Тадеуш Касьянов: «Наша армия должна быть подготовлена как одно большое спецподразделение»
Тадеуш Касьянов и Михай Волонтир на съемках фильма «В зоне особого внимания»
Президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ (ВФРБ и ТК), заслуженный тренер Российской Федерации по рукопашному бою Тадеуш Касьянов - личность легендарная. Более десяти лет был старшим тренером Московского военного округа. Основал первую группу каратэ в СССР, имеет 10-й дан. Таких людей в мире немного. Как каскадер, постановщик трюков и актер, снялся в 19 фильмах. Наиболее известные - «В зоне особого внимания», «Пираты 20 века».
…Наш разговор проходил в тренировочном зале. И пока 79-летний Касьянов лихо метал ножи, я задавал вопросы.
- Тадеуш Рафаилович, сегодня интенсивно развивается ножевой бой и спортивное метание ножей. Чем они интересны?
- Если мужчина подержит в руках метательный нож, он этим спортом заражается.
- Чем спортивное метание отличается от прикладного?
- Спортивное метание - только с определенных дистанций. Нож летит, как пропеллер, делает обороты, его видно и от него можно уйти, поскольку невысока скорость. Прикладное метание приближено к боевым ситуациям: нож летит быстро, невидим в полете, потому что боевой нож обычно черного или бронзового цвета. Дистанция должна быть реальной, просчитанной. Такая подготовка в армии займет от силы раза два в неделю.
- Вы ножи сами делаете?
- Чаще заказываю. Один (показывает мне) сделан по заказу десантных частей. 18 сантиметров ручка, 12 - лезвие, весит 300 граммов. Такой нож летит лучше других.
- Десантники выдали вам техническое задание?
- Мы сами предлагаем, даем им предварительно чертеж. Потом идет исправление, подгонка. Главное, нож должен быть сбалансирован, то есть ручка должна быть несколько тяжелее.
Как и ножи, можно метать гвозди, лучше 200-миллиметровые, можно отвертку - принцип тот же.
- Для чего хорошо вооруженной армии ножевое метание?
- Мало ли - отказал автомат, кончились патроны… Мне ребята, воевавшие в зонах конфликтов, рассказали: «Все, чему вы учили по ножу, пригодилось в боях».
- Ваша методика внедрена в российских войсках?
- Пока нет. Ко мне приезжал за наукой майор, начальник физподготовки. Я подал ножи - показывай! У майора ни одного попадания. Я уверен, наша армия должна быть подготовлена как одно большое спецподразделение.
- И Ракетные войска стратегического назначения?
- А если ракетную базу попытаются захватить? А захватывать будут не простые люди. Им же надо противостоять.
- На тульском предприятии ОПК мне показывали короткоствольный автомат, легкий пистолет, который можно без опасения носить заряженным. Они предназначены для экипажей БМП, БТР, танков в ближнем бою.
- Опять ситуация: кончились патроны, а к автомату штык не примкнешь...
- Ваши ножи экипаж боевой машины мог бы носить с собой?
- Штуки три - вполне.
- Что еще из холодного оружия может пригодиться экипажу?
- Металлическая цепь, короткая палочка с заточенным концом - явара, многосекционная нунчака - чедибя, которой можно опоясаться. К этому набору добавим металлические пластины. Я поправил китайские пластины с вогнутыми краями, и поражаемость стала выше процентов на 30-40. Попробуйте вынуть пластину, вошедшую в стенд! На тренировке в Рязани я предложил это сделать генералу-десантнику весом килограммов под 120 - не смог. А носить пластины можно в кармашках бронежилета. Недавно в Донбассе в парня стреляли - пуля отскочила от пластины.
- Как я понял, вы предлагаете военным взять на вооружение ваше оружие. Как они реагируют?
- Еще никак. Видимо, действует принцип: сам не умею, значит, никому не положено... Не осознали пока... Давно, на съемках одного фильма, я передал знакомому генералу 30 пластин, но нигде их не видел у военных.
Тадеуш Касьянов на тренировке ножевого боя
- В 1980-е годы вы с товарищами, абсолютно гражданские люди, оформили первую в стране Федерацию рукопашного боя. А что у военных?
- Я позвал милицию, армию - никто не пришел, сказали, будем создавать свои федерации. Создали на семь лет позже нас. Мы часто у них выигрывали на соревнованиях. Причем мы работали без защитных устройств, как в реальном бою. Они на себя надели каски, маски, перчатки… Если снять с них всю эту мишуру, обнаружится черепаха без панциря.
- Вы написали восемь книг, я видел последнюю, написанную в соавторстве с Сергеем Катанским, - «Теория и практика восточных единоборств». Наши военные их читали?
- Не думаю. Почему-то им это пока что неинтересно.
- В каких случаях может пригодиться военным ваше искусство?
- Рукопашный бой, в который входят метание ножей и ножевой бой, прежде всего поднимают дух бойца. Дух! Наш пилот, который в Сирии погиб (Герой России майор Роман Филиппов, - авт.), - духовитый парень! Гранату вместе с собой взорвал: «Это вам за пацанов!». Наличие духа много раз доказывали и мои ученики, а их у меня в силовых структурах немало. Наша инициативная группа сделала подарок Советскому Союзу, развив в стране каратэ, а в 1989 году преподнесли стране еще и рукопашный бой.
- Почему в СССР запрещали каратэ?
- Партийная верхушка боялась идеологического влияния извне. Нас, спортсменов, спрашивали, что у вас за идеология? Мы отвечали бодро: «Марксистско-ленинская!» - «Но у вас плакат с корейскими иероглифами и косичками. Надо убрать...» А рядом висел другой плакат с текстом: «Неразумно и даже преступно поведение той армии, которая не стремится овладеть всеми видами и средствами борьбы, которые есть или могут быть у неприятеля». Подпись - Ленин. Не придерешься.
- Якобы бандиты оказывают грамотное сопротивление милиции и спецслужбам приемами каратэ...
- У меня в Центральной школе каратэ занимались 1.500 человек, среди которых много было милиции и комитетчиков. У своих учеников я спрашивал:«Было такое, что бандиты пользовались каратэ?» - «Нет, отвечают, не было». Никто бандитов у нас каратэ не обучал, да они никогда долго этим заниматься не будут - они или колотые наркоманы, или пьяные, или прокуренные.
- А на съемках фильмов могли же кого-то неосторожно «задеть»?
- Я никогда не нарушу дистанцию: останавливал кинжал или шашку в миллиметре от киношного противника. Какой бы я был каскадер, если бы не умел делать это?
- Откуда узнали о каратэ?
- Подвозил своего будущего учителя Алексея Борисовича Штурмина. В машине у меня лежала книга полковника Паркера (он из «зеленых беретов») о кунг-фу - жесткий стиль «багуа». Штурмин спросил: «Занимаешься? Из боксеров?» - «Да, мастер спорта». Он обещал объяснить, что к чему. Пришли к нему домой, сняли пиджаки. Ну, говорит, нападай. Я двинулся на него, как боксер. Гляжу, у моей головы замелькали его ноги - он слегка прошелся по мне. Я и понять ничего не могу... Оказалось, это квонг-тху. В переводе, кулак - бой. Этим стилем занимались северокорейские полиция и армия. У них - классные бойцы!
Тадеуш Касьянов, старший инструктор клуба (слева), обладатель черного пояса и Алексей Штурмин, председатель советской комиссии по каратэ, обладатель черного пояса.
- И сейчас?
- Да. Южная Корея - в подметки не годится. У меня тренировался военный переводчик, подполковник, он видел, как тренируется личная охрана Ким Ир Сена. И Алексея Штурмина, моего учителя и тренера, учил северокорейский инструктор. Мы воспроизводили их методы. Северокорейцы более фанатичны. Тоталитарный режим, что ли хорошо на фанатизм влияет?
- Обязательно ли нужны природные данные, чтобы достичь хороших результатов в восточных единоборствах?
- Только воля и желание. И труд, конечно.
- А вы в армии служили?
- Срочную. Сначала в ПВО, потом перевели в личную охрану коменданта города Риги. Охраняли гауптвахту - бывшую политическую тюрьму, где когда-то сидели «всесоюзный староста» Калинин и жена Ленина - Крупская.
- В каком звании закончили службу?
- Я всю жизнь рядовой.
- Вас ведь наградили медалью «За ратную доблесть».
- Военные подсчитали, что я и помощники с 1969-го по 1990 год подготовили 230 - 240 тысяч человек, а с 1990-го по нынешний день - еще примерно столько же. Итого - полмиллиона. 23 февраля мне раз 200 позвонили с поздравлениями из разных уголков мира - из Израиля, Франции, Америки, Канады… Ученики.
- Слышал, вы работали и со спецназом ГРУ?
- Три раза меня приглашали в «Вымпел», и три раза мне по разным причинам пришлось оттуда уходить. Но поплавал с боевыми дельфинами.
- Вы говорили ученикам: «Я покажу, как вас будут убивать». Что это значит?
- Десантники должны понимать, как будет идти реальный рукопашный бой с ножами. Мы на каждое возможное движение противника отрабатывали приемы. То есть то, что надо делать, чтобы не убили.
- Здесь у вас я впервые услышал слово «штыкач». Что это?
- Так говорят о тех, кто занимается штыковым боем. У нас в 1963 году его упразднили, но мы сегодня его опять продвигаем.
- В современной армии штык неактуален, мне кажется.
- Именно это упражнение, родившееся при Суворове, дает бойцу дух. Весь генеральный штаб Японии тренируется с мечами. Что они, собираются с мечами воевать? Даже когда военному человеку требуется нажать кнопку пуска ракеты, нужен дух. Поэтому мы отрабатываем даже приемы против палки.
- Рукопашный бой и каратэ выше бокса?
- Намного. Боксерам я это доказывал, работал при этом только руками, не пуская в ход ноги. В стиле винчунг есть раздел «прилипающие руки»: своими движениями я «заклеиваю» их руки, то есть прижимаю и увожу в стороны, и они уже ничего не могут сделать. А я в это время «прохожу по точкам» - показываю «летальный треугольник». Если по этим точкам ударить как следует, через три месяца сердечко будет сокращаться все медленнее - 60 ударов, 58, 57 и так далее...
- В специальном фильме «Набат» для Комитета государственной безопасности СССР вы сыграли командира группы захвата…
- Там мы берем самолет Ту-134 за 42 секунды. В датско-английском фильме «Выкуп» при захвате самолета гибнут три сотрудника. Мы учли их ошибки.
Кадр из фильма «Набат»
- Сегодня много пишут о спецназе. Каким он был в СССР? Что нужно сегодняшним спецназовцам?
- У меня была возможность поработать с этим контингентом - принимал экзамены на инструктора рукопашного боя у морских пехотинцев. Молодые ребята, все прапорщики и офицеры, готовые порвать любого противника, но духа оказалось недостаточно - не смогли продемонстрировать приемы рукопашного боя из Наставления по физической подготовке. Из полусотни прошел один, потому что на «гражданке» два года занимался каратэ. В другой раз, для массовки в фильме «В зоне особого внимания», объехал пять полков ВДВ.
Десантники много и бессистемно бегали, много прыгали с парашютом, мало и плохо стреляли, совершенно не знали каратэ и рукопашного боя. Зато много маршировали, строили, подметали территорию. В советские времена была поговорка: «ВДВ - это стройбат, прыгающий с парашютом».
Наши потенциальные противники - американцы - даже в те годы имели в армии четверть миллиона инструкторов рукопашного боя. Сорокалетний полковник рейнджеров должен подтянуться двадцать раз, из пистолета выбивать 95 очков из 100 возможных, пробежать сто метров не ниже второго разряда (по-нашему). Вряд ли советские офицеры такой же возрастной группы с необъятными талиями могли выполнить эти упражнения. Стрелковая подготовка была на высоте даже в австрийской антитеррористической «Кобре». Агент ФБР выстреливает в день до 500 патронов из различных видов автоматического оружия. Вот и попробуй с ними потягаться наш воин, отстреливающий по 3 патрона два раза в год.
Российский спецназ
Помню, я присутствовал при наборе призывников в роту спецназа 27-й бригады в Теплом Стане в Москве. Передо мной стояли дохлые 18-летние пацаны, только двое из 160 имели 3-й разряд, да и то по футболу.
Должно быть, всем уже понятно, что нам нужна система подготовки спецчастей, нужен Центр по подготовке инструкторов рукопашного боя. Кадры спецназа надо готовить с допризывного возраста, по методике, практикуемой во ВФРБ ТК.
А в основу подготовки надо поставить наш национальный вид спорта - рукопашный бой. При этом государство должно дать гарантии, что наш рейнджер будет обеспечен всем необходимым, семья получит хорошую квартиру, а в случае инвалидности или гибели кормильца - достойную страховку.
Плохо, если спецподготовка пущена на самотек, а тренируют спецназ какие-то «инструкторы», квалификация которых вызывает сомнение. С группой офицеров мы разработали наставление для войск национальной безопасности, есть и финансовое обоснование. У ВФРБ и ТК вместе со Школой боевых искусств «СЭН Э» - более чем тридцатилетний опыт преподавания и обучения каратэ и рукопашному бою различных спецподразделений. Занятия проводят тренеры высшей категории, мастера спорта по рукопашному бою и традиционному каратэ, чемпионы Москвы, России. При этом мы, и как специалисты, и как граждане страны, обеспокоены растущими пацифистскими настроениями молодежи.
Поэтому, пользуясь случаем, обращаемся к руководству Министерства обороны полнее использовать опыт ВФРБ и ТК - как при подготовке допризывников, так и при подготовке бойцов спецподразделений.
- До какого возраста планируете тренировать и тренироваться?
- До самого-самого… Нас было пятнадцать боксеров - «гвардейцев» 1938-1940-х годов рождения. Сейчас в живых - двое. И когда из почти 80 лет жизни 66 отдано профессиональному спорту - при этом ты знаешь, что осталось не так много, - хочется успеть передать все, что умеешь, своим ученикам. Увы, немногочисленным.
- За рубеж работать приглашали?
- И не раз. Побывал во многих странах и понял - я могу жить только в России.
Николай Поросков
Источник:
34 комментария
7 лет назад
Между тем что простому солдату, что спецу рукопашка нужна только в качестве физ.подготовки, ну и тренировки бойцовского духа. Вероятность практического применения в бою нулевая. Что отлично характеризует старый баянистый анекдот про что должен сделать спецназовец чтобы вступить в рукопашный бой с противником.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена