Шедевры фантастики - замечательные, но не самые известные авторы
Сюда не входят
1.Классики (Толстой, Булгаков, Беляев, Казанцев, Адамов, Обручев, Ефремов, Мартынов, Стругацкие, Снегов, Булычев, Крапивин Пелевин)
2. Растиражированные – Головачев, Звягинцев, Перумов, Бушков, Фрай, Олди, Семенова, Лукьяненко
3.Циклы - типа «вселенная сталкер», «вселенная метро», «русская боевая фантастика», «попаданцы», «русское романтическое фентези» и т.д.
1. Андрей Балабуха
Андрей Дмитриевич Балабуха родился 10 апреля 1947 года в Ленинграде. Член Профессиональной группы писателей при Ленинградском отделении Литфонда РСФСР (с 1974 г.), затем (с 1988 г.) — член Союза писателей СССР и (с 1992 г.) — Союза писателей Санкт-Петербурга; председатель секции фантастической и научно- художественной литературы. С 1983 года соруководитель (совместно с Анатолием Федоровичем Бритиковым), а с 1996 года — руководитель Студии фантастики. В 1994 — 1999 годах президент Благотворительного литературного Беляевского фонда.
В литературе дебютировал в 1966 году участием в коллективной радиоповести ленинградских писателей-фантастов «Время кристаллам говорить». Первый рассказ «Аппендикс» был опубликован в 1967 году в ежегоднике «Фантастика» издательства «Молодая гвардия». Выступает как прозаик, поэт, критик, переводчик, составитель отдельных сборников и книжных серий, а также литературный и научный редактор.
Переводил фантастику Джеймса Грэма Болларда (Великобритания), Алгиса Будриса (США), Альфреда Элтона Ван-Вогта (США), Клиффорда Саймака (США), Роберта Сильверберга (США), Роберта Энсона Хайнлайна (США); детективы Артура У.Апфилда (Австралия), Джона Бьюкена (Великобритания) и Питера О’Доннела (Великобритания); вестерны Луи л’Амура (США); повести-сказки Джорджа Мак-Дональда (Великобритания) и др.
Мне Балабуха запомнился своими рассказами, которые читал еще в «Искателе» и кажется «Технике молодежи» (или «Юном технике»?).
Вообще, всех авторов-фантастов в этой подборке можно разделить на 3 группы – те, которые еще умудрялись печататься при СССР (читатели моего поколения 70-х гг. рождения и чуть старше наверное их всех вспомнят, а вот помоложе – вряд-ли), первая «новая волна» с началом перестройки – печатались в основном в отличных сборниках «Молодая гвардия», и вторая «новая волна» –со второй половины 90-х и по наше время (вот тут найти жемчужины в горах другого «продукта» уже гораздо сложнее, неблагодарное это занятие).
2. Александр и Сергей Абрамовы
Александр Иванович Абрамов — писатель, критик, киносценарист. Членом Союза писателей СССР.
Родился в Москве, окончил Литературный институт имени В.Я. Брюсова и Дебютировал в литературе еще в двадцатые годы, первым его опытом стала фантастическая повесть «Гибель шахмат» (1926). Лишь в 1966 году Александр Иванович вновь обратился к фантастике. Популярный альманах «Мир приключений» опубликовал повесть «Хождение за три мира». Но авторов у этой повести было уже двое. Сергей Абрамов к тому времени заканчивал Московский автодорожный институт и к литературной деятельности себя не готовил, хотя писал стихи, печатал заметки в московских газетах. Именно Сергей Александрович навел своего отца на мысль о фантастической повести, рассказав тому об идее множественности пространств.
Новый литературный дуэт был встречен читателями, да и критикой тоже, вполне доброжелательно. Очевидно, повесть пришлась по душе и самим авторам, потому что вслед за нею они написали серию рассказов, составивших сборник «Тень императора» (1967). В основу этих рассказов легли гипотезы из области биологии, физики, кибернетики, отталкиваясь от которых авторы строили острый, увлекательный сюжет. В 1968 году Абрамовы выпустили свой первый большой фантастический роман «Всадники ниоткуда», который, несмотря на разноречивые отклики в прессе, вероятно, можно назвать лучшим из всего, что написано ими вдвоем. «Всадники ниоткуда» — типичный роман «о контакте», контакте с существами, абсолютно не похожими на людей и получившими название «розовых облаков».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов романы и повести Сергея Абрамова, написанные в соавторстве с отцом — Александром Ивановичем Абрамовым, пользовались немалым успехом у поклонников научной фантастики. Сборник научно-фантастических рассказов «Тень императора», романы «Всадники ниоткуда», «Рай без памяти», «Хождение за три мира», «Селеста-7000», «Всё дозволено», «Повесть о снежном человеке»… Все эти произведения неизменно печатались тогда в «рамочке» — популярной «детлитовской» серии «Библиотека приключений и научной фантастики».
С начала 70-х годов Сергей Александрович Абрамов начал писать самостоятельно.
Сам помню их по ярким и самобытным рассказам, которые с интересом читаются и сейчас. Это было время, когда Стругацкие написали «Страну Багровых туч» и «Путь на Амальтею», в то время фантастика дышала космосом, экспансией человечества, тягой к звездам, верой в прогресс… И никаких попаданцев, постапокалипсиса, смертельных зомбовирусов и прочей депрессухи).
3. Александр Мирер
В 1960-х годах Александр Мирер входил в неформальный московский кружок писателей-фантастов, собиравшийся в редакции фантастики издательства «Молодая гвардия» (в кружкок этот входили также Аркадий Стругацкий, Север Гансовский, Анатолий Днепров, Еремей Парнов, Михаил Емцев, Дмитрий Биленкин, Ариадна Громова, Роман Подольный). Александр Мирер дебютировал в фантастике повестью «Будет хороший день!» (1965). Его первая авторская книга — детская фантастическая повесть «Субмарина «Голубой кит» (1968). В 1969 году были опубликованы две повести, которые сделали Александра Мирера одной из наиболее заметных фигур в советской фантастике того времени — «У меня девять жизней» (расширенный вариант вышел книжным изданием в 1990 году) и «Главный полдень» (в 1976 году расширенный вариант выпущен как роман «Дом Скитальцев», по мотивам романа поставлен художественный фильм «Посредник» (1990).
Двухсерийный фильм «Посредник» 1990 г. также настойчиво рекомендую к просмотру – настолько он не характерен для нашего кино – снят весь в сепии, почти ч/б, шикарная атмосферная музыка, толика «сумасшедшинки», ну и классический НФ сюжет + погружение в нашу безрекламную и аутентичную молодость конца 80-х начала 90-х. Отличный фильм, хотя сам Мирер его критиковал, по нему вообще отдельную тему можно сделать.
4. Альфред Хейдок
Это совершенно замечательный автор. Родился еще в позапрошлом веке, умер в 1990 году. Был хорошо знаком с Рерихом. В 1934 году выходит сборник Хейдока «Звёзды Маньчжурии», предисловие к которому написал Н. К. Рерих. Долго жил в Китае, вернулся в СССР, за переписку с Рерихом был репрессирован, потом оправдан, вообще по биографии этого человека (погуглите сами) можно диссертацию писать. Меня его рассказы – Храм снов, Три осечки, Манчжурская принцесса, Шествие мертвых, Безумие желтых пустынь и другие просто восхищают до дрожи. В СССР естественно не печатался, его рассказы появились в некоторых сборниках «Молодая гвардия» с конце 80-х. Я бы его назвал русским Эдгаром По, хотя у Хейдока, имхо, куда более глубокие экзистенциальные и мистические вещи, взгляд в потусторонее. Классической фантастикой назвать конечно нельзя, но таланта Хейдока это не умаляет.
5. Дмитрий Биленкин
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Биленкин — общепризнанный мастер научной фантастики. В этот период выходят сборники произведений писателя: «Марсианский прибой» (1967), «Ночь контрабандой» (1971), «Проверка на разумность» (1974). Успех Биленкину принес цикл о психологе-интеллектуале Полынове — герое-«сверхчеловеке» близкого будущего, чьи подвиги обусловлены не уникальными физическими данными и не оружием и воинским искусством, а интеллектом и знанием психологии (повести «Десант на Меркурий», 1967; «Космический бог», 1967; «Конец закона», 1980). К циклу также примыкает повесть «Сила сильных» (1985), в которой действует потомок Полынова.
Биленкин создал запоминающиеся образы иных миров НФ и их первооткрывателей. Марсианская тема отражена в ряде рассказов: песчаные волны Марса в «Марсианском прибое» (1966), марсианские альпинисты — в «Снегах Олимпа» (1975). Биленкин создает ледяную планету («Ничего, кроме льда», 1974), и вулканическую («Сокровища Нерианы», 1975). Нередко Биленкин обращается к вопросам экологии природы и экологии человека (рассказы «Художник», 1967; «Догнать орла», 1973; «Здесь водятся проволоки...», 1981; «Чара», 1969; «Давление жизни», 1970, «Уик-Энд», 1991). Впрочем, рассказам Биленкина не чужд и искрящийся юмор («Сберкасса времени», 1967; «Как на пожаре», 1968; «Гол в свои ворота», 1969; «Адский модерн», 1971; «Не бывает», 1974; «Выручайте, Мих.Мих.!», 1974; «То-то же», 1980; «Существует ли человек?», 1985; «Ремонт электронов», 1986).
В период с 1976 по 1981 гг. следуют переводы издательством Macmillan и издание на английском языке в США ряда рассказов Биленкина («Его Марс», «Город и Волк» о возможности «пересадки» человеческого разума животному, «Гениальный дом», «Однажды ночью», «Проба личности»). В СССР в 1980-е годы издаются сборники «Снега Олимпа» (1980), «Лицо в толпе» (1985), «Сила сильных» (1986), «Приключения Полынова» (1987).
Биленкину всегда претила халтура, в изобилии произрастающая на фантастической ниве. Умер в 1987 г.
На этом про первую когорту наших фантастов все (хотел еще Илью Варшавского, ну да ладно, в комментах можно будет). Перейдем к первой «новой волне» конца 80-х начала 90-х – вот это, имхо САМОЕ интересное,что было с нашей фантастикой
6. Евгений Дрозд
Строго говоря - сейчас это уже белорусский писатель, но для нас, made in USSR - он наш ))
Первые рассказы Е. Дрозд, всегда отдававший предпочтение малым формам, опубликовал в конце восьмидесятых годов. Такие произведения, как повести «Скорпион» и «Лекарство от энтропии», рассказы «Феникс» и «В раю мы жили на суше» вывели писателя в число наиболее заметных фантастов Белоруссии. В 1992 году в минском издательстве «Эридан» увидела свет первая авторская книга Дрозда — сборник «Тень над городом».
Использовал псевдонимы Анатолий Бирюков; Руслан Оварьевич Глосский; Тимофей Гневка; Дебилл; Дракула; Юджин Траш; Ермолай Шакута; Ермолай Шапутье. Евгением Дроздом переведено несколько детективных романов Чейза, Брауна, Гарднера и т.п. Из фантастики — сборник рассказов Роджера Желязны, роман Ричарда П. Хенрика «Экологическая война» и роман Брайана Олдисса «Малайсийский гобелен». В 1990 в симферопольском издательстве «Таврия» вышел сборник рассказов, переведенных Евгением Дроздом с английского «Общественное порицание».
Рассказы Евгения Дрозда «Феникс» и «В раю мы жили на суше» включались в ежегодные антологии НФ Мюнхенского издательства Вильгельм Хейне Ферлаг «Невеста времени» (Die ZEITBRAUT, 1993), «Летчица» (Die PILOTIN, 1994) и «Дорога на Кандарай» (Die STRASSE NACH CANDAREI, 1995).
Знаю, тут много любителей П/А – почитайте его повесть «Скорпион» - уверен, зайдет всем.
7. Елена Грушко
Хочу наконец немного разбавить мужской коллектив подборки. Хотя почему-то каждый первый пишет, как его «тошнит от женской фантастики» - не знаю, у меня, например, Урсула Ле Гуин один из любимейших авторов (можно навскидку еще Андре Нортон вспомнить, Мэри Стюарт или Энн Маккефри – отличная качественная литература), может просто мало дам именно классическую фантастику пишет – больше фэнтези и романтическую?))
Первая новелла Грушко «Не жена», опубликована в журнале «Дальний Восток». Повести и рассказы Елены Грушко объединены в сборниках «Последний снег апреля» (1984), «Добрыня» (повести Добрыня и Последний чогграм, 1986) и «Картина ожидания» (1989); в ант. изд. повесть «Венки Обимура» (1990).
В конце 1990-х годов Елена Грушко обратилась к истории и детективам. Сменив жанр, сменила и фамилию на псевдоним Елена Арсеньева. Автор около 50 любовно-авантюрных, исторических и криминальных романов (вот собственно где-то после 1990-го года ее читать и не советую)))
Могу порекомендовать повесть «Созвездие видений» - очень самобытная и качественная вещь, имхо.
8. Виталий Пищенко
Фантастику печатает с 1981 года. Первый рассказ — «Равные возможности» был напечатан в газете «Молодость Сибири», затем в течение десятилетия выпустил несколько повестей и рассказов («Замок Ужаса», «Миров двух между» и др.), переводившихся на национальные языки СССР и выходивших за рубежом, а после распада СССР более чем на десять лет «замолчал». В это время В. Пищенко писал очерки и публицистику, работал с прозаиками (не только фантастами) и поэтами.
В 1999 году он вновь обратился к фантастике. Вместе с писателем из Бендер Юрием Самусем продолжил работу над романом «Полынный мед» (первые главы были опубликованы в 1989 году, а в начале 2000-х отрывки из романа печатались в журналах «Наш современник», «Сокол», «Млечный путь»). Это произведение (в четырех томах) до сих пор не издано, как и написанный в соавторстве с Михаилом Шалаевым роман-фэнтези «По Живой Паводи». В 2002 г. вышел в свет сборник «Разлом времени», а в 2004 — роман «Укус скорпиона» (написанный в соавторстве с Ю. Самусем).
Рекомендую начать с повести «Замок ужаса» - легко читается, сочетает жанры детектива, НФ и фэнтези, очень приятное чтиво.
9. Андрей Белянин
В 1994 году был принят в Союз писателей России, имел на руках три сборника стихов и сказки «Рыжий и Полосатый», «Орден фарфоровых рыцарей».
В 1995 году, после публикации этих произведений в журнале «Юность», издательство «АРМАДА» пригласило Андрея Белянина к сотрудничеству. Вскоре была издана повесть «Джек Сумасшедший король».
Перу писателя также принадлежат романы из циклов «Меч без Имени» («Меч без Имени», «Свирепый ландграф», «Век святого Скиминока») и «Джек Сумасшедший король», а также романы «Тайный сыск царя Гороха», «Рыжий рыцарь», «Моя жена — ведьма».
Писатель на любителя, немного попсовый, но мне отлично заходит, когда просто отдохнуть с книжкой хочется, не сильно много думая)). Последнюю вещь особенно рекомендую, написана с отличным юмором )))
10. Андрей Столяров
В литературе начинал как фантаст. В настоящее время пишет в жанре «магического реализма». Пытается продолжать традиции «петербургской прозы», многие произведения автора обращены к магии и философии Петербурга. Один из основателей (вместе с Андреем Лазарчуком и Виктором Пелевиным) «турбореализма» — литературного направления, стоящего на грани реализма и фантастики. Статьи о турбореализме выходили в США и Японии.
Пишет неоднородно, мне у него нравится не все, точнее очень немногое, но все же писатель хорош, имхо.
P.S. Биографии авторов частично взяты с сайта «Лаборатория фантастики» http://fantlab.ru и на Вики.
Источник:
138 комментариев
7 лет назад
И правильно Мирер его критиковал, в фильме почти ничего не осталось от книги! И смысл совсем другой вложен и подача совсем другая. И главное, книга написана языком понятным детям, школьники её взахлёб читали и перечитывали, а фильм "без пол литра" не каждый взрослый поймёт. Автор сценария и режиссёр имеют право на своё видение, но не настолько же, что от книги одни имена остались. Убили отличное произведение, после фильма вряд ли кто захочет книгу прочитать, а зря. Советую всем прочитать КНИГУ, а уже потом , если появится желание посмотреть фильм. Но если фильм не смотреть, ничего не потеряете.
Не совсем в тему, но близко. Точно так же в фильме "Поле битвы Земля" ничего (кроме имён) не осталось от книги "Поле боя Земля"! Из фильма напрочь исчезла роль русских в освобождении Земли, а без русских не было бы и победы. И это не смотря на то что автор книги, Лафайет Рональд Хаббард, американец, создатель Церкви саентологии. Он русским отвёл огромную роль в освобождении Земли. Без русских фильм стал огрызком, незаконченным, лишённым смысла, напрочь удалили роль содружества землян и совместную борьбу, остались только "богоизбранные" американцы.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Недавно перечитывал. И "Люди как боги" и "Диктатора" и "Хрононавигаторов"...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена