводе создали новую САУ СУ-85, базирующуюся на базе машины СУ-122. Новая самоходка встала на конвейер уже в августе 1943 года и производилась по июнь 1944 года. Всего за это время было собрано 2329 самоходок СУ-85. После окончания производства она была заменена на новую САУ СУ-100, но из-за задержки с выпуском 100-мм бронебойных снарядов и прекращением выпуска бронекорпусов для СУ-85 до декабря 1944 года на Уралмаше выпускали переходный вариант СУ-85М. Фактически это была СУ-100, только с установленной пушкой Д5-С85. От СУ-85 такая модель отличалась большим бронированием лба корпуса и увеличенным боезапаса. Всего на заводе было собрано 315 таких САУ.
САУ СУ-85 представляла собой безбашенную полностью бронированную машину, с более мощным вооружением, чем у среднего танка Т-34-76, на базе которого она и была спроектирована. При этом носовая часть корпуса была улучшена, а высота САУ относительно танка уменьшена. Боевая рубка располагалась впереди корпуса и была выполнена в виде рубки опытной САУ СУ-122М. СУ-85 имела противоснарядное бронирование, толщина лобовой брони достигала 45 мм, угол наклона составлял 50 градусов. Толщина брони маски орудия составляла 60 мм. В состав экипажа САУ входило 4 человека. При этом отделение управления и боевое отделение были совмещены. Механик-водитель и наводчик располагались слева от орудия, сзади находился заряжающий, командир машины располагался справа от орудия. Справа на крыше рубки находилась командирская башенка с панорамным обзором без входного люка. Командирская башенка использовалась командиром САУ для наблюдения за местностью и корректирования огня.
Для наблюдения за полем боя в крыше рубки с обоих бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, которые защищались специальными бронеколпаками. Посадка/высадка экипажа в самоходку осуществлялась через люк механика-водителя и двустворчатый люк, расположенный в задней части крыши и кормовом листе корпуса рубки. Крышка люка механика-водителя и установленные в ней смотровые приборы были идентичный крышке люка тридцатьчетверки.
В качестве основного оружия САУ выступала 85-мм нарезная пушка Д-5С-85, или Д-5С-85А установленная в лобовом листе бронерубки. Длина ствола орудия составляла 48,8 калибра. Масса орудия без бронирования составляла 1230 кг. (Д-5С-85А – 1370 кг). Предельная длина отката равнялась 320 мм. Пушка оснащалась клиновым затвором с полуавтоматикой копонирного типа. Противооткатные устройства, состоящие из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, находились над стволом орудия – слева тормоз отката, справа – накатник. Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25 градусов, углы горизонтальной наводки 20 градусов (по 10 в каждую сторону).
Боекомплект орудия состоял из 48 снарядов. 17 выстрелов были расположены в боеукладке в нише левого борта (помимо этого сюда можно было дополнительно уложить два бронебойных снаряда). 10 выстрелов размещались в вертикальном стеллаже у моторной перегородки, 1 выстрел в вертикальном стеллаже у левого борта. 14 выстрелов находились в ящике под орудием (помимо этого в гнезда ящика можно было дополнительно уложить еще 4 бронебойных снаряда). Для самообороны экипаж САУ использовал пистолеты-пулеметы ППШ и ручные гранаты Ф-1.
Для ведения огня прямой наводкой применялся телескопический прицел 10Т-15 (на небольшой части машин ТШ-1). Дальность прямого выстрела составляла 3800 метров, наибольшая дальность ведения огня 13 600 метров. Для стрельбы использовались штатные боеприпасы 85-мм зенитного орудия образцы 1939 года. В 1944 году в боекомплект САУ СУ-85 включили новый подкалиберный снаряд БР-365П.
В моторном отделении самоходки на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса находился дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с. На двигателе были размещены: топливный фильтр, топливоподкачивающий насос, топливный насос НК-1, топливопроводы высокого давления, масляный фильтр, водный насос и генератор. Как и на базовом среднем танке, на САУ устанавливались 2 центробежных воздухоочистителя типа «Циклон», размещенных в трансмиссионном отделении. Топливная система танка включала в себя 8 баков общей емкостью 465 литров. Помимо внутренних баков на корпусе САУ можно было разместить еще 3 наружных топливных бака емкостью 90 литров каждый.
Для своего времени САУ СУ-85, вооруженная мощной 85-мм пушкой, была грозной боевой машиной, такой же пушкой в то время вооружался танк КВ-85, выпушенный очень ограниченной серией. Орудие самоходки позволяло ей бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанциях в 600-800 метров.
С увеличением объемов производства количество САУ в войсках возрастало и с октября 1943 года по февраль 1944 года все полки были переведены на новый штат. Согласно новым штатом самоходно-артиллерийский полк состоял из 21 машины – 4 батареи по 5 установок и 1 машина командира полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод саперов. Помимо отдельных самоходно-артиллерийских полков, новые САУ стояли на вооружении полков, которые входили в состав специально созданных истребительно-противотанковых бригад.
С недостатками и ошибками в боевом использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях. В приказах командующих фронтами танковым и общевойсковым командирам давались указания, что ни в коем случае нельзя допускать использование САУ в роли танков. Помимо этого запрещалось применять самоходно-артиллерийские полки, которые выходили в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в отрыве от остальных подразделений бригады. Данные полки чаще других должны были служить артиллерийско-противотанковым резервом.
Новая САУ СУ-85 в войсках была встречена хорошо и применялась достаточно эффективно. Хотя мощности фугасного 85-мм снаряда иногда было явно недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника, с танками немцев САУ боролась достаточно уверено. При этом наряду с положительными отзывами шли из частей и предложения по внесению в конструкцию САУ улучшений. К примеру, командир 7-го мехкорпуса генерал-майор Катков, оценивая машину, отмечал: «Самоходка СУ-85 в настоящее время является достаточно эффективным средством борьбы с тяжелыми танками вермахта. По проходимости и маневренности она не уступает танку Т-34, и с новой 85-мм пушкой показывает себя в боевых действиях достаточно хорошо. Однако, используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», немцы стараются навязывать бой на больших дистанциях – 1500-2000 метров. В таких условиях мощь 85-мм орудия и лобовая броня САУ СУ-85 недостаточны. Необходимо усилить бронирование и самое главное вооружить самоходку новым орудием с увеличенной бронепробиваемостью, для того чтобы она могла уверенно бороться с «Тиграми» на дистанции в 1500 метров». Пожелания военных об увеличении огневой мощи САУ были учтены, и на свет появилась новая самоходка, вооруженная 100-мм орудием – СУ-100.
20 комментариев
7 лет назад
Данное утверждение не верно в корне. С лета 1942 года КВ и Т-34 теряют свои преимущества перед панцерваффе. Т 3 получает 60-700 мм бронирования и 60 калиберную пушку способен на равных драться с Т-34 , Т-4 получает 75 мм 48 калиберную пушку и 80 мм броню и теперь поражать Т-34 и КВ мог с 1000 м, а вот они Т-4 с 600-500 м.
Я уж не гворю про Stug III.
Однако это пока не было проблемой - новые танки поступали крайне мало в войска, на вооружении еще находилось большое количество старых машин.
Первый звоночек прозвенел в марте 1943 года, а летом в составе панцерваффе уже было более 70 % новые танков, что и аукнулось нам потом летом -осенью 1943 года огромными потерями в танках и САУ.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена