Невольники Британской империи
9 февраля 2015 года Министерство финансов Великобритании поздравило подданных Елизаветы II в своем Твиттере: «Миллионы из вас благодаря налогам помогли положить конец работорговле. Знаете ли вы, что в 1833 году Британия потратила 20 миллионов фунтов на то, чтобы купить свободу всем рабам в Империи?
Сумма заимствованных для закона об отмене рабства денег была столь велика, что выплачивалась вплоть до 2015 года. А это значит, что ныне живущие британские граждане помогли расплатиться за отмену работорговли».
Твит, как это часто случается в министерствах Ее Величества, был быстро удален, потому что вызвал бурю негодования в сети. Однако, как это случается не менее часто, цитируется до их пор.
Мне всегда казалось удивительным, что Великобритания первой среди европейских стран отменила рабство. Образ этой жестокой империи плохо вяжется с гуманизмом. Если, разумеется, черпать информацию и ощущения не только по прекрасным сериалам и фильмам из жизни английской элиты.
Недавняя статья в The Guardian Смирится ли Британия со своими преступлениями против человечности? вносит необходимые уточнения.
Автор приходит к неутешительному выводу: «К 1833 году экономическая система британского рабства уже была при смерти, оставалось только покончить с ней официально». Возможно и так, но другие страны последовали примеру англичан далеко не сразу — например, в США рабство было отменено в 1865 году, в Бразилии в 1888 году, в Османской империи в 1897 году (де-факто в 1923 году), в Китае в 1910 году. В Саудовской Аравии рабовладение продержалось до 1962 года. Последней стала Мавритания, в которой рабство было упразднено президентским указом в 1981 году.
Подсчитано, что с XV по XIX век более 11 миллионов закованных в кандалы чернокожих пленных были насильственно перевезены из Африки в Америку. Начиная с последних десятилетий 1400-х годов, африканцев похищали из семей, сгоняли в темные ямы, а затем в корабельные трюмы. К концу XVII века англичане стали доминировать в работорговле, обогнав португальцев, испанцев и голландцев. Половина всех африканцев, обращенных в рабство в XVIII веке, была перевезена в трюмах британских кораблей.
Но для меня представляют интерес вовсе не дела минувших дней, хотя автор раскрашивает свой рассказ некоторыми пикантными и неизвестными мне подробностями. Например, такими:
Пленников часто бросали за борт, когда те были больны, обладали чересчур сильной волей или их было невозможно прокормить. Тех, кому удавалось пережить путешествие, выбрасывали на берег и продавали тому, кто больше заплатит, снова и снова, как финансовые активы. Матерей разлучали с детьми, мужей — с женами, люди становились собственностью. Рабов насиловали и линчевали, клеймили, избивали и калечили.
Многие рабовладельцы в своих дневниках, справочниках, газетных статьях и письмах с готовностью признавали все те наказания и нарушения, которым подвергали чернокожих людей на тростниковых полях и в стенах своих домов.
Возьмем, к примеру, непростительные воспоминания о насилии и хищничестве, которыми полон дневник Томаса Тислвуда, британского рабовладельца на Ямайке в середине 1700-х годов. В свои 37 лет Тислвуд описал 3 852 случая половых контактов с 136 порабощенными женщинами на Ямайке. В записи от 23 июля 1756 года он описал наказание раба следующим образом: «Слегка выпорол его, хорошенько натер спину уксусом, заставил Гектора испражниться ему в рот, сразу же засунул туда кляп и заставил ходить с ним 4 или 5 часов».
Оказывается, в Англии рабство было отменено не совсем так, как я себе представлял. Скажу мягко, не как крепостное право в России.
В статье рассказывается, что банкиры Натан Майер Ротшильд и его шурин Мозес Монтефиоре согласились одолжить британскому правительству 15 миллионов фунтов стерлингов, а позже правительство добавило к этой сумме еще 5 миллионов. Общая сумма составила 40% годового дохода правительства, что сегодня эквивалентно примерно 300 миллиардам фунтов стерлингов. Именно этот заем и удалось погасить почти через два века, в 2015 году.
На что же пошли эти сумасшедшие деньги?
Первое что, приходит в голову, — на компенсацию рабам. Согласитесь, такая акция и была бы проявлением гуманизма. Но в королевстве обычная человеческая логика никогда не действовала.
The Guardian подробно описывает, какие баталии в начале XIX века развернулись в парламенте вокруг компенсации… рабовладельцам. В Великобритании таких оказалось 47 тысяч человек, среди которых был, например, предок Дэвида Кэмерона, имевший 202 раба. Им-то в конечном итоге и выплатили деньги — как людям, потерявшим собственность.
А за кредит банкиров почти двести лет расплачивались подданные Короны своими налогами, о чем радостно сообщило Министерство финансов, пытаясь, видимо, поднять дух патриотизма. Но столкнулось, как мы уже знаем, с прямо противоположной реакцией простых англичан. Которые вдруг узнали, что из поколение в поколение, по сути, набивали карманы миллионеров-рабовладельцев — из собственных довольно дырявых карманов.
Конечно, подданных Ее Величества нельзя назвать рабами. Все же труд у них не невольничий. Похожи они на негров с хлопковых полей только тем, что не имеют права голоса и не знают, на что идут их налоги.
В англосаксонском шкафу столько скелетов, что лучше бы им не теребить наших. Со своими бы для начала разобрались.
Источник:
39 комментариев
7 лет назад
ps даже сраная сосасола стала 0,9 л. ))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Я могу понять почему англичане порабощали ниггеров - разный язык, разный цвет кожи, разная религия, разный уровень развития, у них все было разным!
А у русских дворян рабами были такие же русские! Люди одного с ними цвета кожи, языка, веры и уровня развития!
Если англичане вели себя по отношению к африканцам как звери? русские вели себя также, по отношению к таким же русским!
Для меня это было загадкой с тех пор как я посмотрел "Гусарскую балладу" за что сражались крепостные в войне 1812 года? За то чтобы оставаться крепостными?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Оригинал взят у evg_ko в Реалии крепостного рабства
Одно дело слушать в школе занудливые истории про крепостное право, другое - читать московские газеты тех времен с ценами и адресами:
1800 Объявление в "Московских ведомостях" 22 февраля 1800 года - часть 1
Вначале предлагаются семейные пары трезвого состояния для практичных хозяев: Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, женаж его прачка, цена оному 500 руб., другой рещик 29 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также белье шьет хорошо, и цена оному 400 руб., и все оные люди хорошего поведения и трезвого состояния. Видеть их могут на Остоженке, под N309.
Любителям музыки и галантереи с вензельками предлагается более деликатный, и, судя по всему, более дешевый товар: Продаются 3 девушки видные 14 и 15 лет и всякому рукоделию знающие, кошельки с вензельками вяжут и одна из них на гуслях играет. Видеть и о цене узнать Арбатской части 1 кв. N 1117
Лошади оптом были примерно в той же цене - по 200 рублей за штуку: Продается шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 руб.
Объявление в "Московских ведомостях" 22 февраля 1800 года
Вообще, похоже, что наибольшим спросом пользовались профессионалы мужского пола, женщины и девки шли как приложение:
12) В доме Микулина, близ Никитских ворот, в приходе Федора Студита, продается 21 года кучер, хорошего поведения.
За Сухаревой башней, в 3-й Мещанской улице, в доме Г. Кавелина продается кожевенный мастер, 26 лет, с женою, да девка рабочая.
Но иногда рекламой было просто хорошее поведение товара - с этим, наверное, было важно не ошибиться: "Продается вдова 33 лет, всю черную работу умеющая, и девки 16 и 11 лет, к ученью понятные, хорошего поведения, в приходе Николы в Хамовниках, в доме Красовского".
Обращает на себя внимание высокая цена способного для обучения мальчика: Продается мальчик 15 лет, для учения способной, Хамовнической части 3 кварт. в приходе Знамения, что в Зубове, в доме Гжи. Насаткиной. Цена 300р..
Похоже, что перспективный воспитанник был дороже трезвого кучера и понятливых девок хорошего поведения...
С начала 18 века, с Петра I в России начинается де факто крепостное рабство. Крестьян раздают в частную собственность как безгласных рабов. Уже при Петре разрешается разбивать семьи и продавать людей врозь, по отдельности. Крестьяне лишаются собственности: их имущество может быть изъято за долги помещика. Начиная с Елизаветы Петровны, крестьян уже не считаются гражданами: они не присягают новому императору. За них это делает помещик.
Особенно неприятно то, что властная, интеллектуальная и нравственные элиты российского общества были совсем не против порабощения крестьян.
Историк Андрей Борисович Зубов восклицает: Для меня это самое великое проклятье Императорской России. Ни с чем не сравнимое. Ни с чем. Я много занимался крепостным правом. Это наш позор, это наш кошмар. Позор и кошмар еще в том плане, что в Англии и Соединенных Штатах огромное количество людей боролось против рабства, а у нас никто не боролся. У нас никто крестьян своих не отпустил! Кроме Огарева. Ни Хомяков не отпустил, ни Киреевский не отпустил; никто не отпустил из наших философов правдолюбцев. У кого они были, конечно. У кого не было, у того некого и отпускать. Даже замечательный наш Новиков (???), который всячески пропагандировал христианство, издавал на русском языке богословские тексты и который сделал действительно очень много, благополучно торговал мужиками. Это считалось нормальным .
Выступление А.Б. Зубова в Третьяковской галерее
Ну а вторая печать это полная деградация церкви, которая согласилась стать служанкой царской власти. А третья печать это держать в невежестве народ Мы разучили наш собственный народ. Неграмотность русских ужасна, но эта неграмотность не от века. Русский народ, суда по берестяным грамотам (сейчас находки уже есть и в Смоленске, я не говорю про Новгород и Старую Руссу), в 12-13 веках был одним из самых грамотных в Европе, если не самым грамотным. А в 16-17 веке его сделал самым неграмотным народов в Европе. В начале 20 века только румыны новобранцы были более неграмотны, чем русские Даже Сербы, долго время находившиеся под властью Османской Империи, были более образованными, чем русские .
Интересно, что популярное представление о высокой религиозности 19 века является ошибочным. В другом своем выступлении Андрей Борисович подробно рассматривает этот вопрос. Здесь я хочу лишь отметить, что даже Библию было запрещено распространять среди народа.
Писание не читалось. Более того, на русском языке его не было до 60-х годов. И Вы думаете не было, просто потому, что не удосужились перевести? Ничего подобного. Владыка Филарет и Александр I сделали перевод писания на русский язык. И в 24 году, к сожалению, по требованию церкви этот перевод писания был сожжен на кирпичных заводях Александро-Невской Лавры. Потому что не хотели народу давать Писание. И прямо при Николае I говорилось, что нельзя читать Писание, потому что от него, от его неправильного толкования могут быть смуты в народе
Выступление А.Н. Зубова Христианство и патриотизм
Те же европейцы в этот период предпочитали использовать негров в качестве рабов. Конечно, справедливости ради необходимо отметить, что белые люди тоже могли быть рабами, но такая практика не прижилась. У нас же в полуторавековое рабство попали свои люди: одной национальности, одного языка и культуры, одной веры с помещиками.
Русские крепостные рабы стоили в 5 раз дешевле негров
26 ноября по старому стилю (9 декабря в XXI веке) Юрьев день, в который в России крестьяне могли переходить от особо жестокого или самодурствующего помещика к более порядочному. Но так было лишь до 1590-х годов, после чего правительство прикрыло им эту лазейку и закрепило как живую собственность только за одним хозяином. Тогда то и сложилась поговорка Вот тебе, бабушка, и Юрьев день .
При этом вопреки распространённому заблуждению, помещичьи крепостные крестьяне составляли вcё же не подавляющее население России (к моменту отмены крепостного права примерно 35% населения). В то время в стране уже было фактически несколько крестьянских сословий, многие из которых получили свободу на несколько десятков лет раньше.
Больше всего повезло бывшим монастырским и церковным крестьянам, получившим личную свободу ещё при Петре III и Екатерине II в 1762-1764 годах. Начиная с 1803 года относительно небольшое количество крестьян смогли выкупить себе вольную по указу Александра I о вольных хлебопашцах. В годы царствования этого же императора вскоре после войны с Наполеоном было отменено крепостное право и в части наиболее европейских регионов империи в российской части Польши, в Эстонии и Латвии. В Финляндии крепостного права и вовсе никогда не было. А в 1837 1841 годах благодаря так называемой Реформе Киселёва (известного противника крепостного права, тогдашнего министра государственных имуществ Павла Киселёва) стало фактически свободным и огромное сословие государственных крестьян. Тем не менее даже 35% более трети населения лично несвободных людей всего 155 лет назад это очень много. Не так то уж давно это было: хорошая черепаха живёт дольше и за какой-нибудь престарелой Тортиллой из зоопарка ещё вполне мог ухаживать крепостной.
Крепостные в России и рабы во французских колониях
Поль Дюкре, бедный, но хорошо образованный эмигрант, приехал в Россию и создал в Москве в начале 19 века французскую школу... В 1822 г. он опубликовал книгу Россия и рабство и их взаимоотношения с европейской цивилизацией .
Идея, которую развивает г-н Дюкре по ходу книги: Россия по сравнению с Францией совсем нищая страна. Русский крепостной начала 19 века в пересчете на франки стоил 400-600 франков, и приносил хозяину самое большее 50 франков дохода в год (10%). В то же время негр-раб во французских колониях того времени стоил 2-3 тысячи франков и приносил 200-300 франков прибыли в год. Царская Россия царство неэффективности.
Николай Касаткин, Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка , 1928 год
Ну а что? Поскольку русский крепостной давал дохода немного, то ценился он дешево. Дешевле собаки для псовой охоты. Если толпу людей можно обменять на трех щенков, то чего б не заставить кормить их грудью? Щенок-то всяко дороже человеческого детеныша стоит...
Как пишет Дюкре, во Франции в самых отсталых районах даже небольшое вдовье хозяйство из 2-3 женщин может дать 300-400 франков дохода в год, из которых половину эти женщины обыкновенно отдают владельцу земли. В России такое же хозяйство не даст помещику вообще ничего, хорошо если они прокормят сами себя...
Из печального (по сравнению с Францией) состояния сельского хозяйства в России Поль Дюкре сделал еще один интересный вывод: русский дворянин (в среднем) самый нищий в Европе, а бюджет Российской империи самый тощий среди крупных держав. То есть дворянская рулетка в Баден-Бадене и всякие янтарные комнаты это, современным языком, понты нации нищебродов...
https://ladstas.livejournal.com/502576.htmlhttps://ladstas.livejournal.com/502576.html
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена