«Королева сварки» о платьях, Казанове и «четких ребятах»
На огромном предприятии с невыговариваемым названием ВНИИМЕТМАШ есть особенный корпус. Там внутри цветные стены, в одной из комнат — девичья гардеробная, и все вокруг заставлено цветными скульптурами из металла. Здесь трудится Weld Queen (англ. — «королева сварки») — художник Александра Ивлева. Три года назад она арендовала это помещение, сделала в нем ремонт и принялась варить. Сталь, а не борщ.
«Моя мама — профессиональный повар, — рассказывает Александра. — И она мне все детство говорила: «Саша, только не в повара, это тяжелая работа, все время на ногах, кастрюли таскаешь…» Теперь я смеюсь: «Мама, я тебя послушалась, я не повар. Но тоже варю».
Саша не планировала становиться ни художником, ни сварщиком. Просто одиннадцать лет назад к ней стали приходить идеи, и она начала рисовать маслом. «Но это было не то, — говорит она. — Я искала свой материал. Пришла к отцу и попросила: научи меня варить». Папа-инженер только обрадовался, и вскоре Саша стала варить металлические светильники: «Я брала железку в руки и понимала, что меня как магнитом тянет».
Потом Саша получила профессиональное образование — выучилась в колледже и стала сварщиком третьего разряда. Возможно, она даже пошла бы когда-нибудь работать на завод. Но в 2015 году ее разбудил кот. Вернее — идея: создать скульптуру медитирующего кота. «Я проснулась и села на кровати в позе лотоса. И представила себе, что я большой медитирующий кот. Как будто ощутила себя в его теле, — вспоминает она. — Представила, что люди приходят, садятся ко мне, и им так спокойно становится. И я помчалась его делать». Через два месяца медитирующий кот Тихвами впервые отправился на выставку.
С тех пор идеи скульптур стали приходить одна за другой. Саша так и говорит: «приходить» — они появляются сами. «Как-то я ехала в поезде и просто рисовала. Рисую, линия идет, идет… И я понимаю, что это человек.
Говорю ему:
"Привет, а как тебя зовут? И тут же отвечаю сама: Казанова! Ну ты красавчик вообще!"
Теперь Казанова живет в ее мастерской. Это ярко-оранжевый железный «мужчина», на которого можно сесть и покачаться. Саша любит делать качалки, называет их интерактивными скульптурами. Ее работы часто размещают не в музеях, а в парках: там они служат и скамейками, и качелями, и украшением. Каждый человек, который садится на такую скульптуру, создает собственный перформанс — и для себя, и для окружающих.
Первой качалкой Саши стал «конь-огонь» — лошадка красного цвета: «У друга был день рождения, и я думала — что подарить большому мальчику? И решила, что о такой лошадке мечтал каждый ребенок». А потом пошли скульптуры-«люди». «Это Дорифор, — знакомит нас Саша. — Античный канон мужской фигуры. Современный Дорифор — это ухоженный мужчина, обязательно с бородой. Я сама не поклонница бородатых мужчин, но это так отражает нашу действительность…» Есть и женский аналог — Мадонна. У скульптур нет лиц: предполагается, что зритель нарисует его в воображении сам.
Саша показывает нам свой гардероб. «Это традиционное русское сварочное платье, когда я его надеваю, то маску ношу как кокошник, — рассказывает она. — Это — вечернее, с воланами, можно надеть на открытие выставки. А вот ангельский костюм. Ангелы — это наши помощники, они латают дыры мироздания, и когда они это делают, им нужны крылья в цвет облаков, чтобы маскироваться…».
Все эти костюмы сшиты из огнеупорного брезента, в каждом из них Саша варит. Это часть ее мифологии. Мира, который она придумала сама и о котором вполне можно написать книгу вроде «Властелина колец». В нем есть и галактические сварщики, и сварщик-супермен. Сейчас на Саше, правда, обычный рабочий костюм, а с ним — специальные ботинки с железными носами: «Чтобы, если сюда упадет железка, у меня не расплющился палец». Свои костюмы Саша придумывает сама. И проводит в них перформансы и мастер-классы.
"Как на улице смотрят? Шеи сворачивают! Как-то зимой надела русское платье, маску как кокошник, шубу, шла в сторону Парка Горького. И кто-то сфоткал меня сзади. А потом я нашла это в огромном паблике во «ВКонтакте» с подписями типа: «Кто эта женщина, куда она идет?"
К нарядам Саша добавляет «сумку для сильных женщин», сваренную из арматуры, — она, в общем, не так уж много весит, обычные женские сумки бывают и потяжелее.
Еще есть авоська с бутылкой пива — ее надо носить со спортивным сварочным костюмом. Он появился после одной профессиональной выставки — Саша часто на таких бывает. «Это было под конец, все были уже веселые, и подходит ко мне парень и говорит: “Саша, ну ты же сварщик третьего разряда! И я сварщик! Мы такие клевые!” Такой четкий парень, и видно, что я ему братан по полной программе, — смеется она. — Он мне повторил это раз десять. И в 5.30 утра меня разбудила идея: надо сделать спортивный сварочный костюм для “четких ребят”, а к нему авоську из арматуры с пивом и семечками».
Хотя сварщики — «четкие ребята» и могут иногда выпить пива, Саша просит не думать о них шаблонно. «Все эти стереотипы о “вечно пьяных сварщиках”… Да сварщик не может быть пьяным на заводе, потому что его просто не допустят к работе! От того, что он делает, зависят жизни людей».
«Когда я при знакомстве с мужчиной говорю о своей работе, первая реакция — недоверие. Спрашивают: “Шутишь, что ли?” Потом я рассказываю, и у них появляется подозрение, что я и правда сварщик, — рассказывает Саша. — А на выставках, когда я прихожу в маске, иногда иронично спрашивают: “А сварщик-то настоящий? Что, правда варите?” Что тут ответишь? Ну да, варю…».
Сакраментальное «ну ты же девочка» Саше слышать доводилось. Но только не от близких людей — они ее поддерживали изначально. «Но вообще, когда я в сварочном платье, ни у кого не возникает сомнений, что я девочка», — улыбается она.
На мастер-классы, которые Саша иногда проводит на фестивалях, приходят и женщины, и мужчины. Саша говорит, что научить азам несложно, а «люди счастливы невероятно — их как в космос свозили».
"Представляете, стоит такая красивая современная девочка и напильником отшлифовывает сердце, которое сама же сварила. Может, она и делает все чуть неуклюже. Но это даже со стороны выглядит потрясающе."
И хотя Саша — настоящий сварщик, себя она называет художником: сварка для нее — это прежде всего технология. Она пока не зарабатывает на своих скульптурах, но говорит, что дело движется: покупателей и приглашений на фестивали становится все больше. Зовут в том числе и за рубеж, например на фестиваль Burning Man, который пройдет в августе. «Для меня деньги, которые я получаю от продажи скульптур, — просто ресурс, чтобы делать новые работы, — признается Саша. — У меня дорогое производство, но все затраты кажутся смешными по сравнению с тем, что я должна сделать».
Возможно, работать сварщиком на заводе было бы выгоднее, чем заниматься современным искусством. Но Саша на такие слова только смеется. «Если я сейчас приду на завод, меня просто не допустят — у меня нет ни специального удостоверения, ни опыта. Но если вдруг стране будет не хватать кадров и Weld Queen “призовут”… Конечно, чем смогу, помогу».
Источник:
51 комментарий
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
*наладчик сварочного оборудования
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена