Шедевры фантастики - замечательные, но не самые известные авторы
Сюда не входят
1.Классики (Толстой, Булгаков, Беляев, Казанцев, Адамов, Обручев, Ефремов, Мартынов, Стругацкие, Снегов, Булычев, Крапивин Пелевин)
2. Растиражированные – Головачев, Звягинцев, Перумов, Бушков, Фрай, Олди, Семенова, Лукьяненко
3.Циклы - типа «вселенная сталкер», «вселенная метро», «русская боевая фантастика», «попаданцы», «русское романтическое фентези» и т.д.
1. Андрей Балабуха
Андрей Дмитриевич Балабуха родился 10 апреля 1947 года в Ленинграде. Член Профессиональной группы писателей при Ленинградском отделении Литфонда РСФСР (с 1974 г.), затем (с 1988 г.) — член Союза писателей СССР и (с 1992 г.) — Союза писателей Санкт-Петербурга; председатель секции фантастической и научно- художественной литературы. С 1983 года соруководитель (совместно с Анатолием Федоровичем Бритиковым), а с 1996 года — руководитель Студии фантастики. В 1994 — 1999 годах президент Благотворительного литературного Беляевского фонда.
В литературе дебютировал в 1966 году участием в коллективной радиоповести ленинградских писателей-фантастов «Время кристаллам говорить». Первый рассказ «Аппендикс» был опубликован в 1967 году в ежегоднике «Фантастика» издательства «Молодая гвардия». Выступает как прозаик, поэт, критик, переводчик, составитель отдельных сборников и книжных серий, а также литературный и научный редактор.
Переводил фантастику Джеймса Грэма Болларда (Великобритания), Алгиса Будриса (США), Альфреда Элтона Ван-Вогта (США), Клиффорда Саймака (США), Роберта Сильверберга (США), Роберта Энсона Хайнлайна (США); детективы Артура У.Апфилда (Австралия), Джона Бьюкена (Великобритания) и Питера О’Доннела (Великобритания); вестерны Луи л’Амура (США); повести-сказки Джорджа Мак-Дональда (Великобритания) и др.
Мне Балабуха запомнился своими рассказами, которые читал еще в «Искателе» и кажется «Технике молодежи» (или «Юном технике»?).
Вообще, всех авторов-фантастов в этой подборке можно разделить на 3 группы – те, которые еще умудрялись печататься при СССР (читатели моего поколения 70-х гг. рождения и чуть старше наверное их всех вспомнят, а вот помоложе – вряд-ли), первая «новая волна» с началом перестройки – печатались в основном в отличных сборниках «Молодая гвардия», и вторая «новая волна» –со второй половины 90-х и по наше время (вот тут найти жемчужины в горах другого «продукта» уже гораздо сложнее, неблагодарное это занятие).
2. Александр и Сергей Абрамовы
Александр Иванович Абрамов — писатель, критик, киносценарист. Членом Союза писателей СССР.
Родился в Москве, окончил Литературный институт имени В.Я. Брюсова и Дебютировал в литературе еще в двадцатые годы, первым его опытом стала фантастическая повесть «Гибель шахмат» (1926). Лишь в 1966 году Александр Иванович вновь обратился к фантастике. Популярный альманах «Мир приключений» опубликовал повесть «Хождение за три мира». Но авторов у этой повести было уже двое. Сергей Абрамов к тому времени заканчивал Московский автодорожный институт и к литературной деятельности себя не готовил, хотя писал стихи, печатал заметки в московских газетах. Именно Сергей Александрович навел своего отца на мысль о фантастической повести, рассказав тому об идее множественности пространств.
Новый литературный дуэт был встречен читателями, да и критикой тоже, вполне доброжелательно. Очевидно, повесть пришлась по душе и самим авторам, потому что вслед за нею они написали серию рассказов, составивших сборник «Тень императора» (1967). В основу этих рассказов легли гипотезы из области биологии, физики, кибернетики, отталкиваясь от которых авторы строили острый, увлекательный сюжет. В 1968 году Абрамовы выпустили свой первый большой фантастический роман «Всадники ниоткуда», который, несмотря на разноречивые отклики в прессе, вероятно, можно назвать лучшим из всего, что написано ими вдвоем. «Всадники ниоткуда» — типичный роман «о контакте», контакте с существами, абсолютно не похожими на людей и получившими название «розовых облаков».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов романы и повести Сергея Абрамова, написанные в соавторстве с отцом — Александром Ивановичем Абрамовым, пользовались немалым успехом у поклонников научной фантастики. Сборник научно-фантастических рассказов «Тень императора», романы «Всадники ниоткуда», «Рай без памяти», «Хождение за три мира», «Селеста-7000», «Всё дозволено», «Повесть о снежном человеке»… Все эти произведения неизменно печатались тогда в «рамочке» — популярной «детлитовской» серии «Библиотека приключений и научной фантастики».
С начала 70-х годов Сергей Александрович Абрамов начал писать самостоятельно.
Сам помню их по ярким и самобытным рассказам, которые с интересом читаются и сейчас. Это было время, когда Стругацкие написали «Страну Багровых туч» и «Путь на Амальтею», в то время фантастика дышала космосом, экспансией человечества, тягой к звездам, верой в прогресс… И никаких попаданцев, постапокалипсиса, смертельных зомбовирусов и прочей депрессухи).
3. Александр Мирер
В 1960-х годах Александр Мирер входил в неформальный московский кружок писателей-фантастов, собиравшийся в редакции фантастики издательства «Молодая гвардия» (в кружкок этот входили также Аркадий Стругацкий, Север Гансовский, Анатолий Днепров, Еремей Парнов, Михаил Емцев, Дмитрий Биленкин, Ариадна Громова, Роман Подольный). Александр Мирер дебютировал в фантастике повестью «Будет хороший день!» (1965). Его первая авторская книга — детская фантастическая повесть «Субмарина «Голубой кит» (1968). В 1969 году были опубликованы две повести, которые сделали Александра Мирера одной из наиболее заметных фигур в советской фантастике того времени — «У меня девять жизней» (расширенный вариант вышел книжным изданием в 1990 году) и «Главный полдень» (в 1976 году расширенный вариант выпущен как роман «Дом Скитальцев», по мотивам романа поставлен художественный фильм «Посредник» (1990).
Двухсерийный фильм «Посредник» 1990 г. также настойчиво рекомендую к просмотру – настолько он не характерен для нашего кино – снят весь в сепии, почти ч/б, шикарная атмосферная музыка, толика «сумасшедшинки», ну и классический НФ сюжет + погружение в нашу безрекламную и аутентичную молодость конца 80-х начала 90-х. Отличный фильм, хотя сам Мирер его критиковал, по нему вообще отдельную тему можно сделать.
4. Альфред Хейдок
Это совершенно замечательный автор. Родился еще в позапрошлом веке, умер в 1990 году. Был хорошо знаком с Рерихом. В 1934 году выходит сборник Хейдока «Звёзды Маньчжурии», предисловие к которому написал Н. К. Рерих. Долго жил в Китае, вернулся в СССР, за переписку с Рерихом был репрессирован, потом оправдан, вообще по биографии этого человека (погуглите сами) можно диссертацию писать. Меня его рассказы – Храм снов, Три осечки, Манчжурская принцесса, Шествие мертвых, Безумие желтых пустынь и другие просто восхищают до дрожи. В СССР естественно не печатался, его рассказы появились в некоторых сборниках «Молодая гвардия» с конце 80-х. Я бы его назвал русским Эдгаром По, хотя у Хейдока, имхо, куда более глубокие экзистенциальные и мистические вещи, взгляд в потусторонее. Классической фантастикой назвать конечно нельзя, но таланта Хейдока это не умаляет.
5. Дмитрий Биленкин
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Биленкин — общепризнанный мастер научной фантастики. В этот период выходят сборники произведений писателя: «Марсианский прибой» (1967), «Ночь контрабандой» (1971), «Проверка на разумность» (1974). Успех Биленкину принес цикл о психологе-интеллектуале Полынове — герое-«сверхчеловеке» близкого будущего, чьи подвиги обусловлены не уникальными физическими данными и не оружием и воинским искусством, а интеллектом и знанием психологии (повести «Десант на Меркурий», 1967; «Космический бог», 1967; «Конец закона», 1980). К циклу также примыкает повесть «Сила сильных» (1985), в которой действует потомок Полынова.
Биленкин создал запоминающиеся образы иных миров НФ и их первооткрывателей. Марсианская тема отражена в ряде рассказов: песчаные волны Марса в «Марсианском прибое» (1966), марсианские альпинисты — в «Снегах Олимпа» (1975). Биленкин создает ледяную планету («Ничего, кроме льда», 1974), и вулканическую («Сокровища Нерианы», 1975). Нередко Биленкин обращается к вопросам экологии природы и экологии человека (рассказы «Художник», 1967; «Догнать орла», 1973; «Здесь водятся проволоки...», 1981; «Чара», 1969; «Давление жизни», 1970, «Уик-Энд», 1991). Впрочем, рассказам Биленкина не чужд и искрящийся юмор («Сберкасса времени», 1967; «Как на пожаре», 1968; «Гол в свои ворота», 1969; «Адский модерн», 1971; «Не бывает», 1974; «Выручайте, Мих.Мих.!», 1974; «То-то же», 1980; «Существует ли человек?», 1985; «Ремонт электронов», 1986).
В период с 1976 по 1981 гг. следуют переводы издательством Macmillan и издание на английском языке в США ряда рассказов Биленкина («Его Марс», «Город и Волк» о возможности «пересадки» человеческого разума животному, «Гениальный дом», «Однажды ночью», «Проба личности»). В СССР в 1980-е годы издаются сборники «Снега Олимпа» (1980), «Лицо в толпе» (1985), «Сила сильных» (1986), «Приключения Полынова» (1987).
Биленкину всегда претила халтура, в изобилии произрастающая на фантастической ниве. Умер в 1987 г.
На этом про первую когорту наших фантастов все (хотел еще Илью Варшавского, ну да ладно, в комментах можно будет). Перейдем к первой «новой волне» конца 80-х начала 90-х – вот это, имхо САМОЕ интересное,что было с нашей фантастикой
6. Евгений Дрозд
Строго говоря - сейчас это уже белорусский писатель, но для нас, made in USSR - он наш ))
Первые рассказы Е. Дрозд, всегда отдававший предпочтение малым формам, опубликовал в конце восьмидесятых годов. Такие произведения, как повести «Скорпион» и «Лекарство от энтропии», рассказы «Феникс» и «В раю мы жили на суше» вывели писателя в число наиболее заметных фантастов Белоруссии. В 1992 году в минском издательстве «Эридан» увидела свет первая авторская книга Дрозда — сборник «Тень над городом».
Использовал псевдонимы Анатолий Бирюков; Руслан Оварьевич Глосский; Тимофей Гневка; Дебилл; Дракула; Юджин Траш; Ермолай Шакута; Ермолай Шапутье. Евгением Дроздом переведено несколько детективных романов Чейза, Брауна, Гарднера и т.п. Из фантастики — сборник рассказов Роджера Желязны, роман Ричарда П. Хенрика «Экологическая война» и роман Брайана Олдисса «Малайсийский гобелен». В 1990 в симферопольском издательстве «Таврия» вышел сборник рассказов, переведенных Евгением Дроздом с английского «Общественное порицание».
Рассказы Евгения Дрозда «Феникс» и «В раю мы жили на суше» включались в ежегодные антологии НФ Мюнхенского издательства Вильгельм Хейне Ферлаг «Невеста времени» (Die ZEITBRAUT, 1993), «Летчица» (Die PILOTIN, 1994) и «Дорога на Кандарай» (Die STRASSE NACH CANDAREI, 1995).
Знаю, тут много любителей П/А – почитайте его повесть «Скорпион» - уверен, зайдет всем.
7. Елена Грушко
Хочу наконец немного разбавить мужской коллектив подборки. Хотя почему-то каждый первый пишет, как его «тошнит от женской фантастики» - не знаю, у меня, например, Урсула Ле Гуин один из любимейших авторов (можно навскидку еще Андре Нортон вспомнить, Мэри Стюарт или Энн Маккефри – отличная качественная литература), может просто мало дам именно классическую фантастику пишет – больше фэнтези и романтическую?))
Первая новелла Грушко «Не жена», опубликована в журнале «Дальний Восток». Повести и рассказы Елены Грушко объединены в сборниках «Последний снег апреля» (1984), «Добрыня» (повести Добрыня и Последний чогграм, 1986) и «Картина ожидания» (1989); в ант. изд. повесть «Венки Обимура» (1990).
В конце 1990-х годов Елена Грушко обратилась к истории и детективам. Сменив жанр, сменила и фамилию на псевдоним Елена Арсеньева. Автор около 50 любовно-авантюрных, исторических и криминальных романов (вот собственно где-то после 1990-го года ее читать и не советую)))
Могу порекомендовать повесть «Созвездие видений» - очень самобытная и качественная вещь, имхо.
8. Виталий Пищенко
Фантастику печатает с 1981 года. Первый рассказ — «Равные возможности» был напечатан в газете «Молодость Сибири», затем в течение десятилетия выпустил несколько повестей и рассказов («Замок Ужаса», «Миров двух между» и др.), переводившихся на национальные языки СССР и выходивших за рубежом, а после распада СССР более чем на десять лет «замолчал». В это время В. Пищенко писал очерки и публицистику, работал с прозаиками (не только фантастами) и поэтами.
В 1999 году он вновь обратился к фантастике. Вместе с писателем из Бендер Юрием Самусем продолжил работу над романом «Полынный мед» (первые главы были опубликованы в 1989 году, а в начале 2000-х отрывки из романа печатались в журналах «Наш современник», «Сокол», «Млечный путь»). Это произведение (в четырех томах) до сих пор не издано, как и написанный в соавторстве с Михаилом Шалаевым роман-фэнтези «По Живой Паводи». В 2002 г. вышел в свет сборник «Разлом времени», а в 2004 — роман «Укус скорпиона» (написанный в соавторстве с Ю. Самусем).
Рекомендую начать с повести «Замок ужаса» - легко читается, сочетает жанры детектива, НФ и фэнтези, очень приятное чтиво.
9. Андрей Белянин
В 1994 году был принят в Союз писателей России, имел на руках три сборника стихов и сказки «Рыжий и Полосатый», «Орден фарфоровых рыцарей».
В 1995 году, после публикации этих произведений в журнале «Юность», издательство «АРМАДА» пригласило Андрея Белянина к сотрудничеству. Вскоре была издана повесть «Джек Сумасшедший король».
Перу писателя также принадлежат романы из циклов «Меч без Имени» («Меч без Имени», «Свирепый ландграф», «Век святого Скиминока») и «Джек Сумасшедший король», а также романы «Тайный сыск царя Гороха», «Рыжий рыцарь», «Моя жена — ведьма».
Писатель на любителя, немного попсовый, но мне отлично заходит, когда просто отдохнуть с книжкой хочется, не сильно много думая)). Последнюю вещь особенно рекомендую, написана с отличным юмором )))
10. Андрей Столяров
В литературе начинал как фантаст. В настоящее время пишет в жанре «магического реализма». Пытается продолжать традиции «петербургской прозы», многие произведения автора обращены к магии и философии Петербурга. Один из основателей (вместе с Андреем Лазарчуком и Виктором Пелевиным) «турбореализма» — литературного направления, стоящего на грани реализма и фантастики. Статьи о турбореализме выходили в США и Японии.
Пишет неоднородно, мне у него нравится не все, точнее очень немногое, но все же писатель хорош, имхо.
P.S. Биографии авторов частично взяты с сайта «Лаборатория фантастики» http://fantlab.ru и на Вики.
Источник:
138 комментариев
7 лет назад
Очень интересно, детально и красиво рисует миры. Народ продолжение его книг ждет всегда со страшным нетерпением.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
А из современных Кружевский (редкий случай) иногда пишет 1 в 1 в стилистике начала 80-х
Удалить комментарий?
Удалить Отмена